Внедрение информационных технологий в образовательный процесс
Модернизация системы образования, эффективная экспериментальная деятельность учебных заведений определяют новые приоритеты и направления развития образовательной деятельности. Необходимо внедрять в учебный процесс цифровые технологии для развития будущего поколения. Как оптимизировать расходы и на что обратить внимание при учете данных расходов, будет рассказано в данной статье.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений учащихся, методической мастерской учителя. Главной целью информатизации образовательного пространства является улучшение качества образования через активное использование информационных технологий. Доступ к информационно-образовательным ресурсам необходим учащимся, учителям, родителям. При этом возникает необходимость поиска новой роли образовательного учреждения в обществе в целом. С целью повышения эффективности педагогического труда, полной реализации запросов педагогов в образовательных учреждениях необходимо создание единого информационного пространства и четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации.
Чтобы образовательное учреждение стало информационным центром, необходимо:
- соединить учебный процесс и информационно-коммуникативные технологии;
- осуществлять мониторинг презентаций, семинаров, учебной литературы, предлагаемой на рынке;
- обучить педагогический персонал.
Для создания информационного центра учебного заведения в первую очередь следует обеспечить:
- сеть интернет (использование образовательных интернет-ресурсов в образовательном процессе);
- оборудование: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, интерактивные дисплеи, планшеты, мультимедиа-проекторы, телевизоры, документ-камеры, экраны для проекторов (для наглядности и доступности учебного материала во время учебных занятий, более удобного проведения видеоконференций и презентаций);
- программное обеспечение;
- обучение специалистов (повышение квалификации и переподготовка кадров).
Организацию и учет расходов на данные мероприятия рассмотрим далее более подробно.
Создание медиацентра
Для более доступного и быстрого освоения учебной программы на базе образовательного учреждения создаются медиацентры, которые предназначены для оказания информационно-методической и технической помощи педагогам и обучающимся. Это предоставление возможности копирования, сканирования и распечатки учебных программных материалов для проведения уроков; оказание методической поддержки учителям в создании компьютерных программно-методических материалов и презентаций по предметам; создание информационной базы по основным аспектам инновационной деятельности в учебном заведении; запись на CD-RV, CD-R DVD-презентаций, электронных учебников; оказание помощи ученикам в подготовке презентаций, докладов; организация самообразовательной деятельности учащихся с техническими средствами получения информации; обслуживание абонентов электронной почты; координация работы серверов образовательного учреждения.
Медиацентр включает в себя:
- лекционный зал;
- беспроводную систему передачи данных по электронным каналам связи (Wi-Fi);
- оборудование (компьютеры, медиацентр и т. д.).
Отметим, что для создания медиацентра образовательному учреждению необходимо разработать положение, которое включает в себя следующие пункты:
- общее положение, цели, задачи;
- направления деятельности центра;
- структура и состав участников медиацентра;
- права и обязанности участников.
Создание мобильного класса
Растет компетентность преподавателей, повышается общий уровень образовательного процесса, происходит расширение спектра предметов, преподаваемых с использованием IT-технологий, появляется дополнительная возможность организовать на современном уровне проведение совещаний, педсоветов и методических занятий преподавателей, семинаров и тренингов, а также внеклассных мероприятий, конкурсов, олимпиад. Все это создает необходимость организации мобильных классов, которые включают в себя тележку-сейф, обеспечивающую условия сохранности компьютерного (ноутбуки), презентационного оборудования (проектор) и оргтехники (МФУ).
В отличие от стандартных стационарных решений тележка-сейф наполнена мощными средствами, которые позволяют в течение нескольких минут развернуть в любом помещении беспроводную локальную сеть компьютеров и начать занятия. Такое решение дает возможность применения информационных технологий на любых уроках и в любых лекционных залах, а не только, например, на занятиях информатикой в специально оборудованном классе.
Повышаем квалификацию сотрудников
На современном этапе в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшей работы.
Оснащение учебных заведений интерактивным оборудованием требует профессиональных навыков для его использования в учебном процессе. Поэтому учреждение обеспечивает обучение педагогических работников за счет средств учебного заведения, которое может оплачиваться за счет бюджетных средств и (или) за счет средств от приносящей доход деятельности.
Устанавливаем связь (интернет)
C целью информационного обеспечения деятельности учащихся и педагогических работников систематически проводится тематический поиск и отбор информации с использованием сети интернет. Подключение интернета осуществляется с помощью заключения договора с провайдером.
Отметим: чтобы оградить ученика от опасных и вредных сайтов в интернете, учреждению необходимо установить интернет-фильтры, которые гарантируют стопроцентную защиту от опасных и нежелательных материалов (соответствующие органы проводят проверку по установке интернет-фильтров).
Бухгалтерский учет
Компьютерные классы образовательного учреждения становятся базой для внедрения информационных технологий. Накопленное за предыдущие годы оборудование морально устаревает, и в кабинете информатики подчас собирается разномастная группа компьютеров разных поколений, которая усложняет работу всей системы, а иногда просто не может быть включена в общий электронный процесс. Поэтому для эффективного внедрения информационных технологий необходимо провести ряд мероприятий:
- закупить оборудование нового поколения (интерактивное оборудование) и лицензионные программы к нему;
- обеспечить интернетом и локальной сетью аудитории;
- подготовить кадры для применения новых программ и оборудования в учебном процессе.
Закупка оборудования
Приобретаемое интерактивное компьютерное оборудование, оргтехника, тележка-сейф для учебных кабинетов принимаются к бухгалтерскому (бюджетному) учету по их первоначальной стоимости, которая на момент приобретения формирует суммы фактических вложений учреждения в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (п. 23, 47 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)):
- уплачиваемые поставщику по договору поставки;
- уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
- по уплате таможенных пошлин, регистрационных сборов;
- вознаграждений, которые уплачиваются посредническим организациям за услуги по приобретению объектов основных средств;
- затрат по доставке объектов основных средств до места их использования;
- фактических затрат, связанных с созданием объекта основных средств;
- иных затрат, которые непосредственно связаны с приобретением объектов основных средств.
Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется на группировочных счетах 0 106 20 000 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения», 0 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения» по соответствующему коду вида синтетического счета. На указанных счетах учреждение отражает все затраты, связанные с приобретением оборудования. Сформированная при приобретении основных средств за плату стоимость объекта основных средств списывается с кредита указанных счетов в дебет счета 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения» или 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения» по решению комиссии образовательного учреждения.
Поступление в учреждение оборудования оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»).
Обратите внимание! Согласно статье 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Амортизация по приобретенному оборудованию начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бюджетному учету. В соответствии с постановлением Правительства России от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» электронно-вычислительная техника, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, модемы, входит во вторую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 2 до 3 лет включительно.
Пример 1
В июле 2014 года бюджетное образовательное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрело две интерактивные доски по договору на сумму 130 000 руб. Комиссией учреждения по принятию и выбытию активов, созданной на постоянной основе, было установлено учитывать оборудование как особо ценное движимое имущество. Срок полезного использования оборудования определен 36 месяцев, с августа начислена амортизация 3 611,11 руб.
Когда основное средство было введено в эксплуатацию, бухгалтер учреждения сделал следующие записи:
Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— сформирована стоимость интерактивных досок при приобретении на сумму 130 000 руб. (поступление оборудования от поставщика);
Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— доски введены в эксплуатацию на сумму 130 000 руб.;
Дебет 4 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 104 24 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— начислена амортизация за август в сумме 3 611,11 руб.
Приобретаем программы
Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), относящиеся к объектам авторских прав (ст. 1225, 1295 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции № 157н первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их создание, в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда (выплату вознаграждения), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
При этом в целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его приобретении (создании) фактические вложения в объект формируются с учетом иных расходов, непосредственно связанных с приобретением (созданием) нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях (п. 62 Инструкции № 157н).
Расходы на приобретение программ для компьютерного оборудования могут быть учтены единовременно или в течение определенного срока, что зависит от условий заключенного договора (государственного контракта). Согласно условиям договора (государственного контракта) с переходом права собственности исключительных прав на программный продукт для компьютерного оборудования объект подлежит бухгалтерскому (бюджетному) учету как нематериальный актив (НМА) (п. 56 Инструкции № 157н), который предназначен для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющий следующим условиям:
- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- у объекта отсутствует материально-вещественная форма;
- объект возможно идентифицировать (выделить, отделить) от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срок полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующей перепродажи актива;
- имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- имеются надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- в случаях, установленных законодательством РФ, имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т. п.) или исключительное право на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Для учета программ — объектов НМА используется счет 0 102 00 000 «Нематериальные активы», а формирование первоначальной стоимости осуществляется на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Исходя из пункта 62 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости объекта НМА при его приобретении за плату фактические вложения учреждения (с учетом сумм НДС) формируются из следующих средств:
- суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
- регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
- суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65), расходы по оплате договоров на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на программное обеспечение, относятся на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.
Стоимость НМА учитывается в расходах путем начисления амортизации. По объектам НМА амортизация начисляется следующим образом:
- на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно — в размере 100 % балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
- на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. — в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.
Расчет норм амортизации осуществляется исходя из срока полезного использования НМА, которым является период, в течение которого учреждение предполагает использовать актив.
Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения, созданной на постоянной основе, исходя из следующего:
- срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получения экономических выгод.
Если в отношении некоторых НМА невозможно точно установить срок полезного использования, они считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. По указанным нематериальным активам в целях расчета амортизационных отчислений принимается срок полезного использования 10 лет.
Пример 2
Казенное образовательное учреждение приобрело программу для медиацентра с переходом в оперативное управление исключительного права. Стоимость программы составляет 41 700 руб. Комиссией учреждения по принятию и выбытию активов, созданной на постоянной основе, установлен срок полезного использования программы семь лет (84 месяца).
В бюджетном учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:
Дебет 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 32 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
— сформирована первоначальная стоимость программы (объекта НМА) на сумму 41 700 руб.;
Дебет 1 102 30 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету программный продукт (объект НМА) по сформированной при приобретении первоначальной стоимости на сумму 41 700 руб.;
Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 39 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
— первого числа следующего месяца после приобретения программы начислена амортизация в сумме 496,43 руб. (41 700 руб. / 84 мес. = 496,43 руб.);
Дебет 1 302 32 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
Кредит 1 304 05 320
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов»
— произведена оплата поставщику за приобретенную программу в сумме 41 700 руб.
В состав объектов нематериальных активов не включаются неисключительные (пользовательские) права на приобретаемые программы для компьютерного оборудования, такие затраты учитываются единовременно в составе расходов.
При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года.
Для справки: право использования программного продукта (обеспечения) осуществляется на основании заключенного лицензионного договора, согласно которому одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) — предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение учитываются на подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Отметим, программы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции № 157н).
Пример 3
Бюджетное образовательное учреждение в рамках заключенного лицензионного (сублицензионного) договора с ООО «Идея» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобретает неисключительное право на программный продукт (учебную программу) стоимостью 28 000 руб.
В бюджетном учете бухгалтер произведет следующие бухгалтерские записи:
Дебет 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приобретена программа на сумму 28 000 руб.
Одновременно программа поставлена на забалансовый учет счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
Дебет 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата программы на сумму 28 000 руб.
Одновременно отражается выбытие денежных средств со счетов учреждения на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции № 157н).
Выбытие НМА
Согласно пункту 65 Инструкции № 157н выбытие нематериального актива осуществляется в случае прекращения его использования вследствие морального износа и принятия по указанному основанию решения о списании нематериального актива.
Выбытие нематериальных активов, пришедших в негодность, отражается по балансовой стоимости следующим образом:
в казенном учреждении согласно пункту 13 Инструкции № 162н —
Дебет 0 104 39 420,0 401 10 172
«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», «Доходы от операций с активами»
Кредит 0 102 30 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»;
в бюджетном учреждении согласно пункту 17 Инструкции № 174н —
Дебет 0 104 29 420, 0 104 39 420, 0 401 10 172
«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», «Доходы от операций с активами»
Кредит 0 102 20 420,0 102 30 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»;
в автономном учреждении согласно пункту 17 Инструкции № 183н —
Дебет 0 104 29 000,0 104 39 000, 0 401 10 172
«Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», «Амортизация нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», «Доходы от операций с активами»
Кредит 0 102 20 000, 0 102 30 000
«Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения», «Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».
Расходы на услуги интернета
Для того чтобы получить доступ к телекоммуникационным каналам связи сети интернет, образовательному учреждению следует заключить договор с организацией-провайдером. Оплата может быть повременной (при модемном подключении) или в зависимости от трафика — количества информации, полученной и отправленной пользователем, например, при работе через выделенные каналы или оптоволоконные линии. Количество информации учитывается в байтах провайдером, и в конце месяца организацией-исполнителем выставляется счет, в котором указаны объем трафика и его стоимость.
Расходы образовательного учреждения по оплате услуг за предоставление доступа к сети интернет относятся на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ (Указания № 65н).
Пример 4
Автономное образовательное учреждение в рамках выполнения государственного задания заключило договор с ООО на услуги пользования сетью интернет на сумму 24 000 руб. Для работы в сети АОУ перечислило авансовый платеж в размере месячной оплаты 2 000 руб.
Дебет 4 206 21 000
«Расчеты по авансам по услугам связи»
Кредит 4 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— аванс, перечисленный по договору за предоставление доступа к сети интернет в сумме 2 000 руб. Одновременно выбытие денежных средств со счетов учреждения отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции № 157н).
Дебет 4 109 80 221
«Общехозяйственные расходы в части услуг связи»
Кредит 4 302 21 000
«Расчеты по услугам связи»
— приняты к учету расходы по оказанным услугам связи (интернет) в сумме 2 000 руб.;
Дебет 4 302 21 000
«Расчеты по услугам связи»
Кредит 4 206 21 000
«Расчеты по авансам по услугам связи»
— зачтены обязательства по оплате услуг за пользование сетью интернет в счет перечисленного ранее аванса в сумме 2 000 руб.
Расходы на повышение квалификации
Для повышения квалификации сотрудников учебное заведение заключает с учебными учреждениями, имеющими лицензию на предоставление данных услуг, договор. В договоре необходимо прописать условия предоплаты и ее размер, например аванс в размере 100 %. Согласно Указаниям № 65н расходы по повышению квалификации сотрудников относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Пример 5
Автономное образовательное учреждение с УПК заключило договор на повышение квалификации учителя по программе «Формирование ИКТ-компетентности школьников» на сумму 17 000 руб. По выставленному счету произведена предоплата в размере 30 % за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. По окончании обучения оформлен акт об оказании услуг. Расходы учитываются в составе накладных расходов. Оплата учреждением произведена через лицевые счета, открытые в органах казначейства.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 2 206 26 000
«Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— произведена предоплата в размере 30 % за обучение на курсах повышения квалификации в сумме 5 100 руб.;
Дебет 2 109 70 226
«Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»
Кредит 2 302 26 000
«Расчеты по прочим работам, услугам»
— отражена задолженность учреждения по оказанным услугам по обучению на курсах повышения квалификации (акт оказанных услуг) в сумме 17 000 руб.;
Дебет 2 302 26 000
«Расчеты по прочим работам, услугам»
Кредит 2 206 26 000
«Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»
— произведен зачет предоплаты в счет погашения задолженности в сумме 5 100 руб.
Дебет 2 302 26 000
«Расчеты по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— произведен окончательный расчет за обучение на курсах повышения квалификации в сумме 11 900 руб.
Если обучение сотрудника будет проходить вне места постоянной работы, то по распоряжению руководителя оформляется приказ, командировочное удостоверение, подтверждающее срок пребывания в командировке (дату приезда в пункт назначения и дату выезда).
В соответствии с Указаниями № 65н произведенные расходы при командировке образовательное учреждение относит на следующие подстатьи КОСГУ:
- 226 «Прочие работы, услуги» — повышение квалификации сотрудников, наем жилых помещений при служебных командировках;
- 222 «Транспортные услуги» — транспортные расходы при служебных командировках;
- 212 «Прочие выплаты» — суточные расходы при служебных командировках, приобретение книжной продукции.
Отметим, что в командировку могут направляться только работники, состоящие с учреждением в трудовых отношениях, для работающих в учреждении на основании гражданско-правового договора такая поездка командировкой не считается.
Пример 6
Казенное образовательное учреждение для повышения квалификации по программе «Юный дизайнер: выявление и развитие творческих способностей у детей среднего школьного возраста» направляет педагога на десять дней в учебный центр, находящийся в другом городе. Из кассы учреждения выданы наличные денежные средства под отчет на следующие расходы:
— суточные — 1 000 руб.;
— проезд — 5 000 руб.;
— проживание — 3 850 руб.
По возвращении сотрудник представил акт оказанных услуг и авансовый отчет. Выданные под отчет наличные денежные средства он использовал полностью.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Дебет 1 208 12 560, 1 208 22 560, 1 208 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам», «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг», «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выданы из кассы наличные денежные средства: суточные в сумме 1 000 руб.; на проезд в сумме 5 000 руб.; на проживание в сумме 3 850 руб.
Приняты расходы на основании авансового отчета:
Дебет 1 401 20 212
«Расходы по прочим выплатам»
Кредит 1 208 12 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»
— суточные в сумме 1 000 руб.;
Дебет 1 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»
Кредит 1 208 22 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг»
— на проезд в сумме 5 000 руб.;
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 208 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
— на проживание в сумме 3 850 руб.