Вопросы формирования отчетности
Рассмотрим отдельные вопросы формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и юридических лиц.
Изменения в отчетности
Основные изменения отражены в приказе Федерального казначейства от 11 ноября 2014 г. № 266 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства» (далее — Приказ № 266).
Начиная с отчетности по состоянию на 1 февраля 2015 года территориальные органы Федерального казначейства (далее — ТОФК) формируют и представляют в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) формы бюджетной отчетности без разделения бюджетной отчетности согласно Перечню главных распорядителей средств федерального бюджета, доведенному письмом Федерального казначейства от 30 января 2014 г. № 42-7.4-05/2.1-69, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Таким образом, по закрытым каналам связи в МОУ ФК передаются следующие формы бюджетной отчетности:
Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124);
Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета (ф. 0521413);
Отчет об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981);
Сведения о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982).
Все остальные формы бюджетной отчетности ТОФК направляют в МОУ ФК по открытым каналам связи средствами Системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства (далее — СУФД).
Исключение составляют управления Федерального казначейства по г. Севастополю, Архангельской области и Ненецкому АО. Перечисленные ТОФК в настоящее время не осуществляют работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и поэтому весь комплект бюджетной отчетности направляют только по открытым каналам связи средствами СУФД.
Процесс направления бюджетной отчетности по закрытым каналам связи в МОУ ФК
Начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2014 года ТОФК для корректной передачи бюджетной отчетности, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, из закрытого контура АС ФК ТОФК в закрытый контур АС ФК МОУ ФК необходимо использовать функцию «Выполнить — Отправка в закрытый контур «Своды». В противном случае бюджетная отчетность не сможет быть загружена в ППО АС ФК, предназначенное для формирования сводной отчетности.
Новые формы отчетности
Приказом № 266 введены новые формы отчетности:
Расшифровка остатков средств во временном распоряжении к Балансу по поступлениям и выбытиях бюджетных средств (ф. 0503140) (ф. 0531341);
Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений и организаций (ф. 0531342).
Информация из этих форм востребована главными распорядителями средств федерального бюджета. Для обеспечения своевременной выверки показателей отчетности ТОФК и отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета МОУ ФК ежеквартально представляет главным распорядителям средств федерального бюджета информацию по подведомственным им учреждениям из вышеуказанных форм бюджетной отчетности.
Исключение форм отчетности
Приказом № 266 исключено формирование и представление в МОУ ФК следующих форм бюджетной отчетности:
Справка по внутренним расчетам (ф. 0521463);
Сведения о соблюдении нормативов отчислений в федеральный бюджет налогов и сборов (ф. 0521160).
Изменения
Приказом № 266 внесены изменения в форму Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153). Отчет дополнен графой 21 «Перечислено для третичного распределения в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации». Данная графа заполняется только МОУ ФК как территориальным органом Федерального казначейства.
В приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» внесены изменения в части заполнения формы Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). В части формирования Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) на уровне ТОФК ничего не меняется, вновь вводимые графы ТОФК не заполняются (рис. 1).
Часто задаваемые вопросы
Справка (ф. 0504833)
В случае если на 1-е число месяца на балансовом счете 40101 остались нераспределенные средства по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, которые подлежат зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде, формируется Справка (ф. 0504833).
На основании оформленной Справки (ф. 0504833) вышеуказанные поступления средств бюджета будут отражены в Отчете о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) и Отчете о поступлениях в федеральный бюджет в разрезе администраторов доходов федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531340) по состоянию на 1-е число месяца как доходы федерального бюджета или как источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Обратите внимание! При проведении междокументного контроля между показателями Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) и Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153), будет установлено расхождение, в случае если ТОФК не оформил Справку (ф. 0504833) на вышеуказанные операции.
Междокументный контроль
В продолжение темы обратите внимание на уточненный междокументный контроль между показателями Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) и Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153), в части сверки поступлений не распределенных на отчетную дату в доходы соответствующих бюджетов бюджетных систем межбюджетных трансфертов, возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также процентов, штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам.
Ранее в контрольные соотношения закладывались конкретные коды бюджетной классификации, что было очень неудобно. В случае если Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации вводились новые коды бюджетной классификации, необходимо было внести изменения в контрольные соотношения, потом ждать, когда эти контрольные соотношения будут реализованы или доработаны в ППО АС ФК. Этот процесс занимал очень большой промежуток времени.
Теперь в ППО АС ФК разработан Справочник КБК для отражения в Справке (ф. 0504833), который является централизованным и ведется Федеральным казначейством. При проведении междокументного контроля между показателями Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) и Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153), контроль будет осуществляться по кодам бюджетной классификации, которые занесены в Справочник КБК для отражения в Справке (ф. 0504833).
Внешний контроль
Остановимся на вопросе проведения внешнего контроля между Справками по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка (ф. 0503125)).
Самый актуальный вопрос, который возникает у ТОФК, это сверка Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), сформированных по средствам бюджетных, автономных учреждений и иных организаций.
Как видно из рис. 2, до 1 января 2015 года ТОФК формировали и представляли в МОУ ФК две Справки (ф. 0503125):
по счету 8 211 01 560 (660) — по средствам бюджетных, автономных учреждений;
по счету 8 211 01 560 (660) — по средствам иных организаций, показатели которых сверялись соответственно с двумя Справками (ф. 0503125), которые формировались МОУ ФК как территориальным органом Федерального казначейства.
В Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации внесены изменения в части:
исключения кода источников финансирования дефицита бюджета — 01 06 10 02 01 0004 550;
изменения названия кода источников финансирования дефицита бюджета — 01 06 10 02 01 0003 550.
В связи с этим, начиная с отчетности по состоянию на 1 февраля 2015 года, МОУ ФК формируют одну Справку (ф. 0503125) по средствам бюджетных, автономных и иных организаций, показатели которой должны сверяться с показателями двух Справок (ф. 0503125), сформированных ТОФК по счетам 8 211 01 560 (660).
Формирование и направление бюджетной отчетности
Письмом Федерального казначейства от 26 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/2.1-815 разъяснен порядок представления оперативной отчетности за каждый нерабочий день финансового года.
Дополнительно подлежат обработке территориальными органами Федерального казначейства банковские выписки с приложением первичных учетных документов к ним за нерабочие дни текущего финансового года в установленном порядке днем, соответствующим дате банковской выписки.
Представление в Межрегиональное операционное УФК оперативной отчетности за каждый нерабочий день текущего финансового года, соответствующий дате банковской выписки, осуществляется не позднее второго рабочего дня после данного нерабочего дня.
Главная книга — источник получения оперативной информации об исполнении федерального бюджета
В настоящее время ежедневно ТОФК открытыми каналами связи направляют в МОУ ФК пять оперативных отчетов (см. рис. 3).
Каждый из этих отчетов содержит определенную информацию. Например:
ф. 0521432 — это только информация о поступлениях в федеральный бюджет,
ф. 0521469 — это только кассовые выбытия, при этом выбытия отражаются не по полной бюджетной классификации, а в усеченном виде, к примеру, это или глава, или раздел, подраздел.
Наряду с вышеперечисленными отчетами по закрытым каналам связи ТОФК ежедневно направляют в МОУ ФК Отчет об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981). В Отчете об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981) содержится вся информация по проводимым операциям в части исполнения федерального бюджета.
На основании Отчета об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981) и Сведений о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982), полученных от ТОФК, МОУ ФК в ежедневном режиме формирует Главные книги (ф. 0504072) по каждому территориальному органу Федерального казначейства, а затем на основании Главных книг каждого ТОФК — сводную Главную книгу Федерального казначейства.
Сводная Главная книга Федерального казначейства на настоящий момент является одним из источников получения оперативной информации о кассовом исполнении федерального бюджета, ежедневное формирование которой предоставляет возможность оперативно обеспечивать всех заинтересованных пользователей информацией об исполнении федерального бюджета.
Показатели Главной книги Федерального казначейства содержат всю информацию по проводимым операциям в части исполнения федерального бюджета в органе Федерального казначейства.
Поэтому Главная книга Федерального казначейства рассматривается как наиболее эффективный инструмент по реализации одной из задач Федерального казначейства по оптимизации функций Федерального казначейства.
Для реализации этого процесса в ППО АС ФК разработан функционал по формированию Отчета об исполнении федерального бюджета (оперативного) в закрытом контуре ППО АС ФК МОУ ФК на основании показателей Главной книги. Этот отчет можно формировать как по каждому территориальному органу Федерального казначейства, так и сводный.
В настоящий момент МОУ ФК еженедельно и ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца на третий рабочий день формирует в закрытом контуре Отчет об исполнении федерального бюджета (оперативный) на основании сводной Главной книги и выгружает его показатели, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, в открытый контур ППО АС ФК МОУ ФК.
Вследствие этого, если будет принято решение об отмене оперативной отчетности, МОУ ФК готово обеспечивать оперативной информацией об исполнении федерального бюджета внешних пользователей (рис. 4).