Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Студент добровольно вносит в кассу вуза излишне выплаченную стипендию. Какой счет по кредиту нужно указать — 0 302 91 000 или
0 302 34 000? И почему?

Расходы бюджетного учреждения по выплате стипендии студенту отражаются по виду расходов 340 «Стипендии» и относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания № 65н). Расходы по данной статье КОСГУ отражаются на счете 0 302 91 000 «Расчеты по прочим расходам». Расходы на выплату стипендии не могут быть отражены на счете 0 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», так как данный счет предназначен для учета материальных ценностей.

В бухгалтерском учете операции по стипендиям отразятся следующим образом:

Дебет 0 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
— начислена стипендия;

Дебет 0 302 91 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит 0 201 34 610, 5 201 11 610
«Выбытия средств из кассы учреждения», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— выплачена стипендия через кассу либо перечислена на пластиковую карту студента;

Дебет 0 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
— отражение излишне начисленной стипендии методом «красное сторно»;

Дебет 0 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
— возврат излишне переплаченной стипендии в кассу.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

На счет поступили денежные средства от электронной торговой площадки — «Штрафные санкции в пользу заказчика на основании части 27 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 44?ФЗ) в связи с троекратным отклонением за квартал второй части заявок участника». Какой корреспонденцией счетов отразить начисление и поступление?


В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона № 44?ФЗ оператор электронной площадки в ситуации, когда в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44?ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом № 44?ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), перечисляет денежные средства, внесенные участником закупки в качестве обеспечения заявки участника на участие в электронном аукционе, на счет, указанный заказчиком, где учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Поступления штрафных санкций признаются доходами учреждения. В соответствии с Указаниями № 65н такие доходы относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия», а в учете отражаются по коду финансового обеспечения 2 — «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (п. 21 Инструкции № 157н[1]).

В учете операции по указанным доходам будут отражены следующим образом:

Дебет 2 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начисление дохода от реализации обеспечения заявок участников на участие в электронном аукционе;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступление дохода от реализации обеспечения заявок участников на участие в электронном аукционе на лицевой счет, открытый в органе казначейства.

Казенное учреждение должно перечислить поступившую сумму в доход соответствующего бюджета. Данная операция отразится бухгалтерскими записями:

учреждение — администратор доходов бюджета

Дебет 2 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление дохода от реализации обеспечения заявок участников в доход бюджета;

учреждение — не администратор доходов бюджета

Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление дохода от реализации обеспечения заявок участников в доход бюджета;

Дебет 2 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление дохода от реализации обеспечения заявок участников в доход бюджета.

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог


В январе текущего года обнаружили ошибку в начислении страховых взносов в ПФР за декабрь 2015 года. Как правильно отразить доначисление в учете, какими проводками и какой КОСГУ использовать при перечислении этого налога?


В соответствии с Указаниями № 65н расходы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ, а расходы по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются учреждением по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отражается на счете 0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии».

В учете необходимо провести следующие операции:

Дебет 0 109 60 213, 0 402 20 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
— доначислены страховые взносы в текущем году на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2015 года;

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
— начислены пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2015 года;

Дебет 0 303 10 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 213, 0 304 05 290
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— перечислены суммы недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Обратите внимание: в налоговом учете бюджетное учреждение начисленную сумму пеней не включает в расчеты налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учреждения.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант


Как фиксируется работа раздатчика денег без кассы по дебетовым картам? Какими проводками и документами оформить?


Фактическую выдачу заработной платы осуществляет кассир. Если в штате учреждения нет должности кассира, выдавать денежные средства может главный бухгалтер или бухгалтер согласно должностным обязанностям, закрепленным в должностной инструкции. Если обслуживание учреждений осуществляется через централизованную бухгалтерию (в случае удаленности структурного подразделения) или сформированной учетной политикой учреждения предусмотрено, что наличные денежные средства для выплаты заработной платы выдаются из кассы раздатчиком, то руководитель учреждения утверждает список этих лиц своим приказом. Его копия должна находиться в кассе учреждения (централизованной бухгалтерии), а с раздатчиками обязательно заключается договор о полной материальной ответственности. Такое условие устанавливает абзац 3 пункта 167 Инструкции № 157н. Отметим, учет наличных денежных средств ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0504046) (Приложение 5 к Приказу № 52н[2]).

Выпущенная казначейством дебетовая карта учреждения используется взамен чековой книжки. Она предназначена для осуществления всех видов операций, связанных с деятельностью учреждения, где уполномоченные сотрудники учреждения могут оплачивать товары, работы и услуги непосредственно с использованием самой банковской карты — через электронный терминал и другие соответствующие устройства. Такие операции в учете будут осуществляться через подотчетных лиц.

Любая трудовая функция работника в соответствии со штатным расписанием по должности (профессии, специальности), а также конкретный вид поручаемой сотруднику работы должны быть отражены в трудовом договоре, должностной инструкции. Должностные обязанности работника конкретизируются в должностной инструкции, с которой работодатель обязан ознакомить работника при поступлении на работу.

Кроме того, учреждение вправе утвердить положение в рамках сформированной учетной политики (раздел в сформированной учетной политике) о дебетовых корпоративных картах.

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог


Проверяющие органы считают, что при принятии к учету компьютеров согласно техпаспорту обязательно вносить запись в инвентарную карточку о наличии драгоценных металлов, иначе в дальнейшем невозможно будет его списать. Как установить наличие драгоценных металлов, если в техпаспорте нет такой записи? Как можно списывать компьютерное оборудование в 2016 году?

В соответствии с абзацем 2 пункта 38 Инструкции № 157н, а также согласно решению постоянно действующей комиссии по принятию и выбытию активов компьютерное оборудование принимается учреждением к учету в составе основных средств, так как оборудование будет использоваться в процессе деятельности учреждения в течение срока, превышающего 12 месяцев. Индивидуальный учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), которая открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету. В технических паспортах компьютеров данных о наличии в их деталях и узлах драгоценных металлов нет, поэтому и оснований для отражения этой информации в инвентарной карточке нет.

Порядок списания имущества для подведомственных учреждений устанавливается главным распорядителем бюджетных средств. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Учреждения, как правило, не имеют права утилизировать оргтехнику, так как в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, самостоятельно избавляться от которых учреждениям запрещается. Это могут делать лишь специализированные лицензированные организации (Закон от 4 мая 2011 г. № 99?ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Такие организации оформляют дефектную ведомость, на основании которой учреждение выписывает Накладную на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (код формы 0504205) и осуществляет их сдачу специализированной организации.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, приходуются как материалы по оценочной стоимости. Обратим внимание, при определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем (абз. 3, 4 п. 25 Инструкции № 157н).

Поступающая на счет казенного учреждения сумма от реализации лома признается доходом учреждения, подлежащим обложению налогом на прибыль. Реализация материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств включается во внереализационные доходы учреждения (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Какой срок уплаты НДФЛ с отпускных, начисленных в январе 2016 года, если их выплата будет произведена вместе с заработной платой за вторую половину месяца 5 февраля 2016 года? Какой срок уплаты НДФЛ по материальной помощи, начисленной и выплаченной в январе 2016 года?


В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса отпуск это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, следовательно, оплата отпуска не является оплатой труда работника.

В пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса указано, что при оплате отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Следовательно, НДФЛ с отпускных учреждение обязано исчислить и удержать, по нашему мнению, при фактической выплате данной суммы работнику 5 февраля 2016 года, а перечислить в бюджет — не позднее 29 февраля 2016 года.

Материальная помощь не поименована в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса, поэтому к перечислению удержанного с нее НДФЛ применимы положения, относящиеся к полученным доходам. То есть налог, удержанный с материальной помощи, должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Поставщик нарушил срок поставки товара, ему выставили сумму пени согласно условиям заключенного договора. Как правильно отразить это в бухгалтерском учете бюджетного учреждения и какой счет применить — 205 00 «Расчеты по доходам» или 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу»?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с пунктом 220 Инструкции № 157н учитываются на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пеней, штрафов, неустойки) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается записью:

Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия».

Данная позиция поддержана в письме Минфина России от 29 мая 2015 г. № 02-07-10/31334.

Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор

Подскажите, как в учете казенного учреждения отразить задолженность, присужденную решением суда к взысканию у ответчика?


В бюджетном учете казенного учреждения сумма задолженности, присужденная решением суда, отражается записями в соответствии с Инструкцией № 162н:

Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислена сумма задолженности, присужденная судом к взысканию у ответчика;

Дебет 2 209 83 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислена сумма расходов по судопроизводству (судебные издержки, присужденные виновному лицу).

Расчеты с бюджетом по возмещению суммы принудительного изъятия в учете казенного учреждения, являющегося администратором доходов бюджета, отражаются записями:

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражение поступления в доход бюджета сумм принудительного изъятия.

Расчеты с бюджетом по возмещению суммы принудительного изъятия в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, отражаются записями:

Дебет 1 304 04 140
«Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— отражено исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы принудительного изъятия.

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

[2] Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н).


Реклама