Форменная одежда

Обязанность ношения форменной одежды гражданскими служащими обусловлена требованиями действующего законодательства Российской Федерации. На какие вопросы следует обратить внимание при операциях с форменной одеждой, рассмотрим в этой статье.

Нормативная база

1. Постановление Правительства России от 22 июня 2006 г. № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» (далее — Постановление № 390);

2. Постановление Правительства России от 9 апреля 2001 г. № 280 «О форменной одежде судебных приставов»;

3. Постановление Правительства России от 22 декабря 2006 г. № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» (далее — Постановление № 789);

4. Приказ Минюста России от 19 декабря 2001 г. № 335 «Об обеспечении форменной одеждой работников центрального аппарата, органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, имеющих классные чины»;

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 января 2007 г. № 23 «Об утверждении правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора;

7. Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 29 февраля 2012 г. № 92 «Об утверждении правил ношения форменной одежды для государственных служащих центрального аппарата и территориальных органов Россельхознадзора»;

8. Приказ Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. № 107 «Об обеспечении гражданского персонала органов морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации форменной одеждой со знаками различия»;

9. Нормативные правовые акты других ведомств.

Вышеуказанные нормативные акты определяют порядок предоставления форменной одежды (предметов форменной одежды), порядок ее ношения, использования; перечень должностей, установленных для права ношения форменной одежды; нормы выдачи и сроки ее ношения, описание знаков различия (табель знаков различия).

Согласно пункту 2 Постановления № 789 вещевое обеспечение сотрудников является одним из видов материального обеспечения и включает в себя комплекс мероприятий по определению потребности в обеспечении имуществом и техническими средствами вещевой службы, снабжению ими, их разработке, заготовке, содержанию, использованию (носке (эксплуатации), расходу), модернизации, ремонту и утилизации (реализации) и комплекс мероприятий по банно-прачечному обслуживанию, а также руководство деятельностью вещевой службы по специальным вопросам.

При этом согласно пункту 4 Постановления № 789 к вещевому имуществу относятся предметы формы одежды, специальные одежда, обувь и снаряжение, защитная одежда, погоны, знаки различия, постельные белье и принадлежности, специальное и санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное и альпинистское имущество, ткани и материалы для индивидуального пошива предметов формы одежды, расходные материалы.

Принимаем к учету

Согласно нормативному акту, регламентирующему порядок и нормы обеспечения форменной одеждой, принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету предметов форменной одежды осуществляется в порядке, определенном приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

При этом учет форменной одежды в учреждении согласно сформированной учетной политике может быть организован как в целом по всему учреждению, так и по подразделениям. Необходимые отдельные формы первичных учетных документов, не утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного само­управления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Инструкция № 173н), учреждение разрабатывает самостоятельно в рамках своей сформированной учетной политики.

Согласно Инструкции № 157н специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество относятся к материальным запасам (п. 99).

Согласно Постановлению № 390 вещевое имущество, за исключением расходных материалов (мыло, мочалки, туалетная бумага), передается военнослужащим во владение и безвозмездное пользование с момента его получения.

Согласно пункту 118 Инструкции № 157н одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.), учитываются на аналитическом счете 5 «Мягкий инвентарь» счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».

При этом согласно пунктам 100, 102 материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы по доставке). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляются учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Необходимо отметить, что в фактическую стоимость материальных запасов не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.

Прием предметов форменной одежды осуществляет комиссия учреждения по принятию и выбытию активов, созданная на постоянной основе.

Бухгалтерские записи по принятию к учету будут следующими:

Дебет 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— формирование первоначальной стоимости форменной одежды, полученной в рамках договора (контракта);

Дебет 0 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства контрагенту;

Дебет 0 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 34 340
«Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— принята к учету форменная одежда.

Выбытие форменной одежды

Выбытие форменной одежды оформляется первичными учетными документами в соответствии с Инструкцией № 173н.

Выдача форменной одежды в эксплуатацию производится на основании Требования-накладной (ф. 0315006), Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Операции с форменной одеждой (предметами форменной одежды), выданной в личное пользование федеральным гражданским служащим, подлежат отражению в бюджетном учете учреждения на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» с одновременной записью внутреннего перемещения материальных ценностей по материально ответственным лицам.

Выбытие форменной одежды (ее списание) осуществляется по истечении сроков ее носки (включая пришедшее в негодность или утраченное имущество), при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (лишении звания) и увольнении федеральных государственных гражданских служащих.

Операции по выбытию вещевого имущества военнослужащего в связи с его переводом на новое место службы в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, подлежат отражению по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» с одновременным отражением уменьшения на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Централизованное снабжение

Как правило, заключение договора (контракта) на поставку форменной одежды осуществляется главным распорядителем (учредителем) в рамках централизованного снабжения.

Операции по доведению форменной одежды до подведомственных учреждений отразятся в бюджетном учете следующими записями:

Дебет 1 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по увеличению прочей кредиторской задолженности»
— принята к учету на склад форменная одежда;

Дебет 1 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 105 35 440
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— выдана форменная одежда в эксплуатацию со склада (передача от одного материально ответственного лица другому);

Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 35 440
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана с балансового учета выданная форменная одежда с одновременным отражением по забалансовому учету счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Пошив на заказ предметов форменного обмундирования

Изготовление форменной одежды на заказ осуществляется специализированными ателье по пошиву обмундирования согласно заключенным договорам (контрактам) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В этом случае возможен пошив форменной одежды согласно условиям заключенного договора (контракта):

  • из ткани ателье;
  • из ткани учреждения, приобретенной по заключенному договору (контракту) в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Обратите внимание, что основанием для оплаты выполненных работ являются подтверждающие документы по каждому исполненному заказу. При этом в случаях, когда фактический расход материала превышает норму, установленную для определенного роста и размера, или не предусмотрен размерно-ростовочной шкалой, отклонение оформляется актом.

Расходы на оплату работ по договору, предметом которого является пошив по индивидуальным меркам формы одежды, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в случае использования материала заказчика (учреждения) и по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ в случае использования материала ателье (раздел V Указаний № 65н).

Отдельный случай

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства России от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» осуществление закупки государственными заказчиками товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Беларусь и Республики Казахстан), по перечню согласно приложению для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, не допускается, за исключением случаев, когда производство этих товаров на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан отсутствует.

Согласно Перечню товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Беларусь и Республики Казахстан), осуществление закупки которых для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, не допускается, включены ткани, в связи с чем государственный заказчик (заказчик) не вправе осуществлять закупки тканей для форменной одежды производства иностранных государств (за исключением Республики Беларусь и Республики Казахстан).

Операции по пошиву форменной одежды по индивидуальному заказу отразятся в бюджетном учете следующими записями:

Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

Справка

Пошив образцов форменной одежды осуществляется также и для актеров театра и кино. В этом случае выполненный заказ ателье по пошиву форменной одежды (например, для каждой эпохи) будет рассматриваться как сценический костюм.

Инвентаризация

Согласно статье 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Инвентаризации подлежит вся форменная одежда независимо от источника ее приобретения.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.

При этом согласно пункту 20 Инструкции № 157н инвентаризация нефинансовых, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства Российской Федерации.

В зависимости от принятой учетной политики в учреждении учет форменной одежды ведется в карточках учета форменной одежды (книге учета форменной одежды).

Налоговый учет

НДФЛ

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В случае если форменная одежда передается работникам в пользование, а после окончания срока службы сдается на склад, стоимость такой одежды не является доходом работников и не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

При этом стоимость форменной одежды, а также стоимость пошива форменной одежды, если ее выдача предусмотрена нормативным правовым актом, выдаваемой в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, не подлежит обложению НДФЛ.

НДС

Объекты налогообложения НДС установлены статьей 146 Налогового кодекса.

Объекты, не подпадающие под налогообложение налогом на добавленную стоимость, указаны в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Обратите внимание, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом согласно статье 252 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 255 Налогового кодекса к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса стоимость переданной форменной одежды работникам можно учесть в составе материальных затрат.

В силу норм статьи 252 (п. 4) решение учреждения, в составе каких расходов, их группировки отражать затраты на приобретение форменной одежды, необходимо закрепить в сформированной учетной политике.

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Стоимость форменной одежды, передаваемой работникам бесплатно и остающейся в их личном пользовании, страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не облагается (подп. 9 п. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Административная ответственность

Согласно статье 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.


Реклама