Госзакупки. Правомерность действий заказчика
Проведение закупок сопровождается рядом процедур, в число которых входит размещение извещения о проведении конкурса, а также конкурсной документации в единой информационной системе. Всегда ли действия заказчика правомерны? Может ли он предъявлять к участнику закупки свои требования?
Вправе ли казенное учреждение осуществить закупку оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств на начальную сумму 30 000 рублей путем запроса котировок?
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона № 44?ФЗ).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона № 44?ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44?ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона № 44?ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок согласно положениям настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
В пункте 1 статьи 8 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40?ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40?ФЗ) указано, что страховые тарифы по обязательному страхованию и их структура определяются страховщиками с учетом требований, регламентированных Указаниями Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Указания № 3384-У).
Из вышесказанного следует, что Закон № 44?ФЗ прямо не содержит положений, запрещающих проводить закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств путем запроса котировок, в то же время страховые тарифы по такому страхованию строго регулируются Указаниями № 3384-У.
В решении Омского УФАС России от 18 июня 2014 г. № 03-10.1/292-2014 контрольный орган в сфере закупок признал необоснованной жалобу на то, что выбранная заказчиком форма проведения закупки оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств — запрос котировок — не позволяет определить победителя.
Как заключил контрольный орган в сфере закупок, в настоящее время законодательством, и в частности Законом № 44?ФЗ, прямо не установлено, что закупка на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств должна осуществляться исключительно путем проведения конкурса, и в действиях заказчика отсутствует нарушение норм Закона № 44?ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в решении Новосибирского УФАС России от 28 мая 2014 г. № 08-01-180.
Однако в решении Калужского УФАС России от 31 марта 2014 г. № 28-03з/2014 контрольный орган в сфере закупок указал, что заказчик, приняв решение о закупке на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств путем проведения запроса котировок, выбрал неверный способ размещения заказа, и возможность заключения контракта по результатам указанной закупки не будет соответствовать целям регулирования Закона № 44?ФЗ.
Контрольный орган в сфере закупок отметил, что для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии является фиксированной, и установление иного размера страховой премии — нарушение законодательства о страховании.
Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.
Таким образом, вопрос является спорным.
Учитывая отсутствие единой позиции у контрольных органов в сфере закупок на местах по данному вопросу, казенное учреждение вправе осуществить закупку оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств на начальную сумму 30 000 рублей путем запроса котировок. Однако оно должно быть готово к возникновению претензий со стороны контрольного органа и/или к обжалованию своих действий участниками закупки. Поэтому казенному учреждению нужно продумать, как отстаивать свою позицию перед контролерами или в суде.
Правомерно ли в контракт, заключенный по итогам проведения открытого конкурса на поставку товаров между государственным заказчиком и организацией — победителем конкурса, включать общее условие о том, что заказчик в течение двух недель должен осуществить проверку количества и качества товаров и произвести оплату, учитывая, что срок приемки, а также срок оформления результатов такой приемки не уточнен?
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44?ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Случаи, в которых в соответствии с Законом № 44?ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены, являются исключением.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона № 44?ФЗ).
Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, в том числе:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом № 44?ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44?ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта (ч. 1 ст. 94 Закона № 44?ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что положениями Закона № 44?ФЗ предусматриваются несколько составляющих всего процесса приемки и оплаты заказчиком соответствующего товара (работы, услуги). Однако если в контракт, заключенный по итогам проведения открытого конкурса на поставку товаров между государственным заказчиком и организацией — победителем конкурса, включено общее условие о том, что заказчик в течение двух недель должен осуществить проверку количества и качества товаров и произвести оплату, но срок приемки товаров, а также срок оформления результатов такой приемки не уточнен, то образуется нарушение части 13 статьи 34 Закона № 44?ФЗ. Следовательно, включение такого условия в контракт, заключенный по итогам проведения открытого конкурса на поставку товаров между государственным заказчиком и организацией — победителем конкурса, неправомерно.
Вывод подтверждается решением Челябинского УФАС России от 27 июня 2014 г. № 368-ж/2014, в котором контрольный орган в сфере закупок заключил, что отсутствие в проекте контракта срока приемки товара, а также срока оформления результатов такой приемки является нарушением.
Правомерно ли казенное учреждение в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ установило требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период?
В соответствии со статьей 31 Закона № 44?ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. В их числе отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством о налогах и сборах, которые реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44?ФЗ).
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса, заказчик указывает в извещении о проведении открытого конкурса (п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона № 44?ФЗ). Информация, указанная в извещении о проведении конкурса, должна содержаться и в конкурсной документации (ч. 1 ст. 50 Закона № 44?ФЗ). Причем заказчики не могут устанавливать к участникам закупок требований, не предусмотренных положениями Закона № 44?ФЗ (ч. 6 ст. 31 Закона № 44?ФЗ).
Учитывая изложенное, заказчик в конкурсной документации может устанавливать требования к участникам закупки только в формулировке, приведенной в Законе № 44?ФЗ.
Требования об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, не соответствует указанной норме. В нем нет указаний о том, что при расчете величины задолженности участник закупки должен исключить суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы в соответствии с законодательством, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством.
Таким образом, формулировка требования об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, отличается от нормы, приведенной в Законе № 44?ФЗ. Поэтому устанавливать в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ его в иной, чем в Законе № 44?ФЗ, редакции казенное учреждение не имело права.
Данный вывод подтверждается и решением Рязанского УФАС России от 16 мая 2014 г. № 168/2014-З/3. Контрольный орган в сфере закупок указал, что подобное требование является иным по сравнению со сформулированным в пункте 5 части 1 статьи 31 Закона № 44?ФЗ.
Правомерно ли казенное учреждение в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ по капитальному строительству установило требование о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены?
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44?ФЗ заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в соответствии с законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсная документация должна содержать ряд требований, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44?ФЗ).
Частью 6 статьи 31 Закона № 44?ФЗ предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44?ФЗ.
На основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса (далее — ГрК) лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе работ и несет ответственность за качество выполненных работ и соответствие требованиям проектной документации.
В случае если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства) включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, то лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ).
Учитывая изложенное, наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства является обязательным условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемой стоимости подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. № 356 утверждена форма Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в приложении к которому отражается предельная стоимость соответствующих работ, размер которых не может быть превышен в рамках заключения членом одной саморегулируемой организации одного договора.
В заявке на участие в конкурсе участник может указать сумму, соответствующую данным, указанным в его свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В то же время эта сумма может быть ниже начальной (максимальной) цены контракта. Поэтому требование о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены, неправомерно.
Таким образом, требование о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены, установленное казенным учреждением в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ по капитальному строительству, неправомерно и нарушает указания части 6 статьи 31 Закона № 44?ФЗ.
Данный вывод подтверждается и решением ФАС России от 2 июля 2014 г. № К-998/14, в котором контрольный орган в сфере закупок заключил, что указанная в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельная стоимость соответствующих работ по одному договору должна соответствовать предложению о цене контракта, указанному участником в заявке на участие в конкурсе.