Обжалование документации
Может ли участник закупки обжаловать положения документации об электронном аукционе, а также действия или бездействие должностных лиц? На эти вопросы отвечает Юрий Михайлович ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию об обеспечении исполнения контракта. В том числе о его размере, сроке и порядке предоставления, а также требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Заявка
Заявка на участие в электронном аукционе подается заказчиком в период с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок, предусмотренных документацией о таком аукционе (ч. 7 ст. 66 Закона № 44?ФЗ). Заявка состоит из двух частей. При заключении контракта на поставку товара ее первая часть должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. А также, если таковые имеются, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы. Кроме того, должно быть указано наименование места происхождения товара или наименование производителя (подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44?ФЗ).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе или об отказе (ч. 3 ст. 67 Закона № 44?ФЗ).
Порядок и основания для принятия решения предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона № 44?ФЗ.
Обжалование
Любой участник закупки, а также объединения, осуществляющие общественный контроль, имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона № 44?ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (ч. 1 ст. 105 Закона № 44?ФЗ). Обжалование осуществляется в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке одного из документов:
- протокола подведения результатов аукциона;
- протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- протокола проведения аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся.
Жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в нем. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, то жалоба подается до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование можно проводить только в судебном порядке (ч. 4 ст. 105 Закона № 44?ФЗ).
Если жалоба подана по истечении указанного срока, то она возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона № 44?ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости — о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений или о совершении иных действий. К ним относятся: составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дела и принятие мер по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, обращение в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными (ч. 8 ст. 106 Закона № 44?ФЗ).
Таким образом, участник закупки вправе подать жалобу как на то, что в документации об аукционе отсутствуют требования к обеспечению исполнения контракта, так и на то, что аукционной комиссией отказано в допуске организации к участию в аукционе со ссылкой на неприведение в первой части заявки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.
Однако по смыслу части 4 статьи 105 Закона № 44?ФЗ данные обстоятельства должны быть обжалованы в разные сроки. Претензия на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. А жалоба на то, что аукционной комиссией отказано в допуске организации к участию в аукционе, может быть подана в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе или протокола проведения аукциона в случае признания его не состоявшимся.
При этом Закон № 44?ФЗ предусматривает возвращение жалоб, поданных по истечении предусмотренного срока, без рассмотрения.
Вопрос в тему
После состоявшегося рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе организация — участник электронного аукциона на поставку товара обратилась в контрольный орган в сфере закупок с жалобой. В ней указывалось на неправомерность отказа аукционной комиссией казенного учреждения в допуске организации к участию в аукционе, обоснованного неприведением в первой части заявки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе. В жалобе также обращалось внимание на отсутствие в документации об аукционе требований к обеспечению исполнения контракта.
Должен ли в этом случае контрольный орган в сфере закупок рассмотреть доводы организации об отсутствии в документации об аукционе требований к обеспечению исполнения контракта?
В рассматриваемой ситуации организация формально подала одну претензию, в которой фактически содержатся две жалобы, для которых Закон № 44?ФЗ предусматривает разные сроки.
Срок подачи претензии на отказ аукционной комиссии в допуске организации к участию в аукционе соблюден. В то же время срок на подачу жалобы на положения документации об аукционе пропущен, так как рассмотрение первых частей заявок уже состоялось.
Закон № 44?ФЗ прямо не регламентирует, как следует поступать контрольному органу в сфере закупок в данной ситуации. Однако практика свидетельствует, что доводы, связанные с обжалованием положений документации об аукционе, контрольным органом в сфере закупок не рассматриваются.
Например, в решении Адыгейского УФАС России от 22 мая 2014 г. № К-55/14 контрольный орган в сфере закупок заключил, что жалоба на положения документации об аукционе согласно части 4 статьи 105 Закона № 44?ФЗ может быть подана до окончания срока подачи заявок. В данном случае заявитель подал жалобу после установленного срока подачи жалоб на положения документации об аукционе. В связи с этим доводы жалобы на содержание документации об аукционе комиссией УФАС не рассматривались.
Таким образом, контрольный орган в сфере закупок не должен рассматривать доводы организации об отсутствии в документации об аукционе требований к обеспечению исполнения контракта.