Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
ФГБУ просит дать разъяснения по следующему вопросу: являются ли уход в отпуск (ежегодный, без сохранения заработной платы) или временная нетрудоспособность материально ответственного лица основанием для обязательного проведения инвентаризации в соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания № 49)?
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета устанавливаются Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н). При этом порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств с учетом особенностей устанавливается в рамках сформированной учетной политики (п. 6 Инструкции № 157н).
Согласно пункту 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства Российской Федерации.
Кроме того, следует принимать во внимание, что общие правила проведения инвентаризации устанавливаются Методическими указаниями № 49, которые распространяются в том числе на организации государственного сектора.
Таким образом, инвентаризация проводится в порядке, определенном субъектом учета в рамках его учетной политики, с учетом положений законодательства Российской Федерации, а также особенностей структуры, осуществляемых видов деятельности и инвентаризируемых объектов.
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса
В соответствии с Инструкцией № 157н на счете 103 00 «Непроизведенные активы» учитываются в том числе земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Просим вас дать разъяснения о корректности отражения на счете баланса земельных участков, не используемых напрямую учреждениями (земельные участки под автомобильными дорогами, кладбищами, полигонами твердых бытовых отходов и т. д.), но принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства о государственной регистрации права.
Вопрос корректности отражения на счете баланса указанных земельных участков вызван тем обстоятельством, что практически невозможны изменение их целевого назначения и соответственно последующая реализация с целью получения дополнительных источников доходов бюджета.
В соответствии со статьей 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией № 157н.
Согласно пункту 71 указанной инструкции земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории Российской Федерации).
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса
При переходе с 1 января 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета фонда органами Федерального казначейства участникам бюджетного процесса ПФР согласно приказу Минфина России и Федерального казначейства от 12 сентября 2013 года № 17н «О внесении изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н» были открыты лицевые счета, в том числе лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.
При отсутствии в нормативных документах, регламентирующих порядок ведения бюджетного учета, прямых рекомендаций по отражению финансовым органом операций со средствами во временном распоряжении возникла ситуация с отсутствием показателя по средствам во временном распоряжении в Балансе по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140).
В целях последовательного соблюдения принципов формирования консолидированного Баланса (ф. 0503120) на основании сводного Баланса (ф. 0503130) и сводного годового Баланса по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140), изложенных в пунктах 109–114 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Инструкция № 191н), учреждение отразило по состоянию на 1 января 2015 года остатки средств во временном распоряжении по счету 1 202 11 000 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства».
Учитывая вышеизложенное, просим уточнить порядок отражения в бюджетном учете финансового органа операций по движению средств во временном распоряжении, в том числе основания для осуществления соответствующих бухгалтерских записей, обеспечивающих достоверность бюджетного учета и последовательное осуществление принципов консолидации форм бюджетной отчетности.
Единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение бюджетов, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание), определен Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).
Согласно пункту 56 Инструкции № 162н поступления на единый счет бюджета, в том числе поступление денежных средств на счета по учету средств во временном распоряжении, отражаются по дебету счета 0 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства», а платежи с данного счета, в том числе возврат денежных средств со счетов по учету средств во временном распоряжении, отражаются по кредиту счета 0 202 11 610 «Выбытия средств со счетов бюджета в рублях в органе Федерального казначейства».
Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при отражении операций со средствами во временном распоряжении в 18-м разряде номера счета Рабочего плана счетов отражается код вида финансового обеспечения (деятельности) «3».
Бухгалтерские записи по отражению на счетах бюджетного учета операций определены Инструкцией № 162н. Согласно пункту 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета субъект учета вправе определять в рамках формирования своей учетной политики необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н.
При этом в бюджетной отчетности отражение операций со средствами во временном распоряжении на начало и конец отчетного года осуществляется в Балансе по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) в графах 4 и 7 соответственно.
Отвечала Р. П. АЛЕКСЕЕВА, методолог
Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете имущества, составляющего муниципальную казну, поступившего в муниципальную собственность по решению суда в отношении бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с Инструкцией № 157н орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом до момента признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, отражает указанное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». При этом в соответствии с пунктом 333 Инструкции № 157н имущество, переданное в пользование, учитывается по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Вместе с тем, учитывая, что принимаемое к учету имущество имеет статус бесхозяйного (не имеющего собственника) и определение его первоначальной (исторической) стоимости затруднено, полагаем возможным учитывать такое имущество по условной стоимости: 1 объект — 1 рубль.
По факту признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество информация об указанном имуществе одновременно отражается на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» и в реестре муниципального имущества по ранее учтенной стоимости.
В случае принятия муниципальным образованием решения о проведении оценки указанного имущества данные о текущей оценочной стоимости имущества казны (на основании акта об оценке) отражаются одновременно в бюджетном учете и в реестре муниципального имущества казны.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Просим разъяснить порядок составления и представления бюджетной отчетности разных уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015 году администраторами доходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета в рамках наделенных бюджетных полномочий согласно правовому акту главного администратора доходов бюджета формирует и представляет последнему бюджетную отчетность по соответствующему бюджету, в отношении которого им осуществляется администрирование доходов.
Согласно пункту 7 Инструкции № 191н администраторы доходов бюджетов составляют бюджетную отчетность на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации. При этом Главная книга и регистры бюджетного учета формируются по объектам учета того бюджета бюджетной системы Российской Федерации, к которому они относятся.
Следовательно, администратор доходов бюджета в соответствии с наделенными бюджетными полномочиями формирует раздельно бюджетную отчетность разных уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете выплат пенсий сотрудникам таможенных органов и членам их семей, осуществляемых через соответствующие подразделения Сбербанка России.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона от 1 декабря 2014 г. № 384?ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лицам, проходившим службу в таможенных органах, органах прокуратуры, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, и членам их семей.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией № 157н. При этом пунктом 387 Инструкции № 157н для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов) введен забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Принятие к учету расчетов по исполнению денежных обязательств по перечислению пенсий через третьих лиц, в том числе через платежных агентов, на забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» производится при перечислении субъектом учета денежных средств платежному агенту на осуществление указанных выплат.
При исполнении платежными агентами обязательств по перечислению пенсий указанные денежные обязательства субъектом учета списываются с забалансового счета 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Учет по забалансовому счету 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» ведется по простой системе, без применения метода двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н).
Операции по выплате пенсий сотрудникам таможенных органов и членам их семей, осуществляемые через Сбербанк России, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 503 13 263
«Бюджетные ассигнования текущего финансового года получателей бюджетных средств по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
Кредит 1 502 11 263
«Принятые обязательства текущего финансового года по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
— отражение субъектом учета принятых обязательств на выплату пенсий в пределах утвержденных ему на текущий финансовый год бюджетных ассигнований;
Дебет 1 401 20 263
«Расходы на пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления»
Кредит 1 302 63 730
«Увеличение кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
— начисление субъектом учета задолженности по выплате пенсий на основании произведенных расчетов;
Дебет 1 302 63 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
Кредит 1 304 05 263
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
— перечисление субъектом учета денежных средств в Сбербанк России для зачисления на счет получателей пенсии (с учетом сверки по ранее предоставленным средствам).
Одновременно принятие к забалансовому учету суммы расчетов с агентом по исполнению денежных обязательств по выплатам пенсий, исполнение которых будет осуществляться через Сбербанк России (третьих лиц), отражается по увеличению забалансового счета 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Списание с забалансового учета исполненных денежных обязательств по выплатам пенсий через Сбербанк России (третьих лиц) (документ-основание: Отчет Сбербанка России) отражается по уменьшению забалансового счета 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Обратите внимание, что субъект учета в рамках формирования своей учетной политики самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц на забалансовом счете 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
В казенном учреждении в декабре прошлого года при наличии лимитов на командировочные расходы (соответственно прошлого года) выдали под отчет аванс на командировку, которая была осуществлена в январе этого года.
Если командировка произошла в январе этого года (с первого рабочего дня после новогодних каникул), то получается, что аванс за счет лимитов прошлого года выдан неправомерно?
Прежде всего напомним, что в соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В свою очередь бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется в том числе возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
За неисполнение указанной обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ (см., например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 16 сентября 2013 г. по делу № 33-11878).
В случае если начало командировки приходится на первый рабочий день очередного финансового года, у работодателя, являющегося получателем бюджетных средств, в силу особенностей кассового обслуживания исполнения бюджета отсутствует возможность выплаты аванса работнику, направляемому в командировку, за счет лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года. Соответственно необходимость принятия в текущем финансовом году бюджетных обязательств на выплату аванса работнику, направляемому в командировку, начало которой совпадает с первым рабочим днем очередного финансового года, обусловлена необходимостью соблюдения требований трудового законодательства РФ. Следовательно, принятие указанных бюджетных обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего года при условии соблюдения получателем бюджетных средств порядка применения бюджетной классификации РФ правомерно.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н обязательства по выплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателя бюджетных средств командировочных расходов в сумме авансовых платежей включаются в показатели принятых бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
Таким образом, принятие в текущем финансовом году бюджетных обязательств в сумме аванса, выданного на командировочные расходы в текущем финансовом году работнику, направленному в командировку, дата начала которой совпадает с первым рабочим днем очередного финансового года, не противоречит положениям Бюджетного кодекса, а также применяемой в настоящее время методологии бюджетного учета.
Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
В какие сроки должны быть возвращены в доход федерального бюджета восстановленные средства прошлых лет, накопленные в течение текущего года, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг?
Разумным сроком для возврата в доход федерального бюджета, по нашему мнению, следует считать срок, установленный положениями пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса для возврата неиспользованных остатков субвенций, а именно — 15 рабочих дней со дня зачисления доходов на лицевой счет администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков.
Напомним, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса правила предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
На основании решения главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Отметим, что потребность может быть подтверждена и в отношении сумм возврата дебиторской задолженности перед получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета), источником финансового обеспечения которой являлись целевые средства.
При установлении администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков отсутствия потребности в направлении на те же цели целевых межбюджетных трансфертов в текущем финансовом году суммы дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат возврату в федеральный бюджет.
При этом положениями статьи 242 Бюджетного кодекса возможность использования в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, в объеме их не использованного остатка не предусмотрена (см., в частности, абз. 4 п. 1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 21 января 2015 г. № 02-01-09/69533 / 42-7.4-05/5.3-35). Соответственно не может быть подтверждена потребность в отношении сумм возврата дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которой являлись межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций.
Согласно положениям пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 861 (далее — Правила № 861), не использованные в отчетном финансовом году остатки субвенций подлежат возврату в доход федерального бюджета органами государственной власти субъектов РФ, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджетов субъектов РФ по возврату остатков субвенций, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством. При этом, если неиспользованный остаток субвенций не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России.
Отметим, что Порядком взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 11 июня 2009 г. № 51н (далее — Порядок № 51н), установлен механизм взыскания остатков целевых средств в пределах отраженных на их лицевых счетах администратора доходов бюджета сумм соответствующих доходов. Соответственно он не может быть реализован при фактическом отсутствии указанных средств на лицевом счете (п. 10 Общих требований к Порядку № 51н).
Вместе с тем в ходе контрольных мероприятий, проводимых территориальными органами в целях контроля за осуществлением расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции (п. 9 Правил № 861), образование дебиторской задолженности рассматривается как необоснованное отвлечение (сверх необходимой потребности) средств и квалифицируется в качестве нарушения требований пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2014 г. № Ф07-10693/13 по делу № А05-4823/2013, постановление Четырнадцатого ААС от 2 апреля 2014 г. № 14АП-10444/13). При этом судебные инстанции признали правомерным применение контрольным органом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, в частности, требования о возврате на лицевой счет главного администратора средств бюджета субъекта РФ сумм дебиторской задолженности, источником образования которой являются средства субвенций, предоставленных субъекту РФ из федерального бюджета в прошлом году.
Срок перечисления в доход соответствующего бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступивших на счет 40201 минуя счет 40101, установлен положениями пункта 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н. В то же время Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н, сроков возврата в доход федерального бюджета средств, поступивших на лицевой счет главного администратора доходов субъекта РФ от возврата остатков, не установлено.
Учитывая, что в силу положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса и пункта 3 Правил № 861 не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субвенций подлежат возврату в доход федерального бюджета в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, а отвлечение средств субвенций путем образования дебиторской задолженности является неправомерным, суммы доходов, поступивших на лицевой счет главного администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков в результате возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет, источником образования которой являлись средства субвенции, подлежат перечислению в доход федерального бюджета в разумные сроки. Полагаем, что разумным сроком для возврата в доход федерального бюджета следует считать срок, установленный положениями пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса для возврата неиспользованных остатков субвенций, а именно — пятнадцать рабочих дней со дня зачисления доходов на лицевой счет администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков.
Следует отметить, что накопление сумм возвращенной дебиторской задолженности, источником образования которой явились средства субвенции, предоставленной из федерального бюджета в прошлые годы, на счетах бюджета субъекта РФ увеличивает риск возникновения разногласий с уполномоченными органами в ходе осуществляемых ими контрольных мероприятий. В частности, накопление указанных сумм может быть квалифицировано в качестве бюджетного нарушения, а именно нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ), ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.15.3 КоАП РФ.
Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
В 2004 году министерство имущественных и земельных отношений субъекта РФ передало имущество в собственность муниципальному образованию. При проведении инвентаризации казны выяснилось, что данное имущество в учете казны муниципального образования не отражено. При подготовке распоряжения о постановке имущества на учет у бухгалтерии возникли трудности — как отразить, от кого это имущество получено, поскольку в этом году министерство ничего не передавало. Как в данном случае можно поставить имущество на учет?
В случае когда к бюджетному учету требуется принять своевременно не учтенный объект нефинансовых активов, речь может идти:
- о принятии к учету неучтенных объектов нефинансовых активов (излишков), выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов (п. 31 № 157н);
- об исправлении ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена (п. 18 Инструкции № 157н).
В данной ситуации, рассматривая возможность применения положений пунктов 18 и 31 Инструкции № 157н, должностные лица органа, осуществляющего права и обязанности собственника имущества по учету имущества казны, прежде всего должны оценить имеющиеся в их распоряжении документы. При этом говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах, можно только в случае, если в распоряжении имеется достоверная информация о формировании первоначальной стоимости объекта нефинансовых активов, его регистрации, вводе в эксплуатацию, достройке, амортизации, начисленной на дату включения в состав имущества казны, и т. д. Учитывая, что в данном случае записи, подлежащие корректировке, в бюджетном учете отсутствуют, принятие к учету нефинансовых активов имущества казны вполне обоснованно можно рассматривать в качестве доходной операции. В бюджетном учете органа, осуществляющего права и обязанности собственника имущества по учету имущества казны, в соответствии с положениями пунктов 20, 38 Инструкции № 162н, на основании имеющихся документов и Справки (ф. 0503833) должны быть произведены следующие бухгалтерские записи:
Дебет 1 108 50 000
«Нефинансовые активы, составляющие казну»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражена первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов, принимаемых в казну;
Дебет 1 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 1 104 50 000
«Амортизация имущества, составляющего казну»
— отражена сумма амортизации объектов нефинансовых активов, начисленная на дату включения в состав имущества казны.
Если же какие-либо данные (документы) отсутствуют, то вполне обоснованно можно принять объекты нефинансовых активов в казну по текущей оценочной стоимости в качестве излишка.
В соответствии с положениями пункта 3.3 Методических указаний № 49, а также пунктом 31 Инструкции № 157н при выявлении объектов, не принятых на учет, сведения и технические показатели по указанным объектам фиксируются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. На основании Ведомости (ф. 0504092) инвентаризационной комиссией составляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который и будет являться основанием для принятия имущества к учету. При этом в бюджетном учете органа, осуществляющего права и обязанности собственника имущества по учету имущества казны, принятие к учету излишков нефинансовых активов может быть оформлено Справкой (ф. 0503833) и отражено в порядке, аналогичном принятию к учету выявленных по результатам инвентаризации излишков основных средств и нематериальных активов: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 180 «Прочие доходы».
Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Бюджетное учреждение прибрело бронзовый бюст общей стоимостью 200 тыс. рублей. Оплата 50 процентов стоимости произведена через основную деятельность (муниципальное задание), другая половина — за счет доходов от приносящей доход деятельности (участие в проекте). Как это отразить в учете и как поставить бюст на баланс в качестве инвентарного объекта?
Приобретенный бюджетным учреждением бронзовый бюст за счет разных источников финансирования в бюджетном учете учитывается как единый объект с применением счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», а в последующем принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта нефинансового актива (основного средства) на счете 0 101 00 000 «Основные средства». Отражение учреждением операций для учета расчетов с кредиторами по обязательствам, принятие к учету нефинансовых и финансовых активов, а также расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета Единого плана счетов, осуществляется на основании Справки по форме 0504833 на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».
В бюджетном учете смешанное финансирование отразится следующим образом:
Дебет 4 106 Х1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 4 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— сформирована первоначальная стоимость на сумму затрат на приобретение бронзового бюста — 200 000 руб.;
Дебет 4 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 4 106 Х1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
— принят к бюджетному учету бронзовый бюст по первоначальной стоимости 200 000 руб.;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление средств от приносящей доход деятельности на лицевой счет, открытый в органе казначейства, — 100 000 руб. Одновременно отражается поступление денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (п. 365 Инструкции № 157н);
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата поставщику поставки бронзового бюста за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме 100 000 руб. (п. 147 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н));
Дебет 4 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— отражена кредиторская задолженность, сформированная за счет внебюджетных средств, в сумме 100 000 руб. (п. 146 Инструкции № 174н);
Дебет 4 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата поставщику поставки бронзового бюста за счет бюджетных средств в сумме 100 000 руб. Одновременно отражается выбытие денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции № 157н).
Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог
Учреждение осуществляет доставку (пересылку) мер социальной поддержки через кредитные организации и через отделения УФПС России. В соответствии с договором, заключенным с УФПС России, оплата услуг по доставке производится по фактически произведенным выплатам по акту сверки в месяце, следующем за месяцем выплаты мер социальной поддержки. Сложившаяся кредиторская задолженность отражена в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2015 года. В 2015 году учреждением произведена оплата почтовых расходов, сложившихся за декабрь 2014 года, за счет средств, источником которых является субвенция на 2015 год. В соответствии с Бюджетным кодексом получатель бюджетных средств вправе заключать в установленном порядке договор на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств. Соответственно расходные обязательства, установленные договором, по истечении текущего финансового года не прекращаются, учреждение обязано их исполнить в очередном финансовом году.
Можно ли квалифицировать указанную оплату в январе 2015 года за декабрь 2014 года как нецелевое использование бюджетных средств?
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ). Расходы, произведенные в декабре 2014 года, оплачиваются по условиям договора в январе 2015 года. В связи с этим данная операция не подпадает под статью нецелевого использования бюджетных средств, так как платежи являются текущими. Кроме того, порядок учета следует отразить в сформированной учетной политике учреждения.
Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант
Нужно ли учитывать в составе бланков строгой отчетности (БСО) студенческие билеты и зачетные книжки?
Нет, не нужно. Образцы студенческих билетов и зачетных книжек утверждены приказами Минобрнауки России от 5 апреля 2013 г. № 240 (для среднего профессионального образования) и от 22 марта № 2013 г. № 203 (для бакалавриата, специалитета, магистратуры) в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Они не содержат учетной серии и уникального номера, которые указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (утвержден приказом от 30 марта 2015 г. № 52н). Также для этих документов не установлен особый порядок хранения и учета.
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65), студенческие билеты и зачетные книжки следует учитывать как бланочную продукцию по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог
Как отражается в учете финансовый результат прошлых отчетных периодов?
Финансовый результат прошлых отчетных периодов формируется путем заключения показателей по счетам финансового результата текущего финансового года соответствующих счетов 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 304 04 «Внутриведомственные расчеты», 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами», сформированных по итогам деятельности учреждения за финансовый год, и данных по увеличению (уменьшению) финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученные в результате переоценки. Для учета финансового результата учреждения прошлых отчетных периодов предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (абз. 1 п. 300 Инструкции № 157н).
В рамках формирования учетной политики учреждение имеет право устанавливать дополнительные коды вида данного синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования (абз. 2 п. 300 Инструкции № 157н).
Учет финансового результата прошлых отчетных периодов отражается следующими записями.
Изменение финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученные в результате переоценки:
Дебет 1 101 ХХ 310, 1 102 30 320, 1 103 1Х 330
«Увеличение стоимости основных средств», «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости непроизведенных активов»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— отражен положительный результат переоценки стоимости нефинансовых активов;
Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 104 ХХ 410, 1 104 39 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств», «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
— отражен положительный результат переоценки амортизации нефинансовых активов;
Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 101 ХХ 410, 1 102 30 420, 1 103 1Х 430
«Уменьшение стоимости основных средств», «Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»
— отражен отрицательный результат переоценки стоимости нефинансовых активов;
Дебет 1 104 ХХ 410, 1 104 39 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств», «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— отражен отрицательный результат переоценки амортизации нефинансовых активов.
Заключение счетов текущего финансового года:
Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 304 04 ХХХ
«Внутриведомственные расчеты»
— закрытие счетов текущего финансового года в части переданных в текущем финансовом году внутриведомственных расчетов;
Дебет 1 304 04 ХХХ
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— закрытие счетов текущего финансового года в части полученных в текущем финансовом году внутриведомственных расчетов;
Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 210 02 ХХХ
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»
— списаны суммы администрируемых поступлений, зачисленные в бюджет при завершении финансового года;
Дебет 1 304 05 ХХХ
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— списаны по завершении года произведенные платежи;
Дебет 1 401 10 1ХХ
«Доходы текущего финансового года»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— списаны доходы на финансовый результат по итогам года;
Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 401 20 2ХХ
«Расходы текущего финансового года»
— списаны расходы на финансовый результат по итогам года.
Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор
В учреждении проводится инвентаризация основных средств в связи со сменой материально ответственного лица. В учете на одной позиции указаны два объекта, которым присвоен один инвентарный номер: системный блок и монитор. В наличии имеется только системный блок. Можно ли разделить в учете эти объекты, чтобы сотрудник мог принять к ответственности только системный блок без монитора?
Согласно пункту 1.5 Методических указаний № 49 при смене материально ответственного лица учреждение в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества. Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании Ведомости (ф. 0504092) составляется Акт
о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Если в учреждении обнаружилось отсутствие какого-либо объекта активов, то этот факт признается недостачей.
Из вопроса следует, что в учреждении компьютер — автоматизированное рабочее место (АРМ) был учтен как основное средство (предполагаем, как комплекс конструктивно сочлененных предметов). Утрата одного из предметов (монитора) сделало объект непригодным к использованию и дает основание к списанию компьютера вследствие недостачи. Несмотря на то, что отсутствует только монитор, списывается весь объект.
Компьютер списывается с баланса по Акту о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), на основании которого производится отметка о выбытии компьютера в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), которая открывается на каждый объект основных средств (абз. 2 п. 54 Инструкции № 157н). Согласно пункту 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Если в учете учреждения для системного блока и монитора выделена отдельная стоимость, то каждый предмет списывается отдельно. Если стоимость не разделена в учете, то можно сначала списать всю сумму и впоследствии выделить стоимость объектов, чтобы к недостаче был отнесен только монитор.
Дебет 0 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения
Кредит 0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— отражена сумма амортизации, начисленная на стоимость выбывших объектов основных средств (системного блока, монитора) при принятии решения об их списании вследствие недостачи;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— отражено выбытие остаточной стоимости объекта основных средств (системного блока, монитора) при принятии решения об их списании вследствие недостачи.
Так как системный блок имеется в наличии, его следует принять к учету в качестве материального запаса по оценочной стоимости. Согласно пункту 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Принятие к учету системного блока (по текущей оценочной стоимости) отражается записью:
Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принят к учету системный блок.
Далее в случае выявления лица, виновного в недостаче, стоимость утраченного монитора отражается записью:
Дебет 0 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отнесены суммы выявленных недостач на счет виновного лица.
Списание недостачи нематериального актива в связи с отсутствием виновных лиц отражается записью:
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— списана недостача (монитор) в связи с отсутствием виновных лиц.
Отвечала Ю. Л. АНОХИНА, консультант