Порядок определения размера субсидий и их возврат
Источником финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждения служат выделенные ему субсидии на финансовый год. Остановимся подробнее на порядке определения размера субсидий образовательному учреждению и их возврата в соответствующий бюджет.
Порядок предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания из федерального бюджета и местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ установлены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии по госзаданию автономное учреждение может расходовать в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на цели, ради которых оно создано, только если достигнет показателей задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги или работы (ч. 3.15 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174?ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174?ФЗ) и ч. 17 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Для федеральных автономных и бюджетных учреждений обязанность возврата остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей объема, а также остатков субсидии на иные цели, потребность в которых не была подтверждена, установлена частью 2 статьи 5 Закона от 3 ноября 2015 г. № 301?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».
Предоставление субсидии
Предоставление из бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления из федерального бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В соглашении прописывают порядок и условия предоставления субсидии. Требования к содержанию соглашения установлены пунктом 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. При этом неотъемлемой частью соглашения о финансовом обеспечении является график перечисления субсидий, который устанавливает размер и срок перечисления субсидии.
Объем субсидии на выполнение государственных услуг рассчитывается исходя из нормативных затрат, где общие требования утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее — Приказ № 104н).
Нормативные затраты рассчитывают на единицу объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов.
В базовый норматив включают затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды: на зарплату и страховые взносы на зарплату сотрудников (административно-управленческий персонал, вспомогательный, технический персонал), на приобретение материальных запасов, ОЦДИ с учетом срока полезного использования, услуги связи, приобретение транспортных услуг и на прочие общехозяйственные нужды. При определении базового норматива применяют нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время сотрудников, материальные запасы, топливо и другие ресурсы, которые используются для оказания услуги), которые берутся из ГОСТов, СНиПов, федеральных стандартов и регламентов (паспортов) оказания государственных услуг.
К базовому нормативу применяют корректирующий коэффициент, который состоит из:
- территориального корректирующего коэффициента на оплату труда, коммунальных услуг и содержания недвижимого имущества. Этот коэффициент устанавливает учредитель;
- отраслевого корректирующего коэффициента, отражающего отраслевую специфику государственной услуги. Его устанавливает Правительство РФ.
Расчет нормативных затрат и базовых нормативных затрат приведен в разделе 2 общих требований Приказа № 104н.
Например, при проверке правильности применения корректирующих коэффициентов в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 25 апреля 2014 г. № 371 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 29.12.2012 № 966» уставлено, что на 2015 год ГБОУ Детский сад компенсирующего вида установлен корректирующий коэффициент на осуществление присмотра и ухода за детьми, осваивающими программы дошкольного образования, — 1,33. Однако при расчете субсидии дирекцией применялся коэффициент 1,22 (например, коэффициент, установленный для центра развития ребенка — детского сада).
В связи с неверным применением корректирующих коэффициентов дирекцией при расчете размера субсидии образовательное учреждение было недофинансировано.
Образовательные стандарты регламентируются приказами Минобрнауки России. Например, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определены следующими приказами:
- от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Определены и утверждены федеральные стандарты по направлениям обучения и типу образования:
- федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;
- федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В уставе учреждений определены источники финансового обеспечения деятельности. К ним относятся субсидии, предоставляемые из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели, доходы, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, и иные источники в рамках действующего законодательства.
Отметим, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Субсидии на выполнение государственного задания учреждению подразделяются на:
- оказание государственных услуг;
- выполнение государственных работ.
Оказание государственных услуг включает в себя реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, среднего (полного) общего образования, содержание и воспитание обучающихся в группе продленного дня, дополнительные программы общеразвивающей направленности.
Выполнение государственных работ включает в себя:
- организацию процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования;
- организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности организаций и их работников;
- организацию процедуры проведения промежуточной аттестации лиц, освоивших основные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования либо обучавшихся по образовательной программе, не имеющей государственной аккредитации;
- организацию процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования;
- проведение семинаров, круглых столов, совещаний, конференций, телемостов, форумов, стратегических сессий, симпозиумов, смотров-конкурсов, выставок по охране труда, участие в организации и проведении научно-практических конференций, мастер-классов;
- работу по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, любительских объединений.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Для содержания имущества устанавливается норматив расхода на одного обучающегося.
Например, для образовательных учреждений города Москвы такой норматив устанавливает приказ Департамента образования г. Москвы от 27 ноября 2013 г. № 807 «Об утверждении нормативов и порядка расчета объема расходов на содержание имущества образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализующих отдельные образовательные программы», который варьируется в зависимости от образовательной программы от 1 800 до 19 000 рублей.
Например, объем дополнительного финансирования государственных общеобразовательных учреждений на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся, осваивающих программы основного общего, среднего общего образования в данных организациях, в соответствии с приказом Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» определяется по следующей формуле:
V1 = (К1 × 75 % × N1) : 2 + (К2 × 75 % × N2) : 2 + (К3 × 75 % × N3) : 2,
где V1 — объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной общеобразовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;
К1 — количество обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, человек;
N1 — расчетная сумма дополнительного финансирования на одного обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, тыс. рублей;
К2 — количество обучающихся, осваивающих программы основного общего образования, человек;
N2 — расчетная сумма дополнительного финансирования на одного обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, тыс. рублей;
КЗ — количество обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, человек;
N3 — расчетная сумма дополнительного финансирования на одного обучающегося, осваивающего программы среднего общего образования, тыс. рублей.
Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельным размерам расходов образовательной организации на одного обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, — 2,0.
Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов применяется корректирующий коэффициент к предельному размеру расходов образовательной организации на одного обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, — 3,0.
Пример
Бюджетному образовательному учреждению на выполнение государственной работы по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, любительских объединений рассчитана субсидия в сумме 10 168 500,00 рублей. При проверке правильности расчета суммы установлено, что учреждению субсидия рассчитана больше на 22 500,00 рублей.
Данные для расчета приведены в таблице.
Норматив (руб.) | Ступень (образов.) | Контингент (чел.) | Сумма (руб.) | Инвалиды с общим забол. (чел.) | Сумма (руб.) | Инвалиды с забол. ОДА (чел.) | Сумма (руб.) | |
1 | 12 000,00 | Начальное | 716 | 3 222 000,00 | 6 | 54 000,00 | 3 | 40 500,00 |
2 | 16 000,00 | Основное | 818 | 4 908 000,00 | 8 | 96 000,00 | 1 | 18 000,00 |
3 | 20 000,00 | Среднее | 233 | 1 747 500,00 | 4 | 60 000,00 | 0 | 0,00 |
Итого: | 1767 | 9 877 500,00 | 18 | 210 000,00 | 4 | 58 500,00 | ||
Всего: | 10 146 000,00 |
Расчет стоимости государственной работы творческих коллективов, студий, кружков произведен следующим образом:
3 222 000 руб. = (716 чел. × 75 % × 12 000 руб.) : 2;
4 908 000 руб. = (818 чел. × 75 % × 16 000 руб.) : 2;
1 747 500 руб. = (233 чел. × 75 % × 20 000 руб.) : 2.
Инвалиды с общим заболеванием
54 000 руб. = 2 × ((6 чел. × 75 % × 12 000 руб.) : 2);
96 000 руб. = 2 × ((8 чел. × 75 % × × 16 000 руб.) : 2);
60 000 руб. = 2 × ((4 чел. × 75 % × × 20 000 руб.) : 2).
Инвалиды с заболеванием опорно-двигательного аппарата
40 500 руб. = 3 × ((3 чел × 75 % × × 12 000 руб.) : 2);
18 000 руб. = 3 × ((1 чел. × 75 % × × 16 000 руб.) : 2).
Возврат субсидии
Возврат части средств субсидии на выполнение государственного задания (далее — субсидия) производится после представления автономным или бюджетным учреждением учредителю отчета о выполнении государственного (муниципального) задания за 2015 год. Это указано в абзаце 2 пункта 33 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Постановление № 1456).
Процедура возврата средств субсидии производится после представления учреждением годового отчета о выполнении государственного задания. В нем учредитель может установить факт выполнения данного задания в меньшем объеме или с недостаточным качеством.
В случае установления учредителем недостижения плановых показателей учредитель принимает решение об объемах субсидии, подлежащих возврату в доход соответствующего бюджета, и в течение 30 календарных дней после получения годового отчета учреждения направляет ему письменное требование о возврате средств субсидии. Учреждению (автономному, бюджетному) необходимо в течение 10 календарных дней с момента поступления письменного требования учредителя вернуть соответствующую часть субсидии в соответствующий бюджет.
В отношении федеральных учреждений сроки возврата установлены пунктом 33 Постановления № 1456, а для субъектов РФ и муниципальных образований сроки возврата определяются нормативными актами на местах. Например, для Свердловской области принято постановление правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 г. № 1214-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 77-ПП «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и примерной формы соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 1214?ПП).
Денежные средства могут возвращаться в бюджет соответствующего уровня:
- неиспользованные остатки субсидии, выданной на выполнение задания в 2015 году, в тех случаях, когда средства субсидии полностью не израсходованы из-за уменьшения объема предоставленных услуг либо снижения их качества, а значит, и стоимости (по сравнению с установленным нормативом затрат);
- за счет средств от приносящей доход деятельности. Данный способ используется в том случае, если средства субсидии по итогам 2015 года использованы полностью, а установленные в задании показатели объема и (или) качества не достигнуты.
Однако до полного возмещения излишне израсходованных средств субсидии некоторые субъекты установили возврат за счет экономии расходования субсидии, выданной на текущий год, либо за счет доходов от платной деятельности. Например, такие требования устанавливает Свердловская область в Постановлении № 1214?ПП.