Обзор изменений бюджетной классификации на 2016 год

Продолжаем рассматривать новшества в бюджетной классификации в связи с внесением изменений в главу 4 Бюджетного кодекса1[1].

Изменения по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов

Анализируя положения приказов Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н и от 1 декабря 2015 г. № 190н, вносящих изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), можно сделать вывод о незначительных уточнениях в данном разделе Указаний.

Среди новшеств можно выделить изменения, которые коснулись общих положений порядка применения разделов и подразделов классификации расходов бюджетов. Таким изменением является отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (услуг) федеральными государственными учреждениями, в том числе в форме субсидий, по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). Это положение говорит о том, что в случае если учреждение и его структурное подразделение реализуют различные услуги, например, учреждение осуществляет образовательную деятельность по программе высшего образования, а его структурное подразделение — прикладные научные исследования в области образования, то и финансирование такого учреждения должно осуществляться по различным подразделам раздела 0700 «Образование».

Тут необходимо отметить, что данные изменения относятся только к финансовому обеспечению выполнения функций федеральных государственных учреждений. В этой связи, на региональном и муниципальном уровнях этот принцип может не соблюдаться.

Среди изменений можно увидеть уточненные описания подразделов 0110 «Фундаментальные исследования» и 0803 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии», не вносящие существенных изменений в порядок их применения.

Некоторые особенности порядка применения целевых статей расходов классификации расходов федерального бюджета

Основные изменения, которые коснулись структуры целевой статьи расходов бюджетов, приведены в предыдущем обзоре. В данном разделе представляется важным выделить некоторые особенности порядка применения целевых статей расходов (направлений расходов), применяющихся на федеральном уровне.

Так, в Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2016 год (Закон от 14 декабря 2015 г. № 359‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год») появилось новое направление расходов 90000 «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ». Указанное направление расходов детализируется при утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета.

В Указаниях № 65н приведен перечень направлений расходов, детализирующих направление расходов 90000.

Указанный перечень включает в себя такие направления, как:

90011 «Расходы на выплаты по оплате труда работников государственных органов»;

90012 «Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов»;

90019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов»;

90059 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений».

Также в данный перечень попали расходы по международным обязательствам, осуществлению отдельных мероприятий, например, мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия, закупку лекарственных препаратов, прочие закупки и др.

Изменения порядка применения видов расходов классификации расходов бюджетов

Существенными изменениями видов расходов классификации расходов бюджетов являются следующие.

Расходы на выплаты персоналу

Приказ № 90н внес корректировку в структуру группы видов расходов 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами», а точнее — в структуру элементов видов расходов подгрупп видов расходов группы 100. Так, в подгруппах 110, 120, 130 и 140 выделились элементы видов расходов, аккумулирующие взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда и иные выплаты в отличие от того, что было в 2015 году, когда страховые взносы по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, начисленные, например, с сумм выплат за счет фонда оплаты труда, отражались по тому же коду элемента вида расходов, по которому отражалась сама выплата.

Указанные взносы отражаются по элементам видов расходов 119, 129, 139, 149. Помимо самих взносов по указанным элементам вида расходов отражаются расходы по выплате пособий, осуществляемых работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации штатным работникам, например, пособие по беременности и родам, а также другие расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, например, оплата пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя.

Субсидии государственным корпорациям (компаниям)

Приказ № 190н внес изменения в структуру подгруппы видов расходов 820 «Субсидии государственным корпорациям (компаниям)». Вид расходов 821 разделился на два вида:

821 «Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений»;

822 «Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на иные цели, не связанные с капитальными вложениями».

Вид расходов 822 стал видом расходов 823, а 823 — 824 без внесения в порядок их применения существенных изменений.

Применение видов расходов бюджетными и автономными учреждениями

Начиная с 2016 года виды расходов применяются не только государственными (муниципальными) органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, казенными учреждениями, но и государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями. Так, например, в Требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, в показателях «Выплаты по расходам» указываются коды видов расходов бюджетов. Санкционирование выплат Федеральным казначейством также с 2016 года осуществляется по видам расходов классификации расходов бюджетов, в том числе для бюджетных и автономных учреждений.

Приказом № 190н внесены изменения, согласно которым бюджетные и автономные учреждения применяют следующие виды расходов:

1) расходы на выплаты персоналу учреждения, включая расходы на оплату труда, осуществление иных выплат, преду­смотренных законодательством Российской Федерации, с учетом страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации с указанных сумм оплаты труда и иных выплат, а также командировочных и иных выплат в соответствии с трудовыми договорами — по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 110;

2) расходы на приобретение товаров, работ и услуг (за исключением расходов на осуществление капитальных вложений), включая аренду имущества, — по соответствующим подгруппам и элементам группы видов расходов 200. Например:

расходы на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — по виду расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;

расходы по капитальному ремонту, а также реставрации имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, — по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;

расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, расходы на оплату услуг связи (фельдъегерской и специальной связи, почтовой связи и т. д.), транспортных услуг, коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, расходы по текущему ремонту нефинансовых активов — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

расходы на закупку товаров, работ и услуг в области геодезии и картографии — по виду расходов 245 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа»;

3) расходы на капитальные вложения (приобретение объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства) — по соответствующим элементам вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции». Виды расходов 411–414 применяются бюджетными и автономными учреждениями в том случае, если они выступают в качестве государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Виды расходов 416–417 применяются в иных случаях при осуществлении бюджетными и автономными учреждениями капитальных вложений на приобретение объектов недвижимого имущества и при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства;

4) также в структуре расходов бюджетных и автономных учреждений могут быть выделены расходы на социальное обеспечение и иные выплаты населению — элементы группы видов расходов 300. Например:

расходы, направленные на осуществление в пользу граждан социальных выплат (расходы на выплату уволенным работникам среднего месячного заработка на период трудоустройства в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса), — по виду расходов 321;

расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан (не являющихся работниками учреждения) в целях их социального обеспечения — по виду расходов 323;

выплата стипендий обучающимся и иные расходы на социальную поддержку обучающихся за счет средств стипендиального фонда — по виду расходов 340;

на премирование физических лиц за достижения в области культуры, искусства, образования, науки и техники, а также на предоставление грантов с целью поддержки проектов в области науки, культуры и искусства — по виду расходов 350;

на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных выплат населению — по виду расходов 360;

5) иные расходы, связанные с исполнением судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате деятельности учреждения, — по виду расходов 831. Особенностью применения данного вида расходов является то, что расходы на исполнение судебных актов, предусматривающих обязательство государственного (муниципального) учреждения по оплате труда работников учреждений, а также на оплату кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и т. п., подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов. А по данному виду расходов отражаются только расходы на:

уплату пеней и штрафов по договорам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

выплату компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц (включая выплаты работникам учреждений);

возмещение морального вреда;

возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах);

возврат неосновательного обогащения;

внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемой на основании соответствующего судебного решения;

6) расходы по уплате налогов и сборов — по виду расходов 850. Так, расходы на уплату налога на имущество организаций и земельного налога отражаются по элементу вида расходов 851, расходы по уплате прочих налогов (например, транспортного налога), сборов — по элементу вида расходов 852;

7) расходы по предоставлению платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права — по соответствующим элементам подгруппы вида расходов 860. Например, расходы на уплату добровольных, членских, а также целевых взносов в международные организации, межгосударственные организации и объединения — по виду расходов 862;

8) расходы по уплате иных платежей, таких как:

штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);

платежи в форме взносов в некоммерческие организации, а также взносов в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств бюджетными учреждениями, выступающими в качестве их учредителя (участника);

расходы на внесение денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в случаях, предусмотренных Законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

расходы государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по обслуживанию ими долговых обязательств и другие аналогичные расходы отражаются по элементу вида расходов 853.

Особенности применения видов расходов

Порядок применения видов расходов бюджетов содержит некоторые особенности, или принципы, их применения. Одним из таких принципов является разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов группы 100 и видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также видами расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (в части элементов видов расходов 321 и 323).

Данный принцип хорошо проиллюстрирован в письме Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/31347. Исходя из указанного принципа обеспечение социальных гарантий и компенсаций персоналу учреждений, обусловленных статусом работников:

в денежной форме осуществляется по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

при выплатах в натуральной форме — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Обеспечение мер социальной поддержки лицам, ранее занимавшим должности в соответствии с законодательством:

при выплатах в денежной форме — по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;

при выплатах в натуральной форме — по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения».

Например, оплата договоров на медицинское обеспечение работников, а также уволенных граждан (в случае если у учреждения существует такое обязательство) отражается по видам расходов в следующем порядке:

при возмещении работнику расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения — по виду расходов 112;

при заключении работодателем с организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения договора на оказание работнику медицинской помощи и (или) иных медицинских услуг — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

при возмещении бывшему работнику расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения — по виду расходов 321;

при заключении работодателем договора со специализированной организацией на оказание медицинских услуг бывшим работникам — по виду расходов 323.

При рассмотрении видов расходов необходимо обратить внимание на вид расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Особенностью порядка применения данного вида расходов является то, что по нему отражаются выплаты физическим лицам за совершение ими определенных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривающим заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.

Также необходимо обратить внимание на порядок применения видов расходов при отражении расходов, связанных с командированием работников учреждений. Так, выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений и иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте, осуществляется по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». А оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) осуществляется по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Еще одно существенное требование заключается в том, что расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим видам расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Изменения в порядке применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Изменения порядка применения КОСГУ коснулись как доходной его части, так и расходной. При этом в целом можно сказать, что КОСГУ практически не претерпел серьезных изменений на 2016 год.

В части доходов можно выделить следующее изменение. До 2016 года все субсидии, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, отражались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Приказ № 190н выделил доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. С 2016 года данные доходы отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Таким образом, по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ подлежат отражению только субсидии на иные цели, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов.

В части расходов произошли следующие изменения: все возмещения работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками:

по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

по найму жилых помещений;

по дополнительным расходам, связанным с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота);

по иным расходам, произведенным работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя, начиная с 2016 года следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ вместо разделения данных выплат по соответствующим статьям КОСГУ (222, 226), как это было ранее.

При этом если учреждение, государственный (муниципальный) орган осуществляют расходы по оплате договоров гражданско-правового характера:

на оказание услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования;

на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (наем жилого помещения) на период направления работников (сотрудников) в служебные командировки, данные расходы отражаются соответственно по подстатье 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги».

Аналогичные изменения коснулись и компенсации расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) спортсменам и студентам при направлении их на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия). Так, в отличие от прошлого года в 2016 году все подобные компенсации отражаются по статье 290 «Прочие расходы».

При этом по аналогии со служебными командировками в случае если организация самостоятельно приобретает проездные билеты указанным категориям граждан, на основании договоров гражданско-правового характера оплачивает проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, такие расходы организация осуществляет по соответствующим подстатьям КОСГУ (222, 226).



[1] 1 Начало см. в журнале «Бюджетный учет» № 1/2016, С. 29–33.



Реклама