Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Регион участвует в пилотном проекте по социальному страхованию. Бюджетное учреждение оплачивает мероприятия по специальной оценке условий труда (СОУТ) за счет своих средств, отражая приобретение аптечек по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», а затем ФСС РФ возмещает нам расходы. Какими записями в учете бюджетного учреждения отражается эта операция?

Согласно частям 1, 2 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426?ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426?ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 426?ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона от 1 декабря 2014 г. № 386?ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в ряде субъектов осуществляется реализация пилотного проекта, предусматривающего в том числе особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами фонда выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294 утверждены положения о ряде особенностей, присущих пилотному проекту. Среди них: Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012–2015 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение об особенностях возмещения расходов); Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2012–2015 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение об особенностях уплаты страховых взносов).

При реализации пилотного проекта сумма страховых взносов, исчисленных в соответствии с законодательством, подлежит перечислению страхователями в фонд в полном объеме (п. 3 Положения об особенностях уплаты страховых взносов). А оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств, с последующим возмещением за счет средств бюджета фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов).

В соответствии с положениями Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, операция по приобретению материальных запасов в рамках мероприятий по СОУТ в регионе, участвующем в пилотном проекте ФСС РФ, в учете бюджетного учреждения отражается записями:

Дебет 0 105 31 340
«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к бухгалтерскому учету в составе материальных запасов аптечки;

Дебет 0 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата аптечки с одновременным уменьшением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

В пункте 4.5.3 письма Минфина России № 02-07-07/68722, Казначейства России № 42-7.4-05/2.1-823 от 29 декабря 2014 г. «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2014 год» указано, что восстановление расходов текущего финансового года, а также расходов прошлых лет отражается по соответствующим кодам видов финансового обеспечения и по кодам КОСГУ, по которым ранее были произведены указанные расходы, за исключением поступлений возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сложившейся у учреждения как получателя бюджетных средств, отражаемых по коду КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», до ее перечисления в доход соответствующего бюджета. Так как на настоящий момент иная позиция не озвучена, данные указания правомерно применять и в текущем финансовом году:

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— отражено поступление компенсации от ФСС РФ за приобретение аптечек в рамках мероприятий по СОУТ в регионе, участвующем в пилотном проекте, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» со знаком «минус»;

Дебет 2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислен доход от поступившей компенсации от ФСС РФ за приобретение аптечек в рамках мероприятий по СОУТ в регионе, участвующем в пилотном проекте;

Дебет 2 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль организаций.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, пожалуйста, какой должна быть операция по закрытию задолженности сотрудника на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»?
Была проведена операция:
Дебет 0 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 0 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— сотрудник внес излишне перечисленные денежные средства по выплате заработной платы в кассу.

Операцию по возврату излишне выплаченных работнику денежных средств в учете можно отразить следующим образом:

Дебет 0 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 0 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— скорректирована сумма излишне выданных работнику денежных средств.

При этом указанную бухгалтерскую запись необходимо согласовать с учредителем и отразить в учетной политике учреждения, так как она не отражена в Инструкциях по бухгалтерскому учету.

Однако корректнее будет отразить в учете операцию, связанную с возвратом излишне начисленной и выплаченной суммы заработной платы следующим образом:

Дебет 0 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 0 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена сумма заработной платы работнику, например, в сумме 7 000 руб.;
— методом «красное сторно» осуществлена запись 7 000 руб.;
— начислена заработная плата работнику, например, в сумме 6 000 руб.;

Дебет 0 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 0 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— внесена излишне выплаченная работнику сумма в кассу учреждения 1 000 руб. (7 000 руб. — 6 000 руб.);

Дебет 0 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 0 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выбыли денежные средства из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства в сумме 1 000 руб.;

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— поступили средства из кассы бюджетного учреждения на основании Объявления на взнос наличными в сумме 1 000 руб. на лицевой счет в органе казначейства.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Органу местного самоуправления выделены субсидии из областного бюджета на содержание дорог местного значения, но по актам выполненных работ имеется несовпадение с техническим заданием: на одну улицу больше, на другую — меньше. Дают заключение, что нецелевое. Правильно ли это?

Общая информация технической документации отражает правила и требования Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», касающиеся конкурентных способов определения поставщиков или осуществления закупки у единственного поставщика. При подготовке технического задания учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иных законодательных актов и отраслевых нормативных правовых актов. В состав технического задания включаются сведения о назначении закупки товаров, работ, услуг; их характеристики; задание заказчика; описание первичных данных, целей и задач закупки; сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг; требования к товару, работам, услугам; их результатам; к гарантиям; описание объекта закупки; объем закупаемых товаров, работ, услуг; формы отчетности; обоснование требований к товару, работам, услугам; эквивалентные показатели; экономические и специальные требования. То есть техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику в результате его исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса в результате сдачи работ подрядчиком и приемки их заказчиком оформляется акт, подписываемый обеими сторонами. В акте выполненных работ фиксируются факты и результаты приемки работ, которые были произведены подрядчиком согласно заключенному контракту (смете).

Кроме того, предмет договора (контракта), заключенного между сторонами на выполнение работ, должен соответствовать конкурсной документации.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, несовпадение данных в предмете договора (контракта) и акте выполненных работ с конкурсной документацией, равно как и несовпадение самого акта выполненных работ с предметом договора (контракта) и конкурсной документацией, подпадает под статью 306.4 Бюджетного кодекса.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

На основании каких документов можно списать запасную часть к оборудованию в случае приобретения и установки ее собственными силами и в случае использования услуг специализированной организации, предоставившей и установившей запасную часть?

Установку запасной части к оборудованию учреждение может производить собственными силами (хозяйственным способом) или обратиться к услугам специализированной организации, в обязанность которой возможно включить приобретение необходимых деталей. Поступление и выбытие материальных запасов оформляется первичными учетными документами, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного само­управления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н).

В случае хозяйственного способа учреждение прежде всего должно приобрести запасную часть. Поступление в учреждение материальных запасов оформляется Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Для учета в местах хранения материальных ценностей лицами, ответственными за их сохранность, применяется Книга учета материальных ценностей (ф. 0504042). Учет в книге ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам и количеству материалов, готовой продукции, мягкого инвентаря, посуды, объектов библиотечных фондов с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

При ограниченном объеме наименований материальных ценностей материально ответственные лица вправе вести учет наличия материальных ценностей и операций по их поступлению и выбытию в Карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043).

На основании Требования-накладной (ф. 0504204) запасная часть передается в эксплуатацию (установку на оборудование). Процедура оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

После установки на основании акта выполненных работ деталь списывается с бухгалтерского (бюджетного) учета. Списание оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Если учреждение воспользовалось услугами специализированной организации, которая обязалась согласно заключенному договору (контракту) приобрести и установить запасную часть, результат выполненных работ также оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Затем данные о замене детали (установке запасной части) вносятся в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор

Подскажите, необходимо ли обновлять инвентарные карточки, если за пять лет сменилось три материально ответственных лица? А также изменилась с 2015 года форма Инвентарной карточки (ф. 0504031) на основании Приказа № 52н?

Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) составляется на каждый объект основных средств при его поступлении в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества (п. 54 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), Приказ № 52н). Карточка заполняется на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку нефинансовых активов (ф. 0505207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету (Приказ № 52н).

В инвентарной карточке отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениях по владению, пользованию, распоряжению. Формирование инвентарной карточки в учреждении может осуществляться в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись, в котором должна указываться дата формирования копии инвентарной карточки на бумажном носителе.

Копия электронного документа распечатывается на бумажном носителе в следующих случаях:

  • при выбытии инвентарного объекта (закрытии инвентарной карточки);
  • по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры;
  • в иных случаях, предусмотренных локальным правовым актом учреждения учета в рамках формирования им учетной политики.

Таким образом, в инвентарную карточку, созданную в электронном виде, вносятся все изменения в течение использования основного средства в хозяйственной жизни учреждения, а формирование на бумажном носителе производится в вышеперечисленных случаях.

При этом согласно Инструкции № 157н в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью формирования регистров бухгалтерского учета (журналов операций) на бумажном носителе (операционного дня, месяца, квартала) по первичным (сводным) электронным документам, принятым к учету и относящимся к соответствующему регистру бухгалтерского учета (журналу операций), формируется реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов), подшиваемый в отдельную папку (дело).

Периодичность формирования указанных реестров на бумажном носителе устанавливается субъектом учета в рамках документооборота в соответствии с периодичностью формирования регистров бухгалтерского учета.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере информатизации, информационных технологий и защиты информации порядок хранения электронных документов, электронных регистров для обеспечения их сохранности, а также изготовления бумажных копий электронных документов и электронных регистров (в случаях необходимости) устанавливается руководителем организации в рамках формирования учетной политики.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Планируются ли в смете доходов и расходов пени и штрафы?

Согласно положениям статьи 221 Бюджетного кодекса бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее — Общие требования к порядку составления).

Смета утверждается на текущий финансовый год, ее показатели должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Показатели сметы формируются в разрезе кодов бюджетной классификации с детализацией по статьям (подстатьям) КОСГУ. Основанием для этого служит приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н).

Отметим: в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Общими требованиями к порядку составления в бюджетной смете дополнительно могут быть утверждены иные показатели, в том числе аналитические, пре­дусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, детализирующие лимиты бюджетных обязательств (письмо Минфина от 18 августа 2014 г. № 02-01-10/41203).

Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг и других экономических санкций, за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ, которая подлежит включению в бюджетную смету. Однако к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. В связи с этим на установленные штрафные санкции или начисленные пени должны быть предоставлены подтверждающие документы, например исполнительный лист.

Без подтверждающих документов прогнозировать пени и штрафы за неуплату налогов и обязательных платежей некорректно.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Учреждение культуры проводит конкурс среди организаций, призы за первые места в котором — ноутбуки. Как оприходовать и списать эти призы-ноутбуки? Можно ли их приобретать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ?

В соответствии с Указаниями № 65н оплата призов, подарков, предназначенных для вручения, осуществляется по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». При этом учет наград и призов ведется в условной оценке «один предмет — один рубль», а учет подарков и сувениров осуществляется по стоимости их приобретения в течение всего периода их нахождения в учреждении (п. 345 Инструкции № 157н). После вручения призерам и победителям они списываются с забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Учет по забалансовому счету ведется по простой системе, то есть без применения метода двойной записи (абз. 2 п. 332 Инструкции № 157н).

В учете операция отразится следующим образом:

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
— отражены расходы на приобретение подарков;

Увеличение счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
— приняты подарки к учету;

Уменьшение счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
— списаны подарки с учета при их выдаче.

Отметим: порядок вручения ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий необходимо регламентировать актами учреждения. Порядок оформления и формы первичных учетных документов при вручении ценных подарков, сувениров и призов устанавливаются учреждением при формировании учетной политики с соблюдением требований, установленных пунктами 7, 8 Инструкции № 157н (письмо Минфина России от 22 июля 2015 г. № 02-06-10/42173).

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

Каким образом и по каким виду расходов и статье КОСГУ можно провести работы по капитальному ремонту муниципальных бюджетных дошкольных и общеобразовательных учреждений, имущество которых закреплено за ними на праве оперативного управления, при условии, что в муниципальном образовании создано муниципальное казенное учреждение для организации централизованного хозяйственного обслуживания учреждений управления образования? Главным распорядителем бюджетных средств является управление образования.

В соответствии с Указаниями № 65н, расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества отражаются по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В учете такая операция отра­зится следующим образом:

Дебет 0 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 0 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— отражены ремонтные работы, выполненные согласно акту.

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

В муниципальном бюджетном учреждении выявлена счетная ошибка при начислении заработной платы сотруднику за период июль — декабрь 2014 года. Есть ли возможность доначислить положенные суммы в 2015 году?

Это нужно сделать обязательно. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. А работодатель в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Поскольку ошибка выявлена за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена, в соответствии с пунктом 18 Инструкции № 157н такая ошибка, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета, — Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Какой код ОКОФ следует применить при постановке на учет програм­мно-аппаратного комплекса, реализующего функции межсетевого экрана криптографического шлюза для подключения к корпоративной сети коммуникационной связи правительства и муниципальных образований?

Программно-аппаратный комплекс, реализующий функции межсетевого экрана криптографического шлюза для подключения к корпоративной сети коммуникационной связи правительства и муниципальных образований, в «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, не указан. Для объектов основных средств, не поименованных в этом классификаторе, предусмотрен код 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках», который может быть применен в решении комиссии по поступлению и выбытию активов.

Отвечала Ю. Л. АНОХИНА, консультант


Реклама