Вопросы по бюджетной классификации
По какому виду расходов отражать расходы по приобретению квартир для детей-сирот? По виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» или по 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»?
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение закреплены статьей 8 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159?ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159?ФЗ). Согласно этой статье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Позиция также подтверждается статьей 109.1. Жилищного кодекса: предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В документах указывается: «специализированные помещения». Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в статье 92 Жилищного кодекса. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ (ст. 8 Закона № 159?ФЗ).
Таким образом, приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированный жилищный фонд согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), следует отражать по виду расходов 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность».
Отвечала Е. М. ШАХОВА,
аудитор
Может ли администрация поселения (казенное учреждение), являясь при этом органом местного самоуправления, использовать вид расходов бюджетной классификации 111 «Фонд оплаты труда учреждений» для выплаты заработной платы работникам, не являющимся муниципальными служащими?
Статьей 10 Закона от 2 марта 2007 г. № 25?ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены следующие нормы:
- муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;
- лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Учреждение должностей, а также условия оплаты труда работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В отдельных муниципальных образованиях для лиц, замещающих должности по техническому обеспечению органов местного самоуправления, установлены сходные с таковыми у муниципальных служащих структура оплаты труда, порядок исчисления стажа, порядок начисления и выплаты надбавки за выслугу лет.
Лица, не являющиеся муниципальными служащими и замещающие должности по техническому обеспечению органов местного самоуправления, входят в штат учреждения.
Согласно Указаниям № 65н для выплаты заработной платы работникам, не являющимся муниципальными служащими, применяется вид расходов бюджетной классификации 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов».
По этому элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляемые в пределах фонда оплаты труда государственными (муниципальными) органами, на выплату денежного содержания (денежного вознаграждения, заработной платы), а также осуществление иных выплат в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и предусмотренных законодательством, муниципальными правовыми актами работникам государственных (муниципальных) органов, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, включая выплаты пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Разъясните порядок отнесения на КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» расходов по приобретению нефинансовых активов (например, водяные и электросчетчики и др.)
Принятие к учету объектов основных средств, материальных запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России (п. 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)). Комиссия, принимая решение, должна учесть все имеющиеся факторы и нормы.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н). Отнесение объекта к группе основных средств определяется в соответствии с пунктом 38 Инструкции № 157н следующими условиями:
- срок полезного использования более 12 месяцев;
- предназначены для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения.
Также электрические и электронные счетчики включены в перечень ОКОФ, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. (далее — постановление № 359) № 359, в раздел «Машины и оборудование». Таким образом, если счетчик является стационарным контрольно-измерительным прибором и может функционировать самостоятельно, то расходы на его приобретение следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».
В то же время согласно пункту 99 Инструкции № 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, относится к материальным запасам. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Если счетчик встраивается в соответствующую систему (отопление, водопровод, электропроводка и т. д.), то есть требует монтажа и подключения, то он не является самостоятельным объектом, так как оборудование, требующее монтажа, классифицируется как строительные материалы (п. 118 Инструкции № 157н). В Постановлении № 359 также указывается, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, входят в состав зданий.
В этом случае в соответствии с положениями Указаний № 65н расходы на приобретение счетчика отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
В соответствии с Указаниями № 65н на подстатью (КОСГУ) 212 «Прочие выплаты» относятся «иные расходы, произведенные работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя».
Сотрудник автономного учреждения направлен в командировку на служебном автомобиле. Во время командировки с разрешения работодателя произведены следующие расходы, предусмотренные Положением о командировках:
- оплата приобретения ГСМ;
- оплата мойки автомашины;
- оплата автошины;
- оплата услуг шиномонтажа;
- оплата автостоянки.
По каким кодам вида расходов (КВР) и КОСГУ нужно провести в учете вышеуказанные расходы?
В соответствии с Указаниями № 65н компенсация расходов, связанных со служебными командировками (приобретение ГСМ, оплата мойки автомашины, услуг шиномонтажа и автостоянки), отражается по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант
По каким кодам вида расходов (КВР) и КОСГУ нужно провести в учете расходы на приобретение ГСМ, если сотрудник в связи с планируемым ранним выездом в командировку заправил автомобиль заранее (в рамках заключенного учреждением договора с организацией на поставку ГСМ по КВР 244, КОСГУ 340), затем заправился в пути, и при возвращении к месту работы бак автомобиля наполовину заполнен, а оставшийся бензин будет расходоваться в дни присутствия водителя на рабочем месте?
В соответствии с положениями Указаний № 65н расходы на приобретение ГСМ в рамках заключенного учреждением договора с организацией на поставку ГСМ отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. В случае возмещения работнику расходов, связанных со служебными командировками, такие расходы отражаются по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Списание ГСМ в данном случае будет осуществляться по тем статьям (подстатьям), по которым был оприходован.
Отвечала
А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ,
методолог
В соответствии с Указаниями № 65н на подстатью (КОСГУ) 212 «Прочие выплаты» относятся «иные расходы, произведенные работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя».
Сотрудник автономного учреждения направлен в командировку с целью участия в научной конференции. Во время командировки с разрешения работодателя произведены следующие расходы, предусмотренные локальным актом учреждения:
- оплата регистрационного взноса за участие в конференции;
- оплата приобретения методической литературы с целью доведения информации о вопросах, рассматриваемых на конференции, до других сотрудников учреждения;
- оплата приобретения книги, планируемой к включению в библиотечный фонд учреждения.
По каким кодам вида расходов (КВР) и КОСГУ нужно провести в учете вышеуказанные расходы?
В соответствии с Указаниями № 65н возмещение подотчетным лицам иных расходов, связанных со служебными командировками (оплата регистрационного взноса за участие в конференции, приобретение методической литературы и книг, планируемых к включению в библиотечный фонд учреждения), отражаются по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Отвечала
Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА,
консультант