Маска, я тебя знаю
Каждое утро, отправляясь на работу, мы останавливаемся у своего гардероба и тщательно, прислушиваясь к своему настроению, вспоминая прогнозы синоптиков, оценивая важность грядущих событий, подбираем себе необходимые одежду, обувь и головной убор. Могли ли вы подумать, что наше сознание также имеет свой гардероб и так же, как и мы, подбирает себе одеяние, которое пришлось бы кстати на предстоящий день, — маску.
Маска — не просто кусок раскрашенной бумаги или папье-маше. Это определенный образец, тип поведения... Человек выбирает маски не произвольно. Маска должна компенсировать то, чего личности, по ее самооценке, не хватает. Заботливому человеку не приходится «проявлять заботливость», раболепному не нужно изображать покорность, а веселому — надевать маску весельчака.
И. С. Кон
Маски в нашей жизни
Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отрабатываем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх типа «дочки-матери», и взрослым бывает забавно наблюдать за своими детьми во время этих игр. Присмотритесь: дети показывают то, как они воспринимаю вас. По мере увеличения практики общения появляются новые маски, в том случае, если старые не подходят. Часто выбор масок происходит неосознанно: понравившееся выражение лица, интонации или поговорка, встреченные нами в каком-либо месте, способны изменить нашу любимую маску или создать новую.
Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело, этим пользуются физиогномисты. Физиогномика (искусство чтения по лицу) может очень сильно помочь в расшифровке масок окружающих. Выдающийся русский физиолог, ученый-энциклопедист И. М. Сеченов в своих трудах писал: «...обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты судят по внешним признакам... Все без исключения, что мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического». Таким образом, становится очевидным, что психологическая оценка внешности не лишена научных оснований.
Например, морщины физиогномика трактует так:
- если морщины расположены в уголках губ и глаз, то в таком случае они говорят о жизнерадостности и оптимизме их обладателя;
- морщины, расположенные в виде лучей вокруг рта, свидетельствуют о робости и стеснительности человека;
- если вокруг глаз расположены так называемые «гусиные лапки», то это говорит о том, перед вами человек очень внимательный, который с интересом относится к мельчайшим деталям;
- морщины над внешним краем бровей скажут о преданности и честности своего хозяина;
- глубокая вертикальная морщина, которая проходит между бровями, расскажет об интеллигентном и тактичном человеке;
- горизонтальные морщинки в области лба не зря носят название «морщин власти», их могут сопровождать складки на переносице, которые еще называют морщинами гнева. Зачастую они появляются в ранней молодости у людей, которые обладают властным и жестким характером;
- предусмотрительные и добродушные представители человечества имеют горизонтальные морщинки во весь лоб, но только в той ситуации, когда они непрерывны. Если они образованы за счет множества небольших морщин, то это свидетельствует о человеке, не способном завершить начатое дело и склонном к интриганству.
Еще один интересный пример диагностики по морщинам лица. Он построен на том, что старость делится на «красивую» и «безобразную». Людям первого типа более свойственны положительные эмоции, и это сказывается на направлении складок и морщин — вверх. Людям второго типа свойственны отрицательные эмоции, у них морщины направлены вниз. Посмотрите, куда направлены ваши «гусиные лапки» у глаз (если они есть). Если вверх — ваш эмоциональный фон положителен, вы легко и по-доброму относитесь к себе, к окружающим, к жизни, часто смеетесь. Если вниз, то вы пессимист, и мрачный эмоциональный фон для вас более привычен. Точно так же и уголки губ: их направленность вниз многое объясняет в вашем отношении к жизни.
Нередко приходилось встречаться с асимметричными лицами у людей, которые во что бы то ни стало хотели спрятать от окружающих свои эмоции. Этому может быть много причин. Например, страх обнаружить свои переживания, опасение быть осмеянным. Так, если им смешно, они будут прятать улыбку под ухмылку, улыбаясь лишь одной половиной рта. И когда подобное самоограничение повторяется не раз, возникает стойкое мышечное напряжение со стороны лица. Так зарождается маска, причиной появления которой становятся чувства человека, которые он испытывает на протяжении определенного времени. Каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей и поведение.
Интересно
Слово «маска» упоминается впервые в начале XVIII века во Франции. Французское слово masque своими корнями восходит к арабскому слову máskhara, что означает «насмешка». В России слово «маска» появилось в толковом словаре Даля, где великий лингвист объясняет: «Маска — это накладная рожа для потехи».
Маска «Серая мышка»
Человек ничем не выделяется из общей массы. Он спокойный, сдержанный, не хватает звезд с неба, не привлекает к себе повышенного внимания. В школе он твердый хорошист, на производстве — ответственный работник. Такие нравятся людям, они не доставляют хлопот. Но за уравновешенностью скрывается чувство глубочайшего одиночества и эмоциональная замкнутость.
В результате авторитарного воспитания родителей или постоянного подавления уже взрослой личности другим, более сильным человеком возникает глубоко развитое чувство вины. Оно вызывает необходимость оправдываться в своих действиях, мыслях или словах без видимых на то оснований. Человек, испытывающий чувство вины, делает все так, чтобы угодить, а в случаях неудачи погружается в свой внутренний мир или находит компанию единомышленников, где его не осудят и не обидят и где он будет чувствовать себя комфортно.
Маска «Козел отпущения»
В наши дни «козлом отпущения» называют (или назначают) человека, который вынужден отдуваться не только за свои, но и за чужие прегрешения. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь появляется человек, которого общность превращает в «козла отпущения». Дело в том, что такой человек используется как громоотвод для негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную функцию в коллективе. Психологи считают, что никто не попадает в данную нишу, если к этому нет предрасположенности: часто человек своим поведением провоцирует соответствующее отношение к себе. Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. В детстве игнорирование, вымещение злости, сравнение с кем-то «лучшим», постоянное недовольство личностью и многое другое приводит к появлению обиды. Ежедневные укоры, обвинения, неудачи, преграды становятся настолько естественными, что человек смиряется и соглашается с надетой на него маской «козла отпущения».
С другой стороны, некоторым людям, как ни странно, может нравиться такая роль. Они получают от нее своеобразные выгоды: жалость, возможность не нести серьезной ответственности, нахождение в центре внимания... Но все же для большинства людей это положение неприятно. Избежать его, пусть и не всегда, но вполне возможно. И в большинстве случаев это зависит от нас самих.
Маска «Отшельник»
Человек спокоен, неразговорчив, погружен в свой мир и раздумья о жизни. С виду отшельники кажутся людьми без проблем, но это обманчиво, так как они просто не видят того, кому можно их доверить.
Человек, родившийся в мире масок, но пытающийся быть естественным и настоящим, рано или поздно понимает, что фактически невозможно найти подобного себе открытого человека. Данный факт приводит к тому, что он замыкается в себе и замыкает свое окружение.
Маска «Хороший человек»
Маска, выбранная индивидом для усиления чувства собственной важности. Психология социальных ролевых игр дает ей такое объяснение: «Хороший человек всегда серьезен, потому что он боится всех тех плохих качеств, которые подавил. И он серьезен, потому что глубоко внутри желает, чтобы его почитали за его добро, чтобы его наградили. Он жаждет респектабельности». Человек, пребывающий в образе «хорошего», будет совершенно обычным наедине с собой. Он может быть даже злым и агрессивным по отношению к кому-то очень близкому или когда знает, что его никто не видит. Он может иметь в своем сознании негативные, пагубные мысли, но следит за тем, чтобы эта тень не покрыла его лицо в социуме. «Хорошему человеку» важна публичность: признание его духовности, одобрение и уважение со стороны окружающих. Часто он проявляет себя в качестве педагога: эти люди могут быть хорошими ораторами. Надо отметить, что маска «хорошего человека» (или «доброго человека») все-таки гораздо конструктивнее, нежели потакание своей распущенности, ибо она дисциплинирует. Эту маску можно использовать в качестве стартового разбега для пробуждения духовности.
Маска «Герой»
Самостоятельно человек решает надеть маску супермена в случаях ощущения своей неполноценности по тем или иным параметрам, дабы спрятаться от своих комплексов и недостатков. Подобную маску не надевали бы так охотно, имея понимание о трудностях, которые она приносит, несмотря на то, что изначально представляет личность в лучшем свете. Без нее уже невозможно выглядеть столь солидно и эффектно, вследствие чего человек стыдится открыть миру свое истинное «я», считая его недостойным, ущербным по сравнению с маской.
Маска «Весельчак»
Все наверняка видели неугомонных весельчаков, но вряд ли задумывались над тем, что на многих из них могла быть надета маска шута. Зачастую они прыгают и радуются, дабы не заплакать. Отводя внимание смехом, они скрывают свои комплексы, недостатки, страхи. Страх остаться без внимания, забытым подталкивает шутов к изобретению как можно большего количества способов рассмешить, и чем больше, тем лучше — ведь именно так, вызывая позитивные эмоции, они ощущают себя нужными в этом мире.
Из данных примеров становится ясно, что различные психологические маски, которые мы носим на своем лице, являются лишь отражением нашего внутреннего мира. Но при этом они, в свою очередь, способны влиять на нас, подчиняя себе наше мироощущение. Сначала мы сами надеваем эти маски, пытаясь примерить новую роль или защищаясь от боли, а потом уже и не замечаем, как эти маски начинают управлять нашей жизнью. Маска диктует, как нам себя вести. Не наши желания выполняются, а веления маски. А у маски одна цель — сохранить себя, продолжить поддерживать тот образ, который она формирует. Отсюда и проблемы, когда мы действуем не по нашему желанию, а для сохранения маски, сохранения годами выработанного образа.
И все-таки маска — неоднозначная вещь. В личностных отношениях она может быть частью обмана и началом войны. А в служебных отношениях, в социуме может быть частью ритуала, необходимостью. Однако нося ее постоянно, мы немного теряем себя... С другой стороны — снимая маску не вовремя, мы иногда вынуждаем людей видеть то, чего они не хотели бы видеть. Иногда показываем то, чего не хотели бы показать. В любом случае единого ответа нет. Требуется осмотрительность: и от того, кто носит маску, и от того, кто имеет с этим человеком дело. •