Шаги технического прогресса

В современных условиях международной экономики, когда остро поставлен вопрос об импортозамещении, внедрение передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства просто необходимо.
Вместе с тем все хозяйственные операции, проводимые учреждением, находят свое отражение в бухгалтерском учете. Какие нюансы скрываются за установленными формулировками, разберем в этой статье.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (абз. 4 п. 2 ст. 257 НК РФ).

Аналогичное определение технического перевооружения дано в письме Министерства финансов от 29 мая 1984 г. № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» (далее — Информационное письмо).

Госплан, Госстрой, Стройбанк и ЦСУ СССР письмом от 8 мая 1984 г. № НБ-36/Д/23-Д/144/6-14 установили общие определения понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, которыми министерства и ведомства СССР, госпланы и госстрои союзных республик должны руководствоваться при разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, проектно-сметной документации, планов капитального строительства и учете их выполнения. Письмо действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

Нормативные правовые акты Российской Федерации также упоминают термин «техническое перевооружение».

Например, положения Закона от 22 июля 2008 г. № 123?ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

А пункт 2 статьи 12 «Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений» Закона от 30 марта 1999 г. № 52?ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Что касается технического перевооружения зданий, сооружений и их комплексов для федеральных государственных нужд за счет средств федерального бюджета, то решение о финансировании такого технического перево­оружения является основанием для выдачи разрешений (специальных разрешений) на строительство объектов недвижимости федерального значения, в том числе осуществляемого на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования (п. 21 постановления Правительства от 10 марта 2000 г. № 221 «Об утверждении правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»).

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, предназначен счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 127 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов.

Учет операций по принятию к учету нефинансовых активов (увеличению первоначальной (балансовой) стоимости нефинансовых активов) в сумме произведенных фактических вложений ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по формированию фактических вложений ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов; в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо Журнале операций расчетов с под­отчетными лицами; Журнале операций по оплате труда, в Журнале по прочим операциям.

В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации срок полезного использования по этому объекту пересматривается по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 44 Инструкции № 157н).

Бухгалтерский учет операций по техническому перевооружению бюджетные учреждения осуществляют согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, казенные — согласно Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, в соответствии со следующей корреспонденцией счетов:

оплата по факту выполнения работ:

Дебет 0 106 X1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 0 302 XX 730
«Увеличение кредиторской задолженности»
— отражение затрат на техническое перевооружение объектов нефинансовых активов;

Дебет 0 101 XX 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 106 X1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
— отражение затрат по техническому перевооружению на увеличение балансовой стоимости объектов нефинансовых активов;

оплата с учетом авансового платежа:

Дебет 0 206 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610, 1 304 05 310
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— перечислен авансовый платеж;

Дебет 0 106 Х1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 0 302 ХХ 730
«Увеличение кредиторской задолженности»
— отражение затрат на техническое перевооружение объектов нефинансовых активов;

Дебет 0 302 XX 830
«Уменьшение кредиторской задолженности»
Кредит 0 206 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
— осуществление зачета ранее перечисленного аванса;

Дебет 0 101 XX 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 106 X1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
— отражение затрат по техническому перевооружению на увеличение балансовой стоимости объектов нефинансовых активов.

Вместе с тем следует отметить, что практика отмечает случаи, когда затраты на техническое перевооружение осуществляются по источнику финансирования приносящей доход деятельности, при том что объект нефинансового актива учитывается вне рамок этой деятельности. В указанном случае для изменения кода вида финансового обеспечения (КФО) следует использовать счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Например, оборудование приобретено в рамках выполнения государственного задания и учитывается на балансовом учете бюджетного учреждения с КФО «4». Операции по техническому перевооружению произведены по источнику финансирования КФО «2».

Принятие к учету вложений по КФО «4», произведенных за счет приносящей доход деятельности КФО «2», осуществляется на основании Справки (ф. 0504833).

Обратите внимание! В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов, не предусмотренные договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование, ремонт объектов, следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Если указанные работы предусмот­рены договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование, ремонт объектов, то такие расходы следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Статистический учет

Упоминание технического перевооружения в статистических отчетных формах присутствует в приказе Росстата от 27 декабря 2012 г. № 659 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России федерального статистического наблюдения за вводом в эксплуатацию мелиорируемых земель».

Для справки
Согласно пункту 10.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2013 г. № 02-02-005/58618 / 42-7.4-05/5.1-897 денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых данными организациями работ по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

При заполнении Сведений о площадях мелиорируемых земель, введенных в эксплуатацию за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ф. 1-ПМЗ), следует учитывать сельскохозяйственную деятельность на мелиорируемых землях юридических лиц, которым предоставлены субсидии из федерального бюджета на возмещение их затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение указанных мелиоративных систем.

Налоговый учет

Законом от 23 июля 2013 г. № 215?ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесено изменение в пункт 7 статьи 259 Налогового кодекса.

С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, имеют право не применять установленный указанной статьей порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

НДС

Объекты налогообложения НДС установлены статьей 146 Налогового кодекса. Объекты, не подпадающие под налогообложение налогом на добавленную стоимость, указаны в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146, подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса сумма НДС, предъявленная исполнителем услуг, учитывается в их стоимости, так как выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС.

Для справки
Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль (абз. 2 п. 3 ст. 286 НК РФ).

Налог на прибыль

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 1.1 статьи 259 Налогового кодекса (п. 5 ст. 270 НК РФ).

При этом особый порядок начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль определен в отношении объектов имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, которые имеют право не применять установленный пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, до­оборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса в состав внереализационных расходов не включаются расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям. Указанные вложения увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Налогового кодекса организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка налога на прибыль 0 процентов, если они удовлетворяют условиям, перечисленным в пунктах 1, 3 статьи 284.1 Налогового кодекса.

При несоблюдении бюджетным учреждением хотя бы одного из вышеперечисленных условий или при непредставлении учреждением в налоговые органы сведений, содержащих информацию о выполнении указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет.


Реклама