Централизация учета: опыт Вологодской области
Создание единой централизованной системы учета и отчетности, ее последующая интеграция в региональный сегмент Электронного бюджета позволят повысить уровень открытости и прозрачности бюджетного процесса на территории области. О результатах этого процесса в Вологодской области рассказывает заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов области В. Н. АРТАМОНОВА.
— Валентина Николаевна, какие шаги предпринимает Вологодская область, чтобы выжить в условиях сложившейся экономической ситуации?
— На протяжении последних лет, при наличии острого дефицита финансовых ресурсов, мы живем в состоянии жесткой экономии.
Одной из основных задач бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов.
С 2012 года на территории области активно реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию расходов бюджета области. Особое внимание уделяется оптимизации расходов на содержание органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления. Каждый год перечень мероприятий расширяется. Только в текущем году мы приступили к реализации двух крупных оптимизационных проектов — передаче государственными органами полномочий (функций) по предоставлению государственных услуг в многофункциональные центры и централизации бухгалтерского учета.
— Вопрос о централизации бухгалтерского учета возникает периодически. Сегодня он снова актуален?
— За последнее время в бюджетной системе Российской Федерации произошли значительные изменения. Законодательные новации в области финансового управления, особенно появление концепции Электронного бюджета, развитие информационных технологий позволяют пересмотреть подходы к учетным процессам, по-новому взглянуть на централизацию бухгалтерского учета.
После изучения опыта централизованных бухгалтерий, функционирующих как в нашей области, так и в других субъектах Российской Федерации, проведения детального анализа работы бухгалтерских служб был подготовлен План мероприятий по централизации бухгалтерского учета и отчетности органов власти области и государственных учреждений. В декабре 2014 года План мероприятий утвердило правительство Вологодской области, и началась его реализация.
Основная цель проекта — повышение качества ведения учета, составления отчетности и оптимизация расходов областного бюджета. Важными задачами являются повышение прозрачности учетных процессов, скорости выполнения учетных функций, внедрение единых принципов работы сотрудников, решение проблемы кадрового дефицита, унификация порядка проведения контрольных мероприятий, сокращение затрат на ведение учета путем оптимизации численности сотрудников.
— Что отличает организацию централизованного бухгалтерского учета на новых принципах?
— Реализация проекта построена полностью на современных информационных технологиях, создается единое пространство бухгалтерского учета для всех участников государственного сектора области. Они не разделены расстояниями, не ограничены пределами функциональных подразделений.
Документооборот существенно отличается от ранее использовавшегося централизованными бухгалтериями. Юридически значимый документооборот связывает учреждение, учредителя и финансовый орган.
Опыт работы на новых принципах построения учета показывает, что:
документ в программный продукт вводится однократно, в результате обеспечивается снижение трудозатрат и повышение производительности ведения учета финансово-хозяйственной деятельности;
при работе в единой централизованной информационной системе доступ к данным строго разграничен и обеспечивается в соответствии с должностными обязанностями;
все факты хозяйственной жизни регистрируются в централизованной системе, между участниками осуществляется оперативный обмен информацией с применением электронных подписей.
Переход на электронный документооборот открывает неограниченные возможности для совершенствования учетных процессов: это не только уход от бумажных носителей информации, это возможность оперативного получения информации о деятельности подведомственных учреждений, усиление контроля за расходованием средств, экономия расходов при взаимодействии, отсутствие необходимости тратить время на передачу данных. Система предполагает настройку выгрузки информации в иные информационные ресурсы.
Построение системы учета и отчетности на данных технологиях соответствует принципам Электронного бюджета.
— Какие мероприятия включает в себя проект по централизации учета и отчетности?
— Мероприятия по централизации учета и отчетности планируется выполнить в течение трех лет.
Первыми на централизацию учета переходят органы власти области, затем — казенные учреждения и на завершающем этапе — бюджетные и автономные учреждения.
В первом полугодии 2015 года проведены подготовительные мероприятия: разработаны нормативные и организационно-распорядительные документы, протестирован новый документооборот, на трех пилотных органах власти области отработаны схемы взаимодействия. Во втором полугодии 2015 года проводились мероприятия по передаче функций 16 органами власти.
В 2016 году запланирована передача еще 14 органов власти и 32 казенных учреждений. В 2017 году предусмотрены мероприятия по централизации учета более 280 бюджетных и автономных учреждений.
Необходимо отметить, что централизация учета органов власти и казенных учреждений проводится на базе государственного казенного учреждения «Областное казначейство». Это подведомственное учреждение Департамента финансов области, осуществляющее учет операций по исполнению областного бюджета, операций со средствами бюджетных и автономных учреждений. С 2015 года полномочия учреждения дополнены функцией по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности органов власти и государственных учреждений.
Реализация проекта на базе действующего учреждения позволила сократить как время, так и расходы областного бюджета. Все вопросы организационного характера были решены силами учреждения за счет перераспределения функционала среди специалистов учреждения. При передаче функций в учреждение принимались на работу специалисты сокращаемых бухгалтерских служб органов власти.
Со второй половины 2016 года начинается этап построения единой централизованной системы на базе отраслевых бухгалтерий в ведущих отраслях социальной сферы.
— Валентина Николаевна, как будет осуществляться внутренний финансовый контроль после передачи функции бухгалтерского учета и отчетности?
— За руководителем сохраняются все административные функции: заключение хозяйственных договоров, принятие кадровых решений, другие вопросы, связанные с финансовохозяйственной деятельностью. На уровне учреждения остается функция ввода и формирования первичного документа, процедура формирования документов бухгалтерского учета передается на централизацию учета.
Очень важно выстроить единый и довольно строгий порядок работы всех сотрудников. Система требует единого ритма работы, несвоевременность проведения процедур недопустима.
Функции по осуществлению контроля разделены между органом власти (учреждением) и централизованной бухгалтерией исходя из выполняемых операций.
В соответствии c принятыми нормативными правовыми актами области и Соглашением о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности по операциям, совершаемым в органе власти (учреждении), внутренний финансовый контроль осуществляется самим органом (учреждением). По всем операциям, совершаемым централизованной бухгалтерией, — бухгалтерией.
— Каковы преимущества централизации учетных функций?
— Значительно повышается качество учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений. На управленческом уровне организуется эффективный учетный процесс.
Также происходит централизация бухгалтерского учета, работа учреждений разных типов и отраслей в единой базе данных региона, построение полностью электронного взаимодействия между учреждениями, учредителями, финансовым органом. Это очевидные преимущества. Система позволяет получать достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений в режиме мониторинга, использовать централизованные данные для автоматического формирования достоверной регламентированной и оперативной отчетности, что обеспечивает руководителя учреждения или учредителя эффективным инструментом поддержки принятия управленческих решений.
Интеграция с региональной системой исполнения бюджета позволяет включить в единое информационное пространство получателей и главных распорядителей средств бюджета, обеспечив полную и абсолютную прозрачность бюджетных процессов на всех их этапах. А прозрачность и открытость повышают эффективность бюджетной политики, служат на благо экономии бюджетных расходов.
Без проведения централизации учетных функций создать условия, которые позволяли бы учреждению быть на равных с централизованной бухгалтерией в плане техники, программного обеспечения и методологии, невозможно.
— Какой бюджетный эффект Вы ожидаете от реализации проекта?
— Передача функций проводится органами власти и учреждениями поэтапно. Это обусловлено необходимостью проведения организационно-штатных мероприятий, подготовки компьютерной техники, установки средств защиты информации, доработки информационной системы под специфику органа власти или учреждения, принятия распорядительных документов.
По нашей оценке, начиная с 2017 года бюджетный эффект будет составлять более 50 млн рублей ежегодно.
— А на муниципальном уровне проводятся мероприятия по централизации учета?
— Вопросы централизации сегодня рассматриваются всеми муниципальными районами области. В одних муниципалитетах такая система успешно функционирует, в других — данные мероприятия только планируются, рассматриваются варианты реализации и рассчитывается бюджетный эффект. Из уже реализованных проектов на муниципальном уровне можно привести опыт Череповецкого муниципального района, где централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бюджетного и бухгалтерского учета органов местного самоуправления района и сельских поселений, подведомственных бюджетных учреждений. Кроме того, в данном муниципалитете более половины сельских поселений передали бюджетные полномочия на уровень района, их осуществляет финансовое управление. Такая централизация позволяет оптимизировать численность работников финансовых и бухгалтерских служб, ликвидировать проблему кадрового дефицита на территориях сельских поселений, оптимизировать документооборот и решить вопрос организации в сельском поселении внутреннего контроля. Но существуют и трудности — специалисты централизованных бухгалтерий не могут выполнять функции контрактных управляющих обслуживаемых учреждений и осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль сельских поселений, так как отсутствует механизм реализации данных полномочий.
Муниципалитеты активно обмениваются друг с другом практикой централизации и намеченными планами, и я надеюсь, что это движение будет иметь положительный эффект для Вологодской области в целом.
— Валентина Николаевна, проявляется ли интерес к практической стороне реализации проекта?
— Сегодня одним из ключевых аспектов централизации является обмен мнениями и опытом внедрения лучших региональных и муниципальных практик. Как вы видите, нет готовых решений по централизации учета и отчетности. Это сложный процесс.
Проект вызывает большой интерес у муниципальных образований области, других субъектов Российской Федерации.
Мы благодарны Минфину России, уделяющему большое внимание вопросу централизации учета. Как я уже говорила, в последнее время совершен огромный рывок в развитии нормативной правовой базы по урегулированию сложных вопросов в процессе централизации. С принятием новой редакции Бюджетного кодекса мы выйдем на более высокий уровень совершенствования учетных процедур.
Площадка Сообщества финансистов субъектов Российской Федерации неоднократно использовалась для обсуждения вопросов практической реализации централизации учета.
Уверена, что построение эффективной системы бухгалтерского учета в регионе позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами.