Вилка, ложка, поварешка. Посчитаем и учтем

Без таких простых и привычных предметов, как столовая посуда и приборы, невозможна организация общественного питания на любом уровне. Рассмотрим правила и нормы, а также порядок учета операций, связанных с приобретением, использованием и списанием посуды и столовых приборов в казенных учреждениях.

Для удобства сотрудников работодатель может предусмотреть пункты общественного питания — столовые, буфеты. Иные учреждения обязаны организовать питание в рамках своей деятельности. В этом непростом процессе много составляющих, среди которых не последнее место занимают посуда и столовые приборы

Сколько и какая

На вопрос о том, сколько посуды должно быть в месте общественного питания, точных указаний нет. В пункте 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31 «О введении в действие санитарных правил» (далее — СП 2.3.6.1079-01), указано лишь, что организации должны быть обеспечены достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения. Также количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно обеспечивать потребности организации (п. 6.8 СП 2.3.6.1079-01).

Материалы, из которых изготовлены технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара, должны быть разрешены органами и учреждениями госсанэпидслужбы (п. 6.2 СП 2.3.6.1079-01). Для приготовления и хранения готовой пищи рекомендуется использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевая и дюралюминиевая посуда применяется только для приготовления и кратковременного хранения пищи (п. 6.9 СП 2.3.6.1079-01). Запрещено использовать посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью (п. 6.10 СП 2.3.6.1079?01).

В общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования организация питания обучающихся проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 (далее — СанПиН 2.4.5.2409-08). В пункте 4.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 приведены характеристики посуды и приборов, разрешенных к использованию в общеобразовательных учреждениях, — фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалов.

Одноразовые посуда и приборы могут использоваться на предприятиях быстрого обслуживания. Это регламентировано пунктом 4.10.1 ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 475-ст (далее — ГОСТ Р 50762-2007). В таблицах 1, 2 ГОСТ Р 50762-2007 приведены требования в том числе к столовым посуде, приборам, белью в зависимости от типа и класса предприятия общественного питания1.

Нормативная база, регулирующая вопросы учета столовой посуды и приборов, невелика. До настоящего времени имеет силу приказ Минторга СССР от 29 декабря 1982 г. № 276 «Об утверждении Среднеотраслевых норм эксплуатационных потерь столовой посуды, приборов, столового белья, санспецодежды, производственного инвентаря на предприятиях общественного питания и Инструкции о порядке их применения» (далее — Приказ № 276). Приказом № 276 утверждены Нормы эксплуатационных потерь всего производственного инвентаря столовой вследствие его боя, лома, порчи и износа. На столовую посуду, приборы, столовое белье они установлены в процентах к годовому розничному товарообороту. Однако без учета изменения цен за период, прошедший с момента принятия документа, нормы применять не стоит — нужно скорректировать нормы процента эксплуатационных потерь в ценах сегодняшнего дня. Сделать это можно двумя способами:

  • путем индексации, пропорционально изменению уровня цен;
  • самостоятельно рассчитать свой процент эксплуатационных потерь, применяя данные об использовании столового инвентаря за предыдущие периоды, утвердив его учетной политикой.

Учреждения могут разрабатывать отраслевые нормы эксплуатации столовых приборов, посуды и прочего имущества, используемого при организации общественного питания. Например, согласно пункту «б» статьи 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» каждой структуре силовых министерств и ведомств поручено установить нормы и порядок обеспечения воинских частей и организаций техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы.

Обратимся к приказу МЧС России от 19 февраля 2013 г. № 98 «Об обеспечении техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвердившему Порядок обеспечения спасательных воинских формирований, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы (далее — Порядок).

Порядком, в числе прочих норм, установлены сроки эксплуатации столовых приборов:

Вилка столовая:

алюминиевая — 24 мес.
из нержавеющей стали — 48 мес.

Ложка столовая:

алюминиевая — 24 мес.
из нержавеющей стали — 48 мес.

Ложка десертная:

из нержавеющей стали — 48 мес.

Ложка чайная:

алюминиевая — 24 мес.
из нержавеющей стали — 48 мес.

Ложка разливательная:

алюминиевая штампованная — 12 мес.
алюминиевая литая — 36 мес.
из нержавеющей стали — 48 мес.

Сроки эксплуатации техники и имущества продовольственной службы распространяются на все нормы обеспечения и исчисляются с момента выдачи их в эксплуатацию (фактическое пользование).

Таким образом, учреждениям следует разработать свои локальные акты, определяющие порядок эксплуатации столовой посуды и приборов. Также в учетной политике нужно отразить порядок поступления, учета, списания таких объектов. При формировании учетной политики учреждения выбирается единица бухгалтерского учета материальных запасов, которая должна обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих материальных запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.

Учет столовых приборов

Согласно пункту 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), принятие к учету объектов нефинансовых активов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также их выбытие осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Основным критерием отнесения объекта к группе основных средств или материальных запасов является срок его полезного использования. Согласно пунктам 38 и 99 Инструкции № 157н срок использования предмета свыше 12 месяцев позволяет учитывать его в группе основных средств, менее года — к материальным запасам. Инструкция № 157н предусматривает перечень предметов, которые следует учитывать в качестве материальных запасов независимо от иных факторов. В списке поименована посуда, к которой можно отнести столовые приборы. Эти предметы учитываются на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н).

Поступление

В Инструкции № 157н указано несколько способов поступления материальных запасов в учреждение: приобретение за плату; изготовление самим учреждением; поступление в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств; по договорам дарения, лизинга, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами; безвозмездное внутриведомственное или межведомственное получение.

Посуду и столовые приборы казенное учреждение, как правило, приобретает следующими способами:

  • по договорам купли-продажи с заключением государственных (муниципальных) контрактов (договоров);
  • безвозмездное получение в результате внутриведомственной, межведомственной или межбюджетной передачи имущества;
  • путем централизованных поставок от вышестоящей организации.

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.).

В случае расхождения фактического наличия при поступлении с данными сопроводительных (первичных учетных) документов поставщика составляется Акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Приобретение за плату

Приобретенные по договору купли-продажи посуда, столовые приборы принимаются к бухгалтерскому (бюджетному) учету по фактической стоимости, в которую согласно пункту 102 Инструкции № 157н кроме непосредственной стоимости товара включаются все расходы, связанные с его приобретением.

Если столовые предметы приобретаются в рамках одного договора с поставщиком, то их постановка на бухгалтерский (бюджетный) учет, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), отражается записями:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
 приняты к учету столовые приборы. 

В случае когда учреждение помимо контракта с поставщиком на поставку товара заключает сопутствующие договора на оплату услуг, связанных с приобретением материальных запасов, для формирования стоимости объекта используется счет 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражены расходы на приобретение столовых приборов; 

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы на оплату консультационных услуг; 

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету столовые приборы по сформированной стоимости. 

Передача имущества между учреждениями

Получение (передача) материальных запасов между учреждениями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета (п. 29 Инструкции № 157н). Отражение операции, так же как и в случае покупки, зависит от наличия дополнительных затрат. Если безвозмездная передача материальных запасов между учреждениями не связана с дополнительными расходами, например транспортными, записи в учете казенного учреждения будут следующими:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 304 04 340, 1 401 10 151, 1 401 10 152, 1 (2) 401 10 180
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» (при получении от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю), «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (при получении от учреждений другого уровня бюджета), «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств» (при поступлении от наднациональных организаций и правительств иностранных государств), «Прочие доходы» (при получении от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям одного уровня бюджета, одному главному распорядителю в рамках приносящей доход деятельности, а также при получении от государственных и муниципальных учреждений).

Если при передаче возникли дополнительные расходы (например, транспортные (доставка)), то используется счет 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», и, соответственно в бухгалтерском (бюджетном) учете принимающего учреждения делаются записи:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 304 04 340, 1 401 10 151, 1 401 10 152, 1 401 10 180
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Прочие доходы»
 приняты к учету материальные запасы. 

Допустим, доставка имущества организована передающей стороной, расходы на нее будут переданы принимающему учреждению и, соответственно, включены в стоимость материальных запасов. На эту сумму делается запись:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 304 04 340, 1 401 10 151, 1 401 10 152, 1 401 10 180
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Прочие доходы».

К бухгалтерскому (бюджетному) учету в принимающем казенном учреждении материальные запасы (посуда, столовые приборы) отражаются уже по сформированной фактической стоимости:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету столовые приборы по сформированной стоимости. 

Договор дарения

Имущество, полученное учреждением по договору дарения, принимается к учету по текущей оценочной стоимости2 на дату принятия к бухгалтерскому учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Стоимость имущества может быть увеличена на стоимость услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

Принцип операций аналогичен записям, отражающим иные способы приобретения материальных запасов. Если у учреждения нет дополнительных расходов:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принято к учету имущество, полученное по договору дарения. 

Если дополнительные расходы есть, то на счете 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» формируется стоимость полученного имущества (п. 31 Инструкции № 162н).

Централизованные поставки

Порядок отражения в учете централизованных закупок приведен в разделе 6 Инструкции № 162н. В процессе, как правило, участвуют три стороны: заказчик, грузополучатель, поставщик.

Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного или муниципального контракта на централизованную поставку. Он же производит расчеты с поставщиками по централизованному снабжению (поставкам). Одним из обязательных документов, которые нужно оформить при централизованных поставках, является Извещение (ф. 0504805). Его оформляют и учреждение-заказчик (далее — Заказчик), и учреждение-грузополучатель (далее — Грузополучатель).

В случае формирования документа Заказчиком Грузополучатель, при получении Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей, следит за их прибытием и сообщает Заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр документа. Если в срок, достаточный для транспортировки, материальные ценности не поступили в адрес Грузополучателя, он должен известить об этом Заказчика для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

В рамках формирования учетной политики и согласно условиям государственного (муниципального) контракта на поставку Грузополучатель вправе при получении имущества от поставщика оформить Извещение в двух экземплярах с направлением их Заказчику. При этом Заказчик оформляет Извещение в своей части и направляет его Грузополучателю.

Получив Извещение (ф. 0504805), Акт приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копии документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в свой адрес, казенное учреждение — Грузополучатель производит следующие записи:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— принята к учету сумма произведенных вложений на материальные запасы, полученные в порядке внутриведомственных расчетов; 

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету материальные запасы, полученные в рамках централизованного снабжения.

Документы без груза

Возможна ситуация, когда в адрес Грузополучателя поступили только документы (Извещение (ф. 0504805)), а сами нефинансовые активы еще не поступили. В этом случае казенное учреждение — Грузополучатель отражает указанный факт хозяйственной жизни следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 107 33 340
«Увеличение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— материальные запасы, полученные в порядке внутриведомственных расчетов в пути. 

Как только Грузополучатель получит материальные ценности, указанные в Извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документах, он должен принять их к бухгалтерскому (бюджетному) учету в качестве материальных вложений:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 107 33 440
«Уменьшение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
— приняты к учету произведенные вложения на приобретение материальных запасов. 

Груз без документов

Может возникнуть обратная ситуация — поставщик в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта доставил материальные ценности казенному учреждению — Грузополучателю до поступления Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес Грузополучателя).

В этом случае казенное учреждение — Грузополучатель производит принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Стоит обратить внимание, что пользование имуществом до получения указанных документов казенным учреждением допускается при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств; обособленным подразделением (филиалом) бюджетного учреждения (автономного учреждения) — при наличии разрешения создавшего его учреждения.

Как только подведомственное учреждение получит необходимые документы, материальные ценности принимаются к учету:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету материальные запасы, полученные в порядке внутриведомственных расчетов, с одновременным списанием материальных ценностей с забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снаб­жению». 

Внимание!

Казенное учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, вправе не включать затраты по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года, если такое положение закреплено в его учетной политике (п. 103 Инструкции № 157н).

Передача материальных запасов (посуды, столовых приборов) от одного материально ответственного лица к другому материально ответственному лицу в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения проводится на основании:

  • Требования-накладной (ф. 0504204);
  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

и отражается записью:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
— материальные запасы переданы материально ответственному лицу. 

Списание посуды

Списание посуды и столовых приборов в казенном учреждении проводится в соответствии с Инструкциями № 157н, 162н в порядке, установленном учетной политикой. Для примера обратимся к положениям Порядка, относящимся к списанию имущества продовольственной службы.

Истечение сроков эксплуатации техники и имущества продовольственной службы не может служить основанием для их списания по формальным признакам истечения сроков эксплуатации, если оно пригодно к дальнейшему использованию по назначению или требует для этой цели текущего и капитального ремонта (п. 17 Порядка).

Столово-кухонную посуду и инвентарь разрешается списывать ежемесячно в пределах фактического износа, но не более 1/12 количества, положенного к списанию за год. Количество посуды и инвентаря, положенного к списанию за год, рассчитывается исходя из среднего числа питающихся за год (при этом используются сведения о количестве обернувшихся суточных дач продовольствия из отчетов за истекший год). Списание допускается только в тех случаях, когда будет установлено их наличие в непригодном состоянии, которое не является следствием бесхозяйственного отношения или преднамеренной порчи.

По истечении установленных сроков эксплуатации техники и имущества продовольственной службы, а также в случаях их преждевременного износа, порчи или хищения, по решению руководителя организации назначается комиссия, которая определяет наличие и качественное состояние техники и имущества продовольственной службы и дает заключение об их дальнейшем использовании (п. 18 Порядка).

Чтобы избежать разногласий в вопросах пригодности к дальнейшему использованию посуды и столовых приборов, в локальных актах учреждения следует определить критерии износа. Например, в пункте 19 Порядка указано, что при осмотре фактически пришедших в негодность техники и имущества продовольственной службы выбраковываются:

  • ведра, кружки и другая эмалированная посуда — при наличии отбитостей (сколов) эмалевого и грунтового слоев на площади более 1/3 поверхности, а также при изломах ручек, не поддающихся исправлению;
  • посуда алюминиевая, луженая, оцинкованная и инвентарь — при невозможности их отремонтировать;
  • посуда стеклянная, фарфоро-фаянсовая, пластмассовая — при невозможности дальнейшего использования по прямому назначению;
  • ножи, вилки, ложки и другие предметы — при их полном износе и невозможности дальнейшего использования по прямому назначению.

Учреждение вправе самостоятельно определять количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, с учетом норм действующего законодательства. Например, в соответствии с пунктом 19 Порядка определение фактического наличия техники и имущества продовольственной службы, непригодных для дальнейшего использования, производится комиссией организации не реже одного раза в год на день инвентаризации.

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Указания).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными учета отражаются на счетах в следующем порядке:

  • неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции № 157);
  • недостача имущества и его порча в пределах норм относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157).

Списание разбитой посуды в пределах норм эксплуатационных потерь (боя, порчи и т. п.) осуществляется на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) с учетом данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504143).

Выбытие материальных запасов производится в зависимости от положений принятой учетной политики:

  • по фактической стоимости каждой единицы;
  • по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н).

Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).

Установленный порядок определения стоимости материальных запасов при их выбытии в течение отчетного года для соответствующих групп (видов) материальных запасов не изменяется (п. 110 Инструкции № 157н).

Выбытие кухонной посуды в пределах установленных норм, а также вследствие ее боя и непригодности отражается записью:

Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения».

Если выявлена недостача:

Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
— списана недостача посуды и столовых приборов по балансовой стоимости;

Дебет 1 209 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»
Кредит 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
— отражена недостача посуды и столовых приборов по текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. 

Если комиссия учреждения примет решение о том, что списанные металлическая посуда, столовые приборы в дальнейшем будут сданы в металлолом, то указанные предметы следует принять к бухгалтерскому (бюджетному) учету с отражением записями:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреж­дения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 принят к учету металлолом. 

1  Документ утратит силу с 1 января 2016 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1676-ст.
 2 Под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).

Реклама