Госзакупки: разъяснение спорных моментов

На вопросы, посвященные особенностям совершения госзакупок, продолжает отвечать Юрий Михайлович Лермонтов, государственный советник Российской Федерации 3 класса[1].


Вправе ли государственное казенное учреждение назначить из числа работников двух контрактных управляющих, если совокупный годовой объем закупок учреждения составляет 70 млн рублей? Какое образование должны иметь такие работники?


В силу частей 2 и 4 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ), если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн рублей и отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

  • разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, которые размещают в единой информационной системе;
  • разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, которые размещают в единой информационной системе;
  • осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • в случае необходимости организуют на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях. Цель — определение состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44?ФЗ.

Согласно пункту 3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 (далее — Типовое положение), заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком закупок (далее — план-график) превышает 100 млн рублей, создают контрактные службы. Заказчик вправе создать контрактную службу, если его совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн рублей.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее двух человек (п. 7 Типового положения).

В силу статьи 57 Трудового кодекса обязательной для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). Если в соответствии с законодательством выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. При этом Закон № 44?ФЗ не содержит ограничений по поводу того, могут ли работники учреждения переводиться на должность конкурсного управляющего.

На основании части 6 статьи 38 Закона № 44?ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В части 23 статьи 112 Закона № 44?ФЗ отмечено, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Как разъяснил Минэкономразвития России в пункте 95 письма от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889, Закон № 44?ФЗ не устанавливает ограничения количества должностных лиц, ответственных за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Из этого следует, что в случае необходимости заказчик имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий. При этом возложение функций контрактного управляющего на работника заказчика должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса.

Вывод: государственное казенное учреждение вправе назначить из числа работников двух контрактных управляющих, поскольку Закон № 44?ФЗ не устанавливает ограничение по количеству контрактных управляющих. При этом они должны иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 2017 года обязательно получение высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование). Можно ли в этом случае руководствоваться положениями Закона № 223?ФЗ?


В силу пункта 1 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 44?ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44?ФЗ.

Согласно части 2 статьи 15 Закона № 44?ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223?ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований этого закона и правового акта закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения преду­смотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Исходя из прямого толкования норм действующего законодательства, бюджетные учреждения могут руководствоваться при закупках положениями Закона № 223?ФЗ только в случаях, указанных в пункте 2 статьи 15 Закона № 44?ФЗ.

В обоснование данной позиции приведем позицию официальных органов.

Так, в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2887 разъясняет, что у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 223?ФЗ только в случаях, установленных пунктом 2 статьи 15 Закона № 44?ФЗ.

Во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям при осуществлении закупочной деятельности необходимо руководствоваться положениями Закона № 44?ФЗ.


Организацией было принято решение о проведении открытого аукциона в электронной форме. Позднее заказчик внес изменения в документацию об электронном аукционе. Окончание срока для принятия решения о внесении изменений в положения аукционной документации пришлось на нерабочий праздничный день. В какой срок заказчик вправе принять данное решение?


В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона № 44?ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 статьи 63 Закона № 44?ФЗ установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно пункту 2 статьи 63 Закона № 44?ФЗ, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает трех миллионов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу пункта 6 статьи 65 Закона № 44?ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее пятнадцати дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает трех миллионов рублей, не менее семи дней.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Данной позиции также придерживается и Минфин России в письме от 12 января 2015 г. № Д28и-2. В нем говорится, что, в случае если последний день принятия решений о внесении изменений в положения аукционной документации приходится на нерабочий день, заказчик вправе принять данное решение в ближайший следующий за ним рабочий день.

Учреждение осуществляет закупку услуг, связанных с хранением и пересылкой вещественных доказательств по уголовным делам. Применяются ли к деятельности учреждения по закупке данных услуг положения Закона № 44?ФЗ?


В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 44?ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Закона № 44?ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44?ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону № 44?ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 44?ФЗ этот документ не применяется к отношениям, связанным:

  • с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Законом от 20 августа 2004 г. № 119?ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Законом от 20 апреля 1995 г. № 45?ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
  • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом;
  • привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 324?ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах.

Хранение вещественных доказательств по уголовным делам осуществляется в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 (далее — Положение).

При этом Положением определено только, что размер возмещаемых расходов, понесенных физическими или юридическими лицами в связи с хранением и пересылкой вещественных доказательств по договору хранения, заключенному между органом, осуществившим их изъятие, и хранителем, определяется с учетом фактических затрат, подтвержденных финансово-экономическим обоснованием расчета затрат на хранение и пересылку вещественных доказательств.

Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2892, в случае осуществления хранения и пересылки вещественных доказательств юридическим лицом финансово-экономическое обоснование расчета затрат на хранение и пересылку вещественных доказательств должно быть заверено печатью организации, а в случае осуществления хранения и пересылки вещественных доказательств физическим лицом — подписано указанным лицом.

В связи с тем что Положением не определен порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке услуг, связанных с хранением вещественных доказательств по уголовным делам, при закупке указанных услуг следует руководствоваться положениями Закона № 44?ФЗ.

[1] Cм. журнал «Бюджетный учет» № 1/2016. С. 67; № 3/2016. С. 48; № 5/2016. С. 59.


Реклама