Практика внедрения расчетных (дебетовых) карт
К числу финансовых инструментов, направленных на всестороннее развитие государственного управления, относятся расчетные (дебетовые) пластиковые карты. Порядок их применения регламентирован приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2010 г. № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства» (далее — приказ № 199н). Утвержденные правила обеспечения приняты Казначейством России к исполнению и включены в Стратегическую карту развития. В целях реализации положений приказа № 199н и Стратегической карты развития, практической отработки новой платежной технологии по обеспечению организаций наличными деньгами Казначейством России было определено три пилотных управления по субъектам РФ: Владимирской, Воронежской и Ростовской областям.
Как все начиналось
На начальном этапе своих действий Управление Федерального казначейства по Ростовской области (далее — Управление) организовало совещание с представителями Главного управления Банка России по Ростовской области и пяти крупных кредитных учреждений, имеющих сеть подведомственных структур в регионе. Специалисты Управления проинформировали представителей банков о положениях приказа № 199н и пригласили всех к участию в открытом электронном аукционе на право заключения государственного контракта на открытие и ведение счетов Управления на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям». Аукцион был объявлен 26 сентября 2011 года. Заявки на участие подали только два банка: Юго-Западный банк Сбербанка России и коммерческий банк «Центр-инвест». При этом Юго-Западный банк при переходе торгов на повышение цены контракта отказался от дальнейшего участия в аукционе, аргументировав свои действия экономической нецелесообразностью и технической неготовностью. Победителем признан коммерческий банк «Центр-инвест», с которым 24 октября 2011 года заключен государственный контракт сроком на пять лет и 26 октября 2011 года — договор банковского счета.
В целях реализации указанного государственного контракта Управлением совместно с КБ «Центр-инвест» проведена рабочая встреча с представителями областного минфина, органов исполнительной власти и руководителями финансовых органов муниципальных образований Ростовской области, в ходе которой определены меры по реализации нового порядка обеспечения организаций наличными деньгами. Кроме того, было принято решение о направлении писем-уведомлений всем федеральным организациям на территории Ростовской области, разъяснительных писем главам местных администраций, определен первоочередной перечень организаций для перевода на новый порядок, который возглавило непосредственно Управление. Было принято решение о проведении обучающих семинаров и консультаций для клиентов УФК, на которых планировалось рассказывать о правилах пользования расчетными пластиковыми картами и преимуществах нового порядка. В свою очередь банк «Центр-инвест» подтвердил готовность выполнять принятые по госконтракту обязательства и в течение двух месяцев до конца 2011 года организовал и технически оснастил пункты обслуживания организаций по выдаче и внесению наличных денег во всех городах и районах области, где они к указанному сроку отсутствовали. Кроме этого в целях эффективного и безопасного взаимодействия при выполнении госконтракта и в соответствии с договором банковского счета заключен отдельный договор о признании и использовании электронной подписи в системе дистанционного банковского обслуживания «Центр-инвест-Клиент». Особенностью этого договора является то, что платежные операции на счете Управления 40116 осуществляются в электронном виде с применением электронной подписи централизованно на уровне Управления и головного офиса КБ «Центр-инвест», а также в соответствии с нормативными актами Банка России и установленными им банковскими правилами и требованиями. Это позволило:
- осуществлять взаимодействие в условиях использования унифицированного формата электронных банковских сообщений (УФЭБС);
- уменьшить трудозатраты территориальных отделов Управления;
- увеличить операционное время до 16 часов рабочего дня (в последний день финансового года — до 17 часов рабочего дня);
- уменьшить количество ошибок, допускаемых сотрудниками банка при ручной обработке платежных документов.
Дополнительные условия взаимодействия
После проведенного в январе — феврале 2012 года тестового использования банковских карт в ряде пилотных организаций Управление приступило к массовому переводу организаций на новый порядок. При этом перевод областных и муниципальных организаций осуществлялся в соответствии с графиками, согласованными с министерством финансов Ростовской области и финансовыми органами муниципалитетов. Следует отметить, что в ходе апробации нового порядка на ограниченном количестве организаций Управление пришло к выводу о необходимости дополнительной регламентации ряда условий взаимодействия с КБ «Центр-инвест». Эти условия не предусмотрены в приказе № 199н, но способны сделать сервис клиентам Федерального казначейства более качественным. С этой целью в рамках государственного контракта с КБ «Центр-инвест» заключены Соглашение № 1 об изменении договора банковского счета и договор об осуществлении операций по обеспечению наличными деньгами организаций, обслуживающихся в органах Федерального казначейства Ростовской области с использованием банковских расчетных (дебетовых) карт.
Соглашением предусмотрено наличие в офисах и пунктах выдачи наличных денег отдельных касс с огороженными помещениями для посетителей, куда не будет доступа посторонним лицам, закрепление необходимого количества операционистов банка для работы с представителями организаций, обеспечение в кассах условий для пересчета банкнот и монет. Согласно договору для обеспечения организаций банковскими картами между Управлением и КБ «Центр-инвест» установлен электронный документооборот с использованием ППО «СЭД» с применением электронной подписи. В связи с тем что изготовление банковских карт осуществляется только в головном офисе КБ «Центр-инвест», использование ППО «СЭД» позволило сократить время доставки документов организаций на получение банковских карт от территориально обособленных отделов Управления в головной офис банка с 10–14 до 3–7 дней, уменьшить транспортные и трудовые затраты обособленных отделов на подготовку и передачу документов в банк.
Положениями приказа № 199н предусмотрено представление организациями в орган Федерального казначейства для получения банковских карт только заявлений, оформленных в установленном порядке. Однако Федеральный закон от 7 августа 2011 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает кредитные организации идентифицировать клиента. Для этого организации должны представить в банк копии общероссийских паспортов работников, уполномоченных на получение карт, сведения об организации и заявления работников организаций об их согласии на передачу банку, использование и хранение конфиденциальной информации. Эти документы необходимо предоставлять одновременно в орган Федерального казначейства и в банк, что создает для организаций определенные неудобства. В указанном же договоре стороны предусмотрели принятие от организаций заявлений на получение банковских карт и документов на идентификацию сотрудников по принципу одного окна в органе Федерального казначейства, где они проверяются, после чего передаются в банк с использованием ППО «СЭД». Этим же договором определен порядок оформления и передачи между органом Федерального казначейства и банком ПИН-конвертов (корешков к ПИН-конвертам), а также обязанность банка по зачислению средств, внесенных на банковские карты уполномоченными сотрудниками организаций, на счет Управления 40116 в день взноса наличных денег на карты и др. Следует отметить, что КБ «Центр-инвест» за рамками госконтракта и вышеуказанного договора предложена услуга обеспечения наличными деньгами через банкоматы других банков — Сбербанка России, ВТБ-24, Газпромбанка и др. без взимания комиссии за данные операции. С одной стороны, этот сервис позволяет организациям значительно оптимизировать процесс получения и взноса наличных денег. Но с другой стороны, операции по зачислению и списанию денежных средств с банковских карт при использовании банкоматов других банков отражаются в банковской выписке КБ «Центр-инвест» спустя 2–4 дня, а операции по списанию наличных денег с расчетной (дебетовой) карты, совершенные после 19.00, отражаются в банковской выписке счета 40116 второго операционного дня. Об этом клиенты предупреждены.
Более 90 миллиардов — в безналичной форме
В результате принятых Управлением мер к концу 2012 года 99 % федеральных, региональных и муниципальных учреждений и организаций осуществляли операции с наличными денежными средствами посредством расчетных (дебетовых) пластиковых карт в КБ «Центр-инвест», а остальные (1 %) — по чекам в учреждениях Банка России. Руководствуясь приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2012 г. № 177н, который внес изменения в приказ № 199н, и указаниями Федерального казначейства от 26 апреля 2013 г. № 42-7.4-18/9.5-355, Управление провело процедуру размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению операций по расчетам за товары (работы, услуги), в том числе и в торгово-сервисных сетях, с использованием расчетных (дебетовых) карт с отражением операций по счету 40116. На участие в данном аукционе была подана одна заявка, и в соответствии с Законом № 94-ФЗ был заключен государственный контракт с единственным участником — КБ «Центр-инвест».
Внесенные приказом № 177н изменения в Правила обеспечения наличными деньгами сделали обязательным предоставление банком органу Федерального казначейства информации о совершаемых операциях по счету 40116 по каждому клиенту в разрезе карт, включая информацию о суммах операций, расчеты по которым не завершены (зарезервированные суммы). Наличие данной информации позволило Управлению полностью автоматизировать процесс обработки выписки по счету 40116, исключить из него участие специалистов территориально обособленных отделов, сократить количество указанных счетов. Кроме этого вышеназванная информация направляется Управлением организациям-клиентам для контроля за совершением операций с использованием расчетных (дебетовых) карт и обеспечения достоверности и качества ведения бухгалтерского учета.
По состоянию на 1 января 2014 года на балансовом счете Управления 40116 в КБ «Центр-инвест» открыто 1079 счетов. Практически все (более 6 тыс.) федеральные, областные и муниципальные учреждения и организации осуществляют операции с наличными денежными средствами только через расчетные (дебетовые) карты, а 30 федеральных силовых структур — через расчетные чеки. На основании заключенных соглашений о кассовом обслуживании с 2014 года бюджетов региональных отделений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования России Управлением в КБ «Центр-инвест» для каждого из них открыто только по одному счету. Балансовый счет 40116 Управления в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области закрыт.
Принятые Управлением меры в рамках действующего законодательства позволили добиться полной реализации приказов № 199н и 177н. В результате масштабного использования организациями государственного и муниципального секторов региона зарплатных и расчетных (дебетовых) карт в безналичную форму денежного обращения переведено более 90 млрд руб. бюджетных средств в годовом исчислении, а также созданы условия для оптимизации работы указанных организаций и повышения эффективности бюджетных расходов.•