Учет невыясненных поступлений

Определение порядка исполнения бюджетов по доходам, в том числе по невыясненным поступлениям, устанавливается в рамках бюджетного законодательства. При этом полномочия по распределению и администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются согласно Бюджетному кодексу соответственно Федеральным казначейством и главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов по компетенции.

 В соответствии со статьей 160.1. Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям администраторов доходов бюджетов относятся в том числе:

  • принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет;
  • принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление уведомления в орган Федерального казначейства.

Порядок отнесения поступивших платежей к невыясненным поступлениям и порядок их уточнения в настоящее время определены приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», а в период до 18 декабря 2013 года — приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Информация в реквизитах «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» и иных реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации в настоящее время определена Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н, и Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»; в период до начала действия вышеуказанных актов — приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», и наличие незаполненных реквизитов не допускается.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, в том числе все права и приобретения.

Для отражения расчетов по невыясненным поступлениям в Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, предусмотрены соответствующие счета бюджетного учета: 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» и забалансовый счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

Списание со счета показателей невыясненных поступлений осуществляется при их уточнении. При этом неуточнение невыясненных поступлений не может являться основанием для списания их со счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

В то же время нормативно-правовые акты Минфина России (Инструкции по бюджетному учету), определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета, не регламентируют срок исковой давности по доходным источникам, возникающим в рамках правоотношений с плательщиками доходов. В связи с чем отнесение объектов учета (расчетов с плательщиками по доходам в бюджет) на забалансовые счета не может служить основанием для прекращения права требования плательщиков по их возврату, а также основанием для прекращения полномочий (обязанностей) администраторов доходов бюджетов по их уточнению.

Порядок администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливается актом главного администратора доходов бюджетов, в том числе в нем может быть урегулирован порядок уточнения невыясненных поступлений. В случае невозможности определения плательщика и принадлежности платежа считаем возможным уточнение невыясненных поступлений на код бюджетной классификации 117 «Прочие неналоговые доходы» соответствующего бюджета.

До момента уточнения невыясненных платежей на соответствующие коды бюджетной классификации или возврата плательщикам списание с учета (в том числе с забалансового учета), по нашему мнению, некорректно.

 


Реклама