Обзор изменений бюджетной классификации на 2016 год

В статье рассматриваются новшества в бюджетной классификации в связи с преобразованиями, внесенными в главу 4 Бюджетного кодекса законом от 22 октября 2014 г. № 311?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 311?ФЗ).

В 2015 году бюджетная классификация Российской Федерации претерпела изменения, которые коснулись всех ее составных частей: классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, а также классификации операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)), которые применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов).

Особо необходимо отметить внесение изменений в пункт первый статьи 18 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми:

  • для составления и исполнения бюджетов используется классификация доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используется классификация доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления.

Это основополагающее новшество, из которого видно, что КОСГУ используется только для ведения бюджетного учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

Также необходимо отметить, что Законом № 311?ФЗ внесены изменения и в статьи 20, 21, 23 Бюджетного кодекса, согласно которым из структуры кода классификации доходов бюджетов, кода классификации расходов бюджетов и кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов исключена КОСГУ. Соответствующие нормы внесены в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), приказами Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н (далее — Приказ № 90н) и от 1 декабря 2015 г. № 190н (далее — Приказ № 190н), применяющиеся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год (на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов).

Изменения в классификации доходов бюджетов

Структура кода классификации доходов бюджетов представлена на рисунке 1. В 2015 году 18–20 разряды кода классификации доходов бюджетов составляли код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов. При этом код подвида доходов бюджетов составлял 4 знака (14–17 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год код подвида доходов бюджетов составляет уже семь знаков (14–20 разряды кода классификации доходов бюджетов), который, в свою очередь, имеет свою структуру. Код подвида доходов бюджетов включает:

  • группу подвида доходов бюджетов (14–17 разряды кода);
  • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18–20 разряды кода).

Утверждение перечня кодов подвидов доходов бюджетов осуществляется с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 9 ст. 20 БК РФ):

  • Минфином России — в части перечня кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы и т. п.
  • финансовым органом субъекта РФ — в части перечня кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и т. п.
  • финансовым органом муниципального образования — в части перечня кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и т. п.

В соответствии с Приказом № 90н таким общим требованием к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов является то, что коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов являются обязательными для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждаются Минфином России.

При этом в случае, если Минфином России, финансовым органом субъекта, муниципального образования не утверждены коды подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, в коде классификации доходов бюджета в 18–20 разрядах указывается код аналитической группы подвида доходов бюджетов согласно пункту 4.1.1 раздела II Указаний № 65н (Приказ № 190н).

Коды аналитической группы подвида доходов утверждены Приказом № 90н и составляют группы:

«100 — Доходы»;

«400 — Выбытие нефинансовых активов».

В свою очередь данные группы детализируются на статьи (статьи и подстатьи), такие как «110 — Налоговые доходы», «120 — Доходы от собственности», «130 — Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат», «140 — Суммы принудительного изъятия», «150 — Безвозмездные поступления от бюджетов», «160 — Страховые взносы на обязательное социальное страхование», «180 — Прочие доходы», «410 —Уменьшение стоимости основных средств», «420 — Уменьшение стоимости нематериальных активов», «430 — Уменьшение стоимости непроизведенных активов», «440 — Уменьшение стоимости материальных запасов».

Данные группы, статьи и подстатьи аналитической группы подвида доходов очень близки к КОСГУ, относящейся к доходам бюджетов. Внешне код классификации доходов бюджетов в 2016 году имеет значительное сходство с кодом 2015 года.

Изменения в классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

Преобразования, произошедшие в классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, аналогичны преобразованиям в коде доходов бюджетов.

На рисунке 2 представлена структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. В 2015 году 18–20 разряды кода составляли код КОСГУ, относящийся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. При этом код вида источников финансирования дефицитов бюджетов составляет 4 знака (14–17 разряды кода).

По аналогии с кодом подвида доходов бюджетов для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год код вида источников финансирования дефицитов бюджетов составляет уже семь знаков (14–20 разряды кода классификации доходов бюджетов), который в свою очередь имеет свою структуру и включает в себя:

  • подвид источников финансирования дефицитов бюджетов (14–17 разряды кода);
  • аналитическую группу вида источников финансирования дефицитов бюджетов (18–20 разряды кода).

По аналогии с кодами подвидов доходов бюджетов утверждаются коды видов источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов (п. 5 ст. 23 БК РФ).

Минфин России утвердил в Приказе № 90н коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, обязательные для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В случае если Минфином России, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования не утверждены коды видов источников финансирования дефицитов бюджетов по источникам финансирования дефицитов бюджетов, в коде классификации источников финансирования дефицитов бюджетов в 18–20 разрядах указывается код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (Приказ № 190н).

Приказом № 90н утверждены коды группы, подгруппы и статьи аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, которые также очень близки к КОСГУ, относящейся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

В классификации расходов бюджетов

Существенные изменения произошли в структуре кода классификации расходов бюджетов. Сопоставление структуры кода расходов 2015 года со структурой кода расходов 2016 года представлено на рисунке 3.

Прежде всего увеличилась до 10 разрядность целевой статьи, состоявшей в 2015 году из 7 разрядов. Целевая статья, в свою очередь, имеет общую для всех уровней бюджетов бюджетной системы структуру, состоящую из программной (непрограммной) статьи (первые 5 знаков) и направления расходов (следующие 5 знаков).

Структуру программной (непрограммной) статьи для федерального бюджета, бюджетов ПФР, ФСС, ФФОМС устанавливает Минфин России, для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда ОМС — финансовый орган субъекта Российской Федерации, для местного бюджета — финансовый орган муниципального образования.

Приказом № 90н утверждены особенности применения направлений расходов, в частности, относящихся к направлениям расходов по межбюджетным трансфертам.

Так, например, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе установить необходимую детализацию пятого разряда кодов направлений расходов, содержащих значения 30000–39990 и 50000–59990, при отражении расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), по направлениям расходов в рамках целевого назначения предоставляемых межбюджетных трансфертов.

При этом, в случае если финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимает решение о такой детализации, в наименовании указанного направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда (наименование целевой статьи, содержащей соответствующее направление расходов бюджета) после наименования кода направления расходов в скобках указывается соответствующее детализированное наименование расходного обязательства.

В части порядка применения направлений расходов на софинансирование расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального бюджета) Приказом № 90н закрепляются следующие положения:

  • направления расходов R0000—R9990 применяются для отражения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в целях софинансирования которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета субсидии;
  • направления расходов L0000—L9990 применяются для отражения расходов местных бюджетов, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в целях софинансирования которых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляются за счет субсидий из федерального бюджета межбюджетные трансферты;
  • направления расходов S0000—S9990 — для отражения расходов местных бюджетов, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов иным местным бюджетам, в целях софинансирования которых из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются местным бюджетам субсидии (не софинансируемые из федерального бюджета), а также для отражения расходов местных бюджетов, в целях софинансирования которых из иных местных бюджетов предоставляются субсидии.

При этом в указанных направлениях расходов R0000—R9990, L0000—L9990, S0000—S9990 обеспечивается однозначная увязка на уровне второго — пятого разрядов направлений расходов кодов расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в целях софинансирования которых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставлены субсидии, с кодами направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), за счет указанных субсидий.

Например, законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусмотрено предоставление субсидий на развитие семейных животноводческих ферм по целевой статье расходов ХХ Х ХХ 50540. В этом случае расходы бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемые за счет указанной субсидии, отражаются по целевой статье расходов YYYYY50540. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрены указанные субсидии из федерального бюджета, в том числе расходы на предоставление субсидий муниципальным образованиям на указанные цели, отражаются по коду целевой статьи расходов YYYYY R0540.

Расходы бюджета городского округа, осуществляемые за счет указанной субсидии, предоставляемой из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой является субсидия из федерального бюджета, отражаются по коду целевой статьи расходов ZZZZZ50540. Расходы бюджета городского округа, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которой предусмотрены указанные субсидии из федерального бюджета, отражаются по коду целевой статьи расходов ZZZZZR0540. Расходы бюджета городского округа, на софинансирование которых предусмотрены субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (федерального бюджета), отражаются по коду целевой статьи расходов ZZZZZL0540.


Реклама