Крупная сделка: изменение валюты баланса

Статьей 153 Гражданского кодекса дано определение сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Если в сделке принимают участие более одной стороны, то она является договором. Для его заключения необходимо выражение согласованной воли сторон (ст. 154 ГК РФ). Также, в зависимости от своей величины, сделки могут попасть в категорию крупных. У них есть свои особенности.

Определение и признаки крупной сделки даны в пункте 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ) и в статье 15 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174?ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174?ФЗ). 

В редакции этих законов крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Устав учреждения может предусматривать и меньший размер крупной сделки.

Так как в определении сделок упоминаются действия с имуществом, напомним, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 9, 10 ст. 9.2 Закона № 7?ФЗ).

Имущество автономного учреждения также закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Без согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно остальным, в том числе недвижимым, имуществом (ч. 1, 2 ст. 3 Закона № 174?ФЗ).

Согласование крупных сделок

Положениями Законов № 7?ФЗ и 174?ФЗ установлены требования предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7?ФЗ), и предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Закона № 174?ФЗ) на осуществление крупной сделки.

Бюджетное учреждение

Порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 2 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»). Для подведомственных бюджетных учреждений субъектов и муниципальных образований порядок согласования составляется и утверждается в соответствии с документами, утвержденными на федеральном уровне.

В порядке следует привести перечень документов, которые учреждение должно представить учредителю для согласования совершения крупных сделок.

Каждое ведомство определяет свои критерии, но в любом случае учредитель должен получить наиболее полную информацию о предстоящей сделке. Приведем примерный перечень:

  • обоснование и цель совершения сделки;
  • стороны сделки;
  • проект сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
  • предмет и цена сделки в рублях (числом и прописью), включая НДС;
  • сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по сделке;
  • источник финансирования сделки;
  • иные существенные условия сделки, установленные законодательством Российской Федерации или иными правовыми актами либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
  • информация о финансовом состоянии учреждения и его способности исполнять свои обязательства по сделке с учетом оценки экономической эффективности деятельности учреждения;
  • заверенная в установленном порядке копия бухгалтерского баланса учреждения на последнюю отчетную дату;
  • расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
  • копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;
  • справка о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
  • реквизиты извещения о проведении торгов, запросе котировок (при намерении учреждения подать заявку в соответствии с законодательством о размещении заказов);
  • проект конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа.

Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя (иным лицом), уполномоченным на основании доверенности (приказа о разграничении полномочий между заместителями руководителя) на совершение сделки, и главным бухгалтером учреждения и представлены в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью формате.

Бюджетному учреждению может быть отказано в проведении крупной сделки. Причины должны быть оговорены в утвержденном порядке. Ими могут быть:

  • выявление неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
  • отсутствие достаточного обоснования целесообразности заключения сделки;
  • несоответствие крупной сделки целям и видам деятельности учреждения;
  • планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства и другие.

Решение о согласовании проведения крупной сделки (либо отказе в согласовании) учредитель направляет в учреждение или вручает уполномоченному представителю.

Сроки для рассмотрения и проверки документов ведомство также устанавливает самостоятельно. Так, в пункте 8 Порядка предварительного согласования совершения подведомственным Минкультуры России федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденного приказом Минкультуры России от 10 сентября 2010 г. № 586, указано, что общий срок рассмотрения документов в Минкультуры России по предварительному согласованию крупной сделки не может превышать десяти рабочих дней со дня поступления от учреждения.

Автономное учреждение

Обязанность автономного учреждения согласовывать проведение крупных сделок с наблюдательным советом закреплена в статье 15 Закона № 174?ФЗ. В наблюдательный совет входят от пяти до одиннадцати членов. В их число не могут быть включены руководитель автономного учреждения и его заместители. При этом руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

В статье 15 Закона № 174?ФЗ определен и порядок совершения крупных сделок, и последствия его нарушения. Согласно ему наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Правомочным заседание наблюдательного совета будет только в том случае, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается. Решение об одобрении (или не­одобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов (п. 7 ст. 11 № 174?ФЗ). Возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, в случае рассмотрения вопроса о заключении крупной сделки, законом не предусмотрена (п. 6 ст. 12 Закона № 174?ФЗ).

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Принятое наблюдательным советом решение является обязательным для руководителя автономного учреждения (п. 5 ст. 11 Закона № 174?ФЗ).

Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 3 ст. 15 Закона № 174?ФЗ).

Проведение сделки без согласования с учредителем является нарушением порядка и может повлечь признание данной сделки недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что контрагент знал или должен был знать об отсутствии предварительного согласия.

В соответствии с изменениями

Положениями Законов № 7?ФЗ и 174?ФЗ установлен порог отнесения операций к крупным сделкам — десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (или меньше, если это установлено Уставом учреждения). К активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, в том числе по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Для определения порога крупной сделки используются данные отчетности, которая в бюджетных и автономных учреждениях составляется и представляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н). При этом показатель стоимости активов учреждения на конец (начало) года отражается в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)) в строке 410 (письмо Минфина России от 18 октября 2013 г. № 02-06-10/43703). Согласно пункту 13 Инструкции № 33н Баланс (ф. 0503730) формируется учреждением (его обособленными структурными подразделениями (филиалами), ведущими бухгалтерский учет) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Вместе с тем приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 172н (далее — Приказ № 172н) в Инструкцию № 33н внесены изменения. В действующей редакции, начиная с отчетности за 2015 год, предусмотрено отражение:

  • дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе Баланса (ф. 0503730);
  • кредиторской задолженности по доходам (счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»), а также по расчетам с подотчетными лицами (счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») в пассиве Баланса (ф. 0503730).

В связи с изменениями, внесенными в Инструкцию № 33н, у многих учреждений могла поменяться валюта баланса по состоянию на 1 января 2015 года. Соответственно с изменением валюты баланса меняется и порог отнесения сделок к крупным. В целях обеспечения единого подхода в использовании показателей бухгалтерской отчетности Минфин России в письме от 14 мая 2015 г. № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 г.» (далее — Письмо № 02-07-07/27504) довел до учреждений свои рекомендации. В письме, в частности, отмечено, что составление Баланса (ф. 0503730) за 2015 год в соответствии с указанными требованиями приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода, то есть на начало 2015 года. Таким образом, для целей определения размера крупной сделки в текущем году необходимо сформировать указанные формы отчетов за этот период.

Согласно положениям пункта 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — Сведения (ф. 0503773)).

Минобрнауки России на основе письма № 02-07-07/27504 разработало разъяснения о порядке расчета в 2015 году размера крупной сделки государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными министерству, которые отразил в письме от 22 мая 2015 г. № 04-461 (далее — Письмо № 04-461). В Письме № 04-461 даны рекомендации по заполнению Баланса (ф. 0503730) и Сведений (ф. 0503773).

Показатели Баланса (ф. 0503730) должны быть сформированы на 1 января 2015 года с учетом изменений, внесенных Приказом № 172н, по графам:

  • 3 — «Деятельность с целевыми средствами»;
  • 4 — «Деятельность по государственному заданию»;
  • 5 — «Приносящая доход деятельность».

В свою очередь Сведения (ф. 0503773) формируются в разрезе следующих видов обеспечения деятельности:

  • субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (подотчет — целевые средства);
  • субсидии на выполнение государственного задания (подотчет — госзадание);
  • собственные доходы учреждения, в том числе доходы от оказания услуг (выполнения работ), средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении (под­отчет — приносящая доход деятельность).

В Письме № 04-461 указано, что заполнение граф 3, 4 в указанных подотчетах осуществляется автоматически путем пересчета (тип пересчета 773–730) следующим образом:

  • графа 3 Сведений (ф. 0503773) заполняется из соответствующих граф 7, 8, 9 Баланса (ф. 0503730) на 1 января 2015 года;
  • графа 4 Сведений (ф. 0503773) заполняется из граф 3, 4, 5 Баланса (ф. 0503730), заполненного с учетом изменений, внесенных Приказом № 172н;
  • графа 5 Сведений (ф. 0503773), то есть разница граф 4 и 3.

При определении размера крупной сделки в текущем году следует составить Баланс (ф. 0503730) и Сведения (ф. 0503773) за 2015 год с учетом внесенных изменений и применять показатель актива Баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменении валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении валюты баланса учреждения (ф. 0503773).


Реклама