Годовая бюджетная отчетность: актуальные вопросы формирования и представления

О практике применения нормативных правовых актов Минфина России по бюджетному учету и отчетности и основных итогах формирования годовой бюджетной отчетности за 2014 год рассказывает А. В. ДУБОВИК, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Казначейства России.

Одной из основных функций Федерального казначейства, определенных бюджетным законодательством, является ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности. Для реализации этой задачи требуются четкая методология, современные технологии и правильная организации работы.

Формирование и представление бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2014 год

Формирование и представление годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности как заключительный этап бюджетного цикла является одним из ключевых событий в жизни сектора государственного управления. Методические, организационные и технологические мероприятия высокого уровня сложности в совокупности со сжатыми сроками требуют значительных усилий от всех заинтересованных сторон.

Годовая отчетность за 2014 год не стала исключением. Формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2014 год осуществлялось всеми субъектами отчетности в условиях внедрения новаций бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, обусловленных требованиями приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 89н) и приказа Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 157н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 157н).

В целях раскрытия отдельных положений указанных нормативных документов и практических подходов по их реализации при формировании и представлении годовой отчетности за 2014 год Минфином России и Федеральным казначейством были подготовлены и направлены в адрес субъектов отчетности соответствующие разъяснения (совместное письмо Минфина России и Федерального Казначейства от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68726 / 42-7.4-05/2.1-824 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2014 год»).

Кроме того, в целях обеспечения качества кассовых показателей начиная с 2014 года Федеральное казначейство осуществляло представление сервиса автоматизированной сверки данных бюджетной отчетности получателей бюджетных средств, главных распорядителей (распорядителей), финансовых органов с идентичными показателями бюджетной отчетности территориальных органов Федерального казначейства, а также представляло информацию по кассовым поступлениям и выбытиям главным распорядителям средств федерального бюджета.

Традиционно, в целях обеспечения качественного и свое­временного формирования и представления в Федеральное казначейство годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в 2014 году Федеральным казначейством был проведен ряд подготовительных организационно-технологических мероприятий, в ходе которых был апробирован инструментарий приема и проверки отчетности.

Министерством финансов Оренбургской области и Комитетом финансов Курской области были сформированы и представлены в Федеральное казначейство комплекты годовой отчетности, обеспечившие тестирование всех процедур и выявление различного рода ошибок и недоработок. Активное участие в подготовительной работе приняли территориальные органы Федерального казначейства: УФК по Новосибирской и Смоленской областям, Краснодарского и Хабаровского краев, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

В течение марта — апреля 2015 года Федеральное казначейство осуществляло прием, проверку, свод и консолидацию бюджетной отчетности публично-правовых образований, сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

По итогам указанной работы Федеральным казначейством была представлена в Минфин России в установленном порядке бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета и отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, показатели исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приведены на рисунках 1, 2.

Результаты внешней проверки Отчета об исполнении федерального бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом Счетной палатой России было подготовлено заключение на Отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год1, в рамках которого показатели доходов, расходов и дефицита федерального бюджета в 2014 году по результатам проверки были признаны соответствующими показателям отчета.

В то же время по результатам внешней проверки отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета Счетной палатой России выявлен ряд нарушений, связанных с порядком ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, что, безусловно, требует особого внимания со стороны субъектов бюджетного учета и отчетности.

Сроки представления бюджетной отчетности

Качество формирования бюджетной отчетности во многом предопределяется соблюдением ее субъектами всех регламентных процедур и сроков. В то же время, как показывают результаты проведенных Счетной палатой проверок, вопрос соблюдения сроков формирования и представления бюджетной отчетности продолжает быть актуальным как на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, так и на уровне получателей бюджетных средств.

Принимая во внимание тотальную информатизацию, необходимо констатировать, что вопросы своевременного формирования бюджетной отчетности во многом связаны с вопросами качественной организации работы.

Порядок проведения инвентаризации

В соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации по формированию бюджетной отчетности перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке 2.

В то же время проверка Счетной палатой России выявила факты отсутствия мероприятий по инвентаризации. Субъектам отчетности необходимо обратить внимание на обязательность данной процедуры — игнорирование указанного требования существенно повышает риски формирования недостоверной бюджетной отчетности.

Порядок перечисления дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета

Отдельные замечания Счетной палаты России были отнесены и к вопросам отражения операций с дебиторской задолженностью прошлых лет, а также к процедурам удержания штрафных санкций с поставщиков и подрядчиков по условиям контрактов (договоров).

Согласно требованиям нормативных документов 3 суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств для перечисления в доход соответствующего бюджета.

В то же время средства дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие как восстановление кассовых расходов прошлых лет на лицевые счета отдельных получателей бюджетных средств, не были перечислены в доход федерального бюджета.

Одновременно субъектам бюджетной отчетности необходимо обратить внимание на соблюдение требований письма Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959: оплата государственного (муниципального) контракта получателем бюджетных средств может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму не­устойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление не­устойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

Ведение бюджетного учета при передаче полномочий

В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями указанной инструкции.

В то же время отдельными учреждениями при передаче им полномочий по исполнению бюджета не осуществлялось ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности.

Порядок ведения бюджетного учета непроизведенных активов

Приказом № 89н были внесены изменения в порядок признания и учета непроизведенных активов, ранее установленный Инструкцией № 157н.

В соответствии с указанными изменениями к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности.

Порядок применения положений Приказа № 89н, в том числе и данной нормы, был доведен Минфином России в Методических рекомендациях по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (письмо Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918).

В то же время по результатам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий было выявлено, что отдельными получателями средств федерального бюджета не были приняты к учету земельные участки, числящиеся за данными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нарушение порядка ведения учета на забалансовых счетах

В отдельный блок проблемных вопросов следует выделить нарушения, связанные с порядком ведения учета на забалансовых счетах: бланки строгой отчетности, неисключительные права на программное обеспечение и другие объекты забалансового учета не были учтены на соответствующих счетах отдельными получателями средств федерального бюджета.

Кроме того, Счетной палатой был сделан ряд замечаний в отношении полноты и качества ведения бюджетного учета по таким его объектам, как дебиторская и кредиторская задолженность, вложения в нефинансовые активы, нематериальные активы.

Системный характер выявленных недостатков организации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования отчетности, безусловно, требует от соответствующих субъектов учета принятия дополнительных мер методического, организационного и технологического характера.

Дебиторская задолженность

В своем заключении на отчет об исполнении федерального бюджета Счетная палата России большое внимание уделила состоянию и динамике дебиторской задолженности федерального бюджета. По состоянию на 1 января 2015 года объем дебиторской задолженности федерального бюджета составил 3 832,9 млрд руб., в том числе по доходам — 1 247,9 млрд руб., по расходам — 2 585,0 млрд руб. Безусловно, указанные расчеты являются значительным источником финансового обеспечения деятельности государства и требуют повышенного внимания (рис. 3).

И если управление дебиторской задолженностью по доходам рассматривается в большей степени как задача администраторов доходов, то минимизация дебиторской задолженности по расходам в большей степени может быть решена с применением казначейских технологий.

Учитывая изложенное и в рамках соответствующих поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Минфином России совместно с Федеральным казначейством начато проведение комплекса мероприятий, связанных с организацией работы по инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета и анализу мер по ее сокращению.

Информационной базой указанной работы, безусловно, будет выступать бюджетная отчетность. В то же время, учитывая, что информационные потребности указанной работы значительно выходят за пределы традиционных показателей бюджетной отчетности, и в целях обеспечения принятия соответствующих решений Минфином России в рамках методического обеспечения будут предложены дополнительные аналитические формы отчетности о состоянии и динамике дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе подлежащим формированию и представлению в составе годовой бюджетной отчетности за 2015 год.

Принимая во внимание проблематику и подходы к ее решению на федеральном уровне, финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также целесообразно обратить внимание на состояние и движение дебиторской задолженности и при необходимости проработать соответствующий управленческий инструментарий.

1 См.: http://audit.gov.ru/upload/iblock/310/310102e46eed959280e9cc8a16620c51.pdf

2 См. п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

3 См. п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н.


Реклама