Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
Просим разъяснить порядок отражения бюджетными и автономными учреждениями в бухгалтерском учете объектов библиотечного фонда, отнесенных к особо ценному движимому имуществу учреждения (далее — ОЦДИ).
Единая государственная политика для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений реализуется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Согласно пункту 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, составляющие библиотечный фонд учреждения, за исключением периодических изданий, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.
В соответствии с пунктом 54 Инструкции № 157н на каждый объект основных средств открывается Инвентарная карточка учета основных средств, в том числе для объектов библиотечного фонда стоимостью свыше 40 000 рублей.
При этом для объектов библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно открывается одна Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504032)), в которой ведется учет объектов библиотечного фонда только в денежном выражении одной суммой (раздел 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4.4.1 приказа Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» дополнительно, в целях сохранности имущества, в библиотеке ведется индивидуальный учет документов путем присвоения каждому экземпляру документа регистрационного номера, иного знака в качестве регистрационного номера (системного номера компьютерной программы, штрих-кода и других). Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки. Регистрационные номера исключенных из фонда документов не присваиваются вновь принятым документам.
Согласно пункту 53 Инструкции № 157н объекты библиотечного фонда могут относиться как к ОЦДИ, так и к иному движимому имуществу. При этом учет объектов библиотечного фонда, отнесенных к ОЦДИ, осуществляется обособленно.
Для учета объектов библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей, относящихся к ОЦДИ и не относящихся к ОЦДИ, открываются отдельные Инвентарные карточки (ф. 0504032).
Порядок отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к ОЦДИ определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538).
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 Постановления № 538 при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого находится в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, а также иное движимое имущество независимо от его балансовой стоимости, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено.
При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления № 538 ведение перечня ОЦДИ осуществляется учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
Таким образом, решение об отнесении объектов имущества, в том числе объектов библиотечного фонда, к ОЦДИ принимается по каждому объекту имущества в соответствии требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В то же время, учитывая, что для объектов библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно открывается одна Инвентарная карточка (ф. 0504032), в которой ведется учет объектов библиотечного фонда только в денежном выражении одной суммой, в целях обеспечения управленческого учета таких объектов библиотечного фонда, отнесенных к ОЦДИ, возможно отражать их, по нашему мнению, на дополнительном забалансовом счете, введенном учреждением в рабочий план счетов в рамках формирования своей учетной политики в соответствии с пунктом 332 Инструкции № 157н.
Обратите внимание, что формирование перечня особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений, в том числе внесение в него дополнений и изменений с учетом требований Постановления № 538, относится к компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии.
Согласно пунктам 32, 333 Инструкции № 157н материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества. В связи с этим нематериальные активы — программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, следует учитывать также на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
При этом в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы на услуги в области информационных технологий, в том числе на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение, относятся на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
В то же время в соответствии с пунктом 302 Инструкции № 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в том числе расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
Расходы учреждения подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Порядок признания в бюджетном учете расходов будущих периодов регулируется в рамках учетной политики федерального казенного учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).
Кроме того, в соответствии с Инструкцией № 157н учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов. Для целей управленческого учета федеральные казенные учреждения вправе предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» по соответствующим статьям КОСГУ.
Например, федеральное казенное учреждение приобрело по лицензионному договору неисключительные права на программный продукт стоимостью 360 000 рублей, срок действия договора — 36 месяцев. Согласно учетной политике федерального казенного учреждения расходы будущих периодов признаются расходами текущего финансового года ежемесячно в течение периода, к которому они относятся.
В бюджетном учете расходы, произведенные федеральным казенным учреждением по лицензионному договору на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы будущих периодов в сумме приобретенных неисключительных прав на программный продукт (360 000 руб.) с отражением увеличения забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— оплачена задолженность перед поставщиком в сумме 360 000 руб.;
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— отражено ежемесячное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего отчетного периода в сумме 10 000 рублей (360 000 руб. / 36 мес.).
По окончании срока использования программного продукта стоимость программного продукта списывается с забалансового учета с уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 360 000 рублей.
Обратите внимание, что если контрактом установлено, что заказчик (учреждение) имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора. При этом списание указанного программного продукта с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» осуществляется только по истечении срока его использования.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Какие данные нужно отражать в строках 591, 592, 910, 950 и т. п. в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и по каким графам?
Порядок заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)) определен в Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н). При заполнении строк данные вносятся в графы, соответствующие проведенным в отчетном периоде операциям.
По строкам 591 «Поступление денежных средств прочие», 592 «Выбытие денежных средств» в Отчете (ф. 0503737) приводятся показатели движения денежных средств.
Согласно пункту 44 Инструкции № 33н строка 591 «Поступление денежных средств прочие» формируется на основании показателей по поступлению денежных средств от возврата сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет). Строка 592 «Выбытие денежных средств» формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет.
Показатели вносятся в графы, соответствующие проведенным операциям.
Графа 4 «Утверждено плановых назначений». По строке 591 указывается плановый показатель поступления возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) согласно плану финансово-хозяйственной деятельности с учетом внесенных в течение отчетного периода изменений. По строке 592 отражается плановый показатель выбытия денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврате остатков субсидий прошлых лет согласно плану финансово-хозяйственной деятельности с учетом внесенных в течение отчетного периода изменений.
Если показатели учреждением не планировались, то графа 4 по соответствующим строкам не заполняется.
Графа 5 «Исполнено плановых назначений — через лицевые счета». Отражаются данные за отчетный период по кассовым поступлениям возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), исполненных через лицевые счета учреждения, открытые в органе казначейства (финансовом органе) (стр. 591), по перечислению денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет, исполненных через лицевые счета учреждения, открытые в органе казначейства (финансовом органе) (стр. 592).
Показатель формируется на основании аналитических данных забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счетам 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 0 201 13 000 «Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути».
При этом в показатель графы 5 не включаются операции по зачислению на лицевые счета учреждений наличных денег из кассы учреждения, а также операции по погашению задолженности с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.
Графа 6 «Исполнено плановых назначений — через банковские счета». Отражаются данные по кассовым поступлениям возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) (стр. 591), по перечислению денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет через банковские счета учреждения в рублях и иностранной валюте (стр. 592), исполненных за отчетный период:
- через банковские счета учреждения в рублях и иностранной валюте;
- через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, при проведении операций по погашению задолженности с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт плательщиков (п. 44 Инструкции № 33н).
Показатель формируется на основании аналитических данных забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации», 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».
При этом в показатель графы 6 не включаются операции по зачислению на банковские счета учреждения наличных денег из кассы учреждения.
Графа 7 «Исполнено плановых назначений — через кассу учреждения». Заносятся данные по кассовым поступлениям возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) (стр. 591), данные по уплате денежных обеспечений (стр. 592), исполненных через кассу учреждения (п. 44 Инструкции № 33н). Показатель формируется на основании аналитических данных забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счету 0 201 34 000 «Касса».
Графа 8 «Исполнено плановых назначений — некассовыми операциями». Отражаются сведения о поступлении возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов) в результате осуществления некассовых операций за отчетный период (стр. 591), об уплате денежных обеспечений в результате осуществления некассовых операций за отчетный период (стр. 592).
Показатель формируется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по этим поступлениям.
Графа 9 «Исполнено плановых назначений — итого». Счетный показатель. Отражается сумма показателей граф 5, 6, 7, 8 по соответствующим строкам (п. 44 Инструкции № 33н).
Графа 10 «Не исполнено плановых назначений». Счетный показатель. Отражается разность показателей между графой 4 и графой 9 по соответствующим строкам.
При исполнении сверхплановых назначений либо при отсутствии плановых назначений (графа 4) показатель графы 10 не рассчитывается (п. 39 Инструкции № 33н).
В разделе 4 Отчета (ф. 0503737) приводятся сведения о возвратах:
- остатков субсидий прошлых лет (перечисление их в доход бюджета);
- дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Раздел 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737) включает в себя строки 910 «Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего», включая строку(и) 911 «из них по кодам аналитики», а также из строки 950 «Возвращено расходов прошлых лет, всего», включая строку(и) 951 «из них по кодам аналитики».
В пункте 44.1 Инструкции № 33н указано: при формировании раздела 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737) по строке 910 указывается возврат остатков субсидий прошлых лет, отраженный по строке 592. По строке 950 указывается возврат дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженный по строке 591.
Однако равенство показателей этих строк может быть только при отсутствии в отчетном периоде перечислений денежных обеспечений и поступлений от возвратов сумм ранее перечисленных денежных обеспечений. Это обусловлено тем, что данные по строкам 591, 592 формируются не только на основании показателей возвратов остатков субсидий прошлых лет или дебиторской задолженности прошлых лет. По этим строкам в соответствии с пунктом 44 Инструкции № 33н также отражаются суммы перечисленных учреждением денежных обеспечений и возвратов ранее перечисленных денежных обеспечений.
Данные по строке 910 «Возвращено остатков субсидий прошлых лет» отражаются следующим образом:
Графа 4 «Произведено возвратов — через лицевые счета». Указывается сумма возвратов в текущем отчетном периоде остатков субсидий прошлых лет, отраженная по строке 592 в графе 5 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 5 «Произведено возвратов — через банковские счета». Приводится сумма возвратов в текущем отчетном периоде остатков субсидий прошлых лет, отраженная по строке 592 в графе 6 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 6 «Произведено возвратов — через кассу учреждения», графа 7 «Произведено возвратов — некассовыми операциями» не заполняются, так как возврат остатков субсидий прошлых лет через кассу и некассовыми операциями вряд ли возможен.
Графа 8 «Произведено возвратов — итого». Счетная строка. Отражается сумма значений, отраженных в графах 4–7 строки 910 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Данные по строке 950 «Возвращено расходов прошлых лет, всего» отражаются по графам:
Графа 4 «Произведено возвратов — через лицевые счета». Указывается сумма возвратов в текущем отчетном периоде дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженная по строке 591 в графе 5 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 5 «Произведено возвратов — через банковские счета». Приводится сумма возвратов в текущем отчетном периоде дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженная по строке 591 в графе 6 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 6 «Произведено возвратов — через кассу учреждения». Приводится сумма возвратов дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженная по строке 591 в графе 7 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 7 «Произведено возвратов — некассовыми операциями». Приводится сумма возвратов дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженная по строке 591 в графе 8 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Графа 8 «Произведено возвратов — итого». Счетная строка. Отражается сумма значений, отраженных в графах 4–7 строки 950 (п. 44.1 Инструкции № 33н).
Заполнение графы 3 по строке 910 не предусмотрено формой Отчета (ф. 0503737). Так как порядок заполнения графы 3 по строке 950 Инструкцией № 33н не установлен, то учреждению рекомендуется согласовать порядок ее заполнения со своим учредителем (соответствующим финансовым органом).
Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор
Какой код ОКОФ можно присвоить лестнице-стремянке и к какой амортизационной группе ее следует отнести (строительно-монтажные работы не являются основной деятельностью учреждения)?
Во введении к «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, указано, что предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе, относятся к подразделу «Инвентарь производственный и хозяйственный». Объектами классификации этого подраздела могут быть только предметы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта.
В соответствии с вышесказанным лестница-стремянка является объектом подраздела «Инвентарь производственный и хозяйственный» с присвоением кода ОКОФ 16 3697000 «Инвентарь хозяйственно-бытового назначения» или 16 3697050 «Инвентарь хозяйственно-бытового назначения металлический (кроме литого и из жести)».
Соответственно согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, лестницу-стремянку можно отнести ко второй амортизационной группе («Инвентарь производственный и хозяйственный») со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Казенное учреждение периодически принимает участие в спортивных мероприятиях (соревнованиях, олимпиадах, спартакиадах и т. п.), которые проводятся в разных городах и иных населенных пунктах. Учреждение направляет на эти мероприятия учащихся школы, спортсменов, тренеров, спортивных судей, в том числе не являющихся штатными сотрудниками. Как оформить документально выдачу денег и отчет об их использовании, можно ли использовать счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»?
Основанием для участия в спортивных мероприятиях является приказ по учреждению, а расчет предстоящих расходов отражается в смете с указанием величины затрат по каждой статье расходов. На основании данных документов участникам спортивных мероприятий, в том числе не являющимся штатными сотрудниками, выдаются денежные средства на проезд, проживание и питание.
В случае отправки на соревнование штатного сотрудника выдача денежных средств осуществляется в бухгалтерском учете с применением счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», в случае отправки внештатного сотрудника применяется счет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». И в том и в другом случае возмещение расходов производится по авансовой схеме.
Выдача денежных средств осуществляется через кассу учреждения на основании расходного кассового ордера (ф. 0310002) или путем перечисления на дебетовую (пластиковую) карту лицу, отправленному на спортивные мероприятия. По результату поездки участвовавшие лица представляют в учреждение документы, подтверждающие произведенные расходы на проезд (авиа- или железнодорожные билеты), проживание (договор, счет гостиницы) и питание (кассовый, товарный чеки). Далее производится окончательный расчет, возврат неиспользованного остатка или доплата в случае, если фактические расходы превысили выданный аванс.
Отметим, рекомендации по применению КОСГУ в отношении расходов на компенсацию стоимости проезда спортсменов и студентов при их направлении на соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия Минфин России дает в письме от 30 марта 2016 г. № 02-05-10/17818.
Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
На базе школы организован летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Реализуются путевки. На какой код нужно отнести доходы, получаемые от продажи путевок, если эти деньги расходуются только на цели оздоровительной кампании (питание детей, приобретение медикаментов, канцелярских, хозяйственных и спортивных товаров, страхование детей, организация экскурсий, обработка территории от клещей и т. д.)? Будет ли эта деятельность облагаться налогом на прибыль, НДС? Какие расходы можно отнести на уменьшение базы для налога на прибыль?
Источниками финансирования оздоровительных мероприятий детей могут быть субсидии на выполнение муниципального задания и средства от реализации путевок. При таком финансировании учреждению необходимо вести раздельный учет, принцип ведения которого следует отразить в учетной политике учреждения. Также учреждению необходимо заранее предусмотреть объем и ассортимент закупок за счет разных источников финансирования, оформить конкурсную документацию и заключить договоры.
Остановимся на доходах, полученных учреждением от реализации путевок. Данный доход поступает от осуществления учреждением приносящей доход деятельности. В соответствии с Указаниями № 65н реализация путевок относится на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 197 Инструкции № 157н). Аналитический учет расчетов по доходам ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) или в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов полученных доходов по плательщикам (п. 200 Инструкции № 157н). Статьи аналитического учета включают в себя расходы, заложенные предварительно в смете на содержание лагеря, в которой могут присутствовать расходы из разных источников финансирования.
Доходы в виде предоставленной учреждению субсидии на обеспечение детских оздоровительных лагерей не учитываются для целей налогообложения, а поступления от реализации путевок по приносящей доход деятельности являются доходами учреждения и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Полученные доходы включаются в базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 и пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса. Доходы, определяемые согласно сформированной учетной политике по методу начисления, признаются в том периоде, в котором оказаны услуги, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271 НК РФ). Суммы доходов, учитываемых для целей налогообложения, формируются на основе первичных учетных документов бухгалтерского учета, регистров аналитического учета на счете 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг», регистров налогового учета.
Перечень расходов для уменьшения налогооблагаемой базы учреждение формирует согласно нормам Налогового кодекса, отраженным в соответствующем разделе «Налоговый учет», в сформированной учетной политике учреждения. В него могут входить:
- питание детей;
- оказание медицинской помощи;
- транспортные расходы;
- культурное обслуживание и спортивно-массовые мероприятия;
- заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда персонала лагеря;
- хозяйственные расходы, связанные с содержанием лагеря;
- иные расходы на проведение летней оздоровительной кампании.
Учет расходов формируется на основе аналитических данных бухгалтерского учета на счете 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» и осуществляется в порядке, установленном статьями 252–259, 259.1, 260, 263, 264, 265, 268 Налогового кодекса. Ежеквартально на основании данных первичных учетных документов и данных иных группировочных форм документов формируются аналитические налоговые регистры с соответствующим выводом информации на бумажные носители. Напомним, в учетной политике следует указать периодичность вывода информации на бумажный носитель (п. 19 Инструкции № 157н) и утвердить формы регистров налогового учета.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается сумма реализации товаров (работ, услуг) на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса учреждения, предоставляющие услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождены от налогообложения НДС. Поэтому согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении таких услуг, учитываются в их стоимости.
В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:
Дебет 2 (4) 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 (4) 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление денежных средств на лицевой счет учреждения от реализации путевок или поступление субсидии на лицевой счет учреждения для организации оздоровительного лагеря. Одновременно поступившая сумма подлежит учету на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (п. 365 Инструкции № 157н);
Дебет 2 (4) 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 (4) 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислен доход от реализации путевок на основании договоров и актов приемки-сдачи оказанных услуг или доход в виде субсидии на выполнение государственного задания (письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436);
Дебет 2 (4) 105 32 340, 2 (4) 105 31 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 (4) 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступление продуктов питания, медикаментов на основании товарной накладной (форма ТОРГ-12), накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205);
Дебет 2 (4) 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 (4) 105 32 440, 2 (4) 105 31 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения» «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списание продуктов питания и медикаментов согласно Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230);
Дебет 2 (4) 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 (4) 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы на проведение культурно-массовых мероприятий;
Дебет 2 (4) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 (4) 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата сотрудникам;
Дебет 2 (4) 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 (4) 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ с начисленной заработной платы работникам;
Дебет 2 (4) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 (4) 303 02 730, 2 (4) 303 06 730, 2 (4) 303 07 730, 2(4) 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
— начислены страховые взносы на сумму начисленной заработной платы;
Дебет 2 (4) 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 (4) 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— на банковские карты сотрудников перечислена заработная плата;
Дебет 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль.
Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Приобрели автомобиль за счет приносящей доход деятельности, а используем и содержим (ремонт, ГСМ) за счет государственного задания. Является ли это нарушением? Необходимо ли переводить имущество с КФО 2 на КФО 4?
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ.
Пунктом 4 постановления Правительства Р Ф от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» установлены критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу независимо от источника финансового обеспечения его приобретения.
Кроме того, к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» — далее Закон № 7?ФЗ).
Нормы законодательства не содержат ограничений для отнесения имущества бюджетных учреждений, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, к категории особо ценного движимого имущества.
Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона № 7?ФЗ при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества учитываются нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также принимая во внимание, что вышеуказанное имущество используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), целесообразно учредителю рассмотреть вопрос о закреплении в установленном порядке такого имущества за учреждением.
В случае принятия решения учредителем о закреплении в установленном порядке такого имущества за учреждением учреждению необходимо направить учредителю Извещение (ф. 0504805) в порядке, установленном учредителем и отраженном учреждением в рамках формирования учетной политики, на сумму изменений показателей.
Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог