Вопросы учета и отчетности. Операции со средствами юридических лиц

Рассмотрим ожидаемые изменения в порядке ведения органами Федерального казначейства бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операциям со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц.

 

Изменения в бюджетном учете, казначейский учет

Приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, были внесены существенные изменения.

Прежде всего, начиная с 2016 года изменяется структура номеров счетов бюджетного учета для финансовых органов, а также вводится отдельный вид бухгалтерского учета для органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также проведение операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (далее — орган, осуществляющий кассовое обслуживание) — казначейский учет. В новой конструкции номера счетов бюджетного учета для финансовых органов и казначейского учета также состоят из 26 знаков, их структура представлена на рисунке 1.

В то же время ведение казначейского учета территориальными органами Федерального казначейства (далее — ТОФК) будет осуществляться с учетом ряда особенностей:

  • порядок отражения операций на счетах казначейского учета для ТОФК принципиально не меняется по сравнению с порядком отражения аналогичных операций в бюджетном учете в 2015 году;
  • письма и разъяснения Федерального казначейства, определяющие особенности отражения отдельных операций в бюджетном учете ТОФК как органами, осуществляющими кассовое обслуживание, также применяются и в целях отражения этих же операций в казначейском учете;
  • при ведении казначейского учета применяются регистры бухгалтерского учета, установленные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Кроме того, начиная с 2016 года изменяется порядок отражения в учете органов, осуществляющих кассовое обслуживание, операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, поскольку приказом Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н внесены изменения в приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» в части изменения аналитических классификаторов, с применением которых составляется план финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Так, устанавливается, что указанный план финансово-хозяйственной деятельности составляется по доходам и источникам финансирования — с применением кодов КОСГУ, по расходам — с применением кодов видов расходов бюджетов, а значит, и отражение в казначейском учете органов, осуществляющих кассовое обслуживание, операций со средствами бюджетных и автономных учреждений при их исполнении должно осуществляться с применением этих же аналитических кодов по бюджетной классификации (в случаях, когда порядком проведения операций на лицевых счетах, открываемых бюджетным и автономным учреждениям в ТОФК, предусмотрено использование аналитических кодов по бюджетной классификации).

Оптимизация порядка представления оперативной отчетности

В настоящее время ТОФК осуществляется составление и представление в Межрегиональное операционное управление комплекта форм оперативной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, включая Отчет об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981) (далее — Отчет (ф. 0531981)), форма которого утверждена приказом Федерального казначейства от 11 ноября 2014 г. № 266 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства». При этом только на основании данных Отчета (ф. 0531981), а также Сведений о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982) в Межрегиональном операционном управлении можно обеспечить формирование Главной книги (ф. 0504072) по кассовому исполнению федерального бюджета, а также осуществлять на основании ее данных определенные выборки, удовлетворяющие информационным потребностям внешних и внутренних пользователей информации.

Таким образом, с 2016 года предполагается установить необходимость составления ТОФК и представления в Межрегиональное операционное управление только оперативного Отчета (ф. 0531981). В то же время требуется оптимизировать подходы к порядку составления и представления Отчета (ф. 0531981) в Межрегиональное операционное управление, которые заключаются в следующем:

  • оптимизация порядка формирования Отчета (ф. 0531981) в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства» (далее — ППО «АСФК»).

Проведение анализа порядка формирования ТОФК Отчета (ф. 0531981) в ППО «АСФК» в целях выработки предложений по оптимизации всех технологических процедур, выполнение которых необходимо для формирования отчета;

  • сокращение сроков представления ТОФК Отчета (ф. 0531981) в Межрегиональное операционное управление.

В целях обеспечения максимальной оперативности в получении Федеральным казначейством Главной книги (ф. 0504072) по кассовому исполнению федерального бюджета от Межрегионального операционного управления необходимо сократить срок представления ТОФК Отчета (ф. 0531981): в Межрегиональное операционное управление необходимо будет представлять Отчет (ф. 0531981) не позднее дня, следующего за отчетным.

Особенности отражения в казначейском учете операций на отдельных счетах в банках

Отражение ТОФК в бюджетном (казначейском) учете и бюджетной отчетности операций со средствами иных юридических лиц, лицевые счета которых открываются и ведутся в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), на счетах, открытых ТОФК в подразделениях Банка России (далее — операции со средствами иных юридических лиц, проводимые на отдельных счетах в банках), осуществляется в соответствии с письмом Федерального казначейства от 20 июля 2015 г.

№ 07-04-05/02-484. В письме указано, что отражение в бюджетном (казначейском) учете ТОФК операций со средствами иных юридических лиц, проводимых на отдельных счетах в банках, необходимо осуществлять с применением следующих бухгалтерских записей:

Дебет 10001050201ХХ00008 203 15 510
«Поступления средств иных организаций на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
Кредит 000000000000000008 307 15 000
«Расчеты по операциям иных организаций»
— поступление денежных средств на счет;

Дебет 000000000000000008 307 15 000
«Расчеты по операциям иных организаций»
Кредит 10001050201ХХ00008 203 15 610
«Выбытия средств иных организаций со счетов органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
— выбытие денежных средств со счета.

При этом в Отчете о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155) операции со средствами иных юридических лиц, проводимые на отдельных счетах в банках, подлежат отражению:

  • в графе 4 раздела 1 «Доходы» в сумме кредитового оборота по счету 8 307 15 000;
  • в графе 4 раздела 2 «Расходы» в сумме дебетового оборота по счету 8 307 15 000;
  • в графе 4 раздела 3 «Источники финансирования дефицита» по строкам 710 «Увеличение остатков средств» и 720 «Уменьшение остатков средств» в сумме дебетового оборота по счету 8 203 15 510 (со знаком «минус») и кредитового оборота по счету 8 203 15 610 соответственно.

В случае если на счете, открытом ТОФК в подразделении Банка России, осуществляется проведение операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, лицевые счета которых открываются и ведутся в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), отражение ТОФК в бюджетном (казначейском) учете указанных операций необходимо осуществлять в указанном выше порядке, но с применением счетов бюджетного (казначейского) учета 8 203 13 510 (610) «Поступления средств бюджетных учреждений на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание (Выбытия средств бюджетных учреждений со счетов органа, осуществляющего кассовое обслуживание)» и 8 307 13 000 «Расчеты по операциям бюджетных учреждений».

Учет средств во временном распоряжении

Получатели средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В связи с изменением порядка отражения в бюджетном учете по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы операций со средствами, поступающими во временное распоряжение (далее — средства во временном распоряжении) получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с положениями приказа Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 127н) Федеральное казначейство направило в ТОФК письмо от 14 октября 2015 г.

№ 07-04-05/02-697, которым установлены особенности отражения указанных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности.

Так, в письме приведены бухгалтерские записи, которыми ТОФК необходимо отражать в бюджетном учете по кассовому исполнению федерального бюджета операции получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации со средствами во временном распоряжении:

Дебет 3 202 11 510
«Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства»
Кредит 3 402 10 510
«Поступление на счет средств во временное распоряжение получателей средств бюджета»
— поступление средств во временное распоряжение;

Дебет 3 402 20 610
«Выбытие со счета средств во временном распоряжении получателей средств бюджета»
Кредит 3 202 11 610
«Выбытия средств со счетов бюджета в рублях в органе Федерального казначейства»
— выбытие средств во временном распоряжении.

Отражение ТОФК в бюджетном (а также казначейском) учете по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации операций получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации со средствами во временном распоряжении необходимо осуществлять с применением следующих бухгалтерских записей:

Дебет 3 203 12 510
«Поступления средств бюджета на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
Кредит 3 307 12 510
«Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по изменению (увеличению) остатков денежных средств»
— поступление средств во временное распоряжение;

Дебет 3 307 12 610
«Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по изменению (уменьшению) остатков денежных средств»
Кредит 3 203 12 610
«Выбытия средств бюджета со счетов органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
— выбытие средств во временном распоряжении.

При переходе на новый порядок отражения в бюджетном учете операций со средствами во временном распоряжении получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ТОФК с момента реализации соответствующей доработки ППО «АСФК» в течение 5 рабочих дней (но не позднее 31 декабря 2015 г.) необходимо осуществить перенос учетных данных по ранее проведенным операциям со средствами во временном распоряжении на новые счета бюджетного учета, применяемые для отражения операций получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации со средствами во временном распоряжении, методом «красное сторно» и дополнительными бухгалтерскими записями на основании Бухгалтерских справок (ф. 0504833), сформированных в разрезе получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в ППО «АСФК» будет реализован механизм автоматического формирования указанных Бухгалтерских справок (ф. 0504833).

Отражение в бюджетной отчетности ТОФК операций со средствами во временном распоряжении получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принятых к учету в соответствии с положениями Приказа № 127н, осуществляется с учетом ряда особенностей.

В Балансе по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) (далее — Баланс (ф. 0503140)) по кассовому исполнению федерального бюджета:

  • остаток по счету 3 202 11 000 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства», сформированный на отчетную дату, подлежит отражению по строке 181 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства (0 202 11 000)» графы 7 «Средства во временном распоряжении»;
  • остаток по счету 3 402 10 510 «Поступление на счет средств во временное распоряжение получателей средств бюджета», сформированный на отчетную дату, подлежит отражению по строке 710 «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет (0 402 10 000)» графы 7 «Средства во временном распоряжении»;
  • остаток по счету 3 402 20 610 «Выбытие со счета средств во временном распоряжении получателей средств бюджета», сформированный на отчетную дату, подлежит отражению по строке 720 «Результат по кассовому исполнению бюджета по выбытиям из бюджета (0 402 20 000)» графы 7 «Средства во временном распоряжении».

При соблюдении указанного способа отражения учетных данных в Балансе (ф. 0503140):

  • при сверке суммы по строке 710 «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет (0 402 10 000)» графы 7 «Средства во временном распоряжении» и суммы строк 711 «Поступления в бюджет по доходам (0 402 10 100)», 712 «Поступления в бюджет от реализации нефинансовых активов (0 402 10 400)», 713 «Поступления в бюджет от реализации финансовых активов (0 402 10 600)», 714 «Поступления в бюджет от заимствований (0 402 10 700)» графы 7 «Средства во временном распоряжении» допускается расхождение на сумму остатка по счету бюджетного учета 3 402 10 510 «Поступление на счет средств во временное распоряжение получателей средств бюджета» на отчетную дату;
  • при сверке суммы по строке 720 «Результат по кассовому исполнению бюджета по выбытиям из бюджета (0 402 20 000)» графы 7 «Средства во временном распоряжении» и суммы строк 721 «Выбытия средств бюджета по расходам (0 402 20 200)», 722 «Выбытия средств бюджета по поступлению нефинансовых активов (0 402 20 300)», 723 «Выбытия средств бюджета по приобретению финансовых активов (0 402 20 500)», 724 «Выбытия средств бюджета по погашению долговых обязательств (0 402 20 800)» графы 7 «Средства во временном распоряжении» допускается расхождение на сумму остатка по счету бюджетного учета 3 402 20 610 «Выбытие со счета средств во временном распоряжении получателей средств бюджета» на отчетную дату.

В Отчете по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151) по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  • остатки по счетам 3 203 12 510 «Поступления средств бюджета на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание» и 3 203 12 610 «Выбытия средств бюджета со счетов органа, осуществляющего кассовое обслуживание», сформированные на отчетную дату, подлежат отражению по соответствующим строкам строк 710 «Увеличение остатков средств, всего» (со знаком «минус») и 720 «Уменьшение остатков средств, всего» графы 5 «Средства во временном распоряжении»;
  • остатки по счетам 3 307 12 510 «Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по изменению (увеличению) остатков денежных средств» и 3 307 12 610 «Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по изменению (уменьшению) остатков денежных средств», сформированные на отчетную дату, подлежат отражению по соответствующим строкам строки 520 «Источники внутреннего финансирования» графы 5 «Средства во временном распоряжении» (кредитовый остаток по счету 3 307 12 510 отражается в положительном значении, дебетовый остаток по счету 3 307 12 610 отражается в отрицательном значении).

При этом в указанные формы бюджетной отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», планируется внесение изменений в части отражения в них учетных данных по операциям со средствами во временном распоряжении.

Бюджетные и автономные учреждения

Минфином России установлены особенности отражения в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, следующими письмами:

  • от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609 — в части операций по поступлению средств во временное распоряжение;
  • от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261 — в части операций по перечислению средств во временное распоряжение.

В соответствии с положениями указанных писем операции со средствами во временном распоряжении подлежат отражению в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений с применением статей 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ. При этом в бюджетном (казначейском) учете органа, осуществляющего кассовое обслуживание, операции со средствами во временном распоряжении бюджетных и автономных учреждений подлежат отражению в аналогичном порядке (в случаях, когда порядком проведения операций на лицевых счетах, открываемых бюджетным и автономным учреждениям в ТОФК, предусмотрено использование аналитических классификаций).

Дополнительно следует отметить, что проведение операций со средствами во временном распоряжении бюджетных и автономных учреждений, как при зачислении денежных средств, так и при их возврате отправителю, необходимо учитывать соответственно на лицевых счетах с кодами 20 «Лицевой счет бюджетного учреждения» и 30 «Лицевой счет автономного учреждения», открытых учреждениям в ТОФК. При этом операции со средствами во временном распоряжении бюджетных и автономных учреждений не должны учитываться на лицевых счетах с кодами 21 «Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения» и 31 «Отдельный лицевой счет автономного учреждения», 22 «Лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования» и 32 «Лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования», открытых учреждениям в ТОФК.

Учет операций со средствами юридических лиц

Отражение в бюджетном (казначейском) учете ТОФК операций со средствами иных юридических лиц, проводимых на лицевых счетах с кодом 41 «Лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса», осуществляется по счетам аналитического учета счетов 0 203 15 000 «Средства иных организаций на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание», 0 307 15 000 «Расчеты по операциям иных организаций», 0 212 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям», 0 309 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям» с указанием в 18 разряде соответствующих счетов аналитического учета кода вида финансового обеспечения 9 «Средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах».

При этом в 1–3 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 0 307 15 000 «Расчеты по операциям иных организаций», 0 212 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям», 0 309 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям» подлежат указанию:

  • код главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего предоставление средств юридическому лицу из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (или подведомственное учреждение которого осуществляет предоставление средств юридическому лицу из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), — при отражении в бюджетном (казначейском) учете операций со средствами иных юридических лиц (за исключением Государственной корпорации «Российские автомобильные дороги» и ее обособленных подразделений);
  • код «БББ» — при отражении в бюджетном (казначейском) учете операций со средствами Государственной корпорации «Российские автомобильные дороги» и ее обособленных подразделений.

В 24–26 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 307 15 000 «Расчеты по операциям иных организаций» указывается соответствующий аналитический код по бюджетной классификации Российской Федерации, по которому учитываются операции со средствами иных юридических лиц (в случаях, когда порядком проведения операций на лицевых счетах, открываемых иным юридическим лицам в ТОФК, предусмотрено использование аналитических кодов по бюджетной классификации).


Реклама