Техническая помощь
В жизни хозяйствующих субъектов возникают ситуации, когда им предоставляется техническая помощь. Как классифицировать этот вид помощи и как отразить операции по предоставлению такой помощи в бухгалтерском учете, поговорим в этой статье.
Согласно понятиям, данным в Законе от 4 мая 1999 г. № 95‑ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее — Закон № 95‑ФЗ), техническая помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), является удостоверение, выданное в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
В случае предоставления технической помощи (содействия) для выдачи удостоверения необходимо наличие зарегистрированного проекта или программы такой помощи (содействия).
Обратите внимание!
Не могут относиться к технической помощи (содействию) средства, товары, предоставляемые физическими лицами, финансируемые ими работы и услуги.
Порядок выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1046.
Справка. Соглашение о реализации Проекта между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) с привлечением займа МБРР (заем №
Работы по данному компоненту включали в себя предоставление технической помощи регионам — участникам Проекта по следующим направлениям:
а) проведение диагностических обзоров и разработка программы реформ в сфере бюджетного планирования и бюджетного управления;
б) финансовое планирование, казначейское управление;
в) бюджетный учет, отчетность и аудит;
г) управление расходами и реструктуризация государственного сектора;
д) система управления долгом;
е) региональная система бюджетных закупок;
ж) принципы управления региональными финансами, стандарты наилучшей практики и руководство по управлению региональными и местными финансами;
з) компьютерное оборудование и создание программного обеспечения.
Бухгалтерский учет
Бюджетные учреждения, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При отсутствии раздельного учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса).
Например, бюджетному учреждению предоставлена техническая помощь путем поставки оборудования для осуществления соответствующего проекта.
Согласно пункту 23 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).
При этом под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Принятие к учету объектов имущества, за исключением денежных средств, полученных бюджетным учреждением в виде дара, пожертвования, отражается на основании договора, Акта приема-передачи (Акта дарения), подтверждающих безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов бюджетным учреждением.
Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 2 106 Х1 000
«Вложения в основные средства»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— формирование первоначальной стоимости объекта основного средства, поступившего по договору (контракту) по текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
Дебет 2 101 1Х 310, 2 101 2Х 310, 2 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 2 106 Х1 000
«Вложения в основные средства»
— принятие к учету объекта основного средства по сформированной первоначальной стоимости.
Что касается казенных учреждений, то получение безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение, предусмотрено положениями Бюджетного кодекса. При этом в случае получения безвозмездных поступлений от юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Налоговый учет
НДС
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), указаны в статье 149 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
- удостоверение (нотариально заверенная копия удостоверения), выданное в установленном порядке и подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к технической помощи (содействию).
Налог на прибыль
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены статьей 251 Налогового кодекса.
Доходы в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом № 95‑ФЗ, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом для целей налогообложения применяются понятия, используемые в Законе № 95‑ФЗ.
Однако при применении подпункта 6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению.