Особенности методологического и консультационного обеспечения
Учреждения здравоохранения Пензенской области работают в единой системе бухгалтерского учета, что предопределяет дополнительные правила его ведения. О них расскажет начальник управления бухгалтерского учета — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» Алексей Владимирович ПИЧУШКИН.
— Алексей Владимирович, в журнале «Бюджетный учет»[1] за июль текущего года мы уже рассказывали про централизацию и аутсорсинг бухгалтерского учета учреждений здравоохранения Пензенской области. Расскажите, пожалуйста, про дальнейшее сопровождение этой непростой бухгалтерской системы.
— В структуре Министерства здравоохранения Пензенской области в ГБУЗ Пензенской области «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» создана и функционирует Единая система бухгалтерского учета (ЕС БУ). Кроме непосредственного ведения бухгалтерского учета (в виде аутсорсинга) нам для развития ЕС БУ необходимо также сопровождать систему и консультировать учреждения, эффективно осуществлять отдельные функции внутреннего контроля и представлять различного рода аналитическую информацию в министерство. Для этого в нашем учреждении в управлении бухгалтерского учета создан отдел сводной бухгалтерской отчетности, внутреннего контроля, анализа и методологии бухгалтерского учета со штатной численностью четыре человека (начальник отдела и три бухгалтера).
— Каковы основные функции этого отдела?
— Основными функциями отдела являются:
- прием и проверка бухгалтерской отчетности у подведомственных министерству учреждений, сопоставление данных отчетности с ЕС БУ как в онлайн-режиме, так и при последующем контроле, подготовка аналитических записок, справок, отчетов и различных видов анализов и мониторинга на основе предоставляемых подведомственными министерству учреждениями данных, составление рейтинга по итогам сдачи отчетности, подготовка и представление сводной бухгалтерской отчетности в министерство;
- анализ кассового исполнения учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности в части доходов и расходов, соответствия проводимых операций действующему законодательству РФ и Пензенской области;
- анализ правомерного и эффективного использования денежных средств учреждениями на основе данных, получаемых из закрытых источников;
- анализ полноты и качества ведения учреждениями бухгалтерского учета в ЕС БУ;
- получение сведений от учреждений (которых нет в закрытых источниках) и формирование сводной информации по запросам министерства;
- анализ учетной политики учреждений и методическая помощь в приведении ее в соответствие с действующим законодательством и единой методологией, применяемой в ЕС БУ. Отмечу, что отделом разработана, согласована с министерством и доведена до учреждений единая типовая учетная политика для учреждений системы здравоохранения Пензенской области;
- анализ работы учреждений в программе исполнения бюджета Минфина Пензенской области («АЦК-Финансы») в части сверки с данными бухгалтерского учета остатков средств на лицевых счетах учреждений и своевременного выявления и уточнения невыясненных платежей, правомерности расходования денежных средств учреждениями по статьям кодов операций сектора государственного управления (пока они сохранены при исполнении бюджета), кодам подвидов доходов и кодам видов расходов, кассовых операций, проверок закупок различного имущества и т. д;
- получение, анализ и решение проблемных вопросов от учреждений по работе в ЕС БУ, подготовка ответов на них. Кроме этого мы готовим различные методические письма по применению действующего законодательства в области бухгалтерского учета, регулярно консультируемся (при необходимости) с начальником отдела учета и отчетности Министерства финансов Пензенской области Людмилой Вячеславовной Шашановой и начальником управления экономики нашего министерства Максимом Сергеевичем Кузьмичевым, никогда не отказывающим в помощи;
- строгий контроль за соответствием данных бухгалтерского учета учреждений данным бухгалтерской отчетности;
- мониторинг официальных сайтов Минфина России, ФСС РФ, Пенсионного фонда, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, сайтов органов исполнительной власти Пензенской области и многих других в целях, в числе прочего, своевременного консультационного и методологического сопровождения учреждений;
- анализ своевременности и правильности размещения информации учреждениями на официальном сайте для размещения информации о государственных учреждениях (www.bus.gov.ru);
- организация совещаний, семинаров, консультаций и видеоконференций для учреждений в части методологической и организационной помощи в осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности, в том числе ведения бухгалтерского учета; подготовка при необходимости методических пособий, докладов и т. д.
Для нужд министерства мы изучаем все закупки основных средств учреждениями и готовим ежемесячный анализ. Также исследуем и анализируем все уплаченные учреждениями штрафы, пени и иные санкции.
Из ЕС БУ ежемесячно осуществляется выгрузка данных бухгалтерского учета и заработной платы в сервис АХД2 (в части обеспечения информацией Единой государственной информационной системы здравоохранения Российской Федерации).
На основании получаемых данных подготавливаются презентационные материалы для проводимых министерством коллегий и совещаний. При наличии поручений руководства мы осуществляем проверку на местах регистров учета и первичной документации в учреждениях.
— А что представляют собой закрытые источники информации?
— Расскажу про организацию работы в этой области в целом. В своей деятельности для выполнения возложенных на него функций отдел пользуется как закрытыми, так и открытыми источниками информации.
Открытыми источниками информации являются официальные сайты органов власти федерального и регионального уровней, сайты государственных учреждений Пензенской области, официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок, официальный интернет-портал правовой информации, Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и другие.
Закрытыми источниками информации являются Единая система бухгалтерского учета здравоохранения Пензенской области, построенная на базе программного обеспечения АС «Смета — Централизованная бухгалтерия», программный комплекс «СВОД-СМАРТ» (в котором в электронном виде формируется бухгалтерская и бюджетная отчетность государственных учреждений Пензенской области), комплексная система исполнения бюджета Пензенской области «АЦК-Финансы».
— Алексей Владимирович, какие промежуточные результаты принесла централизация?
— Перед нами стоит еще много задач, и хотелось бы отметить, что работа отдела постоянно совершенствуется и развивается. Повысилось качество учета и отчетности учреждений, их деятельность стала более прозрачной для министерства и внешних пользователей, работники бухгалтерских служб стали более дисциплинированными, а ЕС БУ позволила оптимизировать их численность. Но на этом мы точку не ставим, так как работы предстоит еще очень много.
[1] См. № 7/2016, с. 44–46.