Госзакупки. Интересные моменты
При заключении контракта следует предусмотреть много разных факторов. В статье рассмотрены ситуации, которые встречаются хотя и нечасто, но имеют большое значение.
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственным контрактом на поставку оборудования для государственного заказчика установлено, что срок исполнения обязательств по контракту истекает 31 августа в 18:00. Должен ли государственный заказчик при расчете размера пени учитывать просрочку в часах?
В силу части 1 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, в которых извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В части 7 статьи 34 Закона № 44?ФЗ прописано начисление пени за нарушение срока исполнения контракта. Она рассчитывается за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения. Размер пени устанавливается в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее — Правила № 1063). Величина пени должна быть не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7 ст. 34 Закона № 44?ФЗ).
В пункте 6 Правил № 1063 поддержаны положения Закона № 44?ФЗ и приведена формула, по которой определяется размер пени:
П = (Ц — В) × С,
где:
Ц — цена контракта;
В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С — размер ставки.
При этом Правилами № 1063 не определен вопрос расчета пени в случае, если срок исполнения обязательств по контракту установлен в часах, а не днях.
Минфин России в письме от 11 декабря 2014 г. № 02-02-04/63862 «О порядке применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44?ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части определения размера ответственности по контракту» разъяснил, что если в контракте срок исполнения обязательств установлен в часах, то и просрочка исполнения соответствующего обязательства должна рассчитываться исходя из просроченного временного периода. То есть временной промежуток просрочки «ДП» (количество дней просрочки) и «ДК» (срок исполнения обязательства по контракту (количество дней)), определяемый в соответствии с Правилами № 1063, должен быть рассчитан исходя из того, что 1 день это 24 часа.
Таким образом, если в контракте срок исполнения обязательств установлен в часах, то просрочка их исполнения учитывается заказчиком. Для этого показатели «ДП» и «ДК», которые используются в формуле расчета размера пеней, должны определяться исходя из того, что один день равен 24 часам.
Соответствует ли бюджетному законодательству положение контракта муниципального казенного учреждения (заказчика), созданного внутригородским районом на выполнение работ, согласно которому их финансирование будет осуществляться одновременно из двух источников: бюджета городского округа и бюджета внутригородского района?
В статье 28 Бюджетного кодекса приведен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. Среди этих позиций — самостоятельность бюджетов.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса принцип самостоятельности бюджетов означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением (ст. 15 БК РФ).
Как разъяснено в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 02-13-11/285, учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьи 31 Бюджетного кодекса, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.
А что говорят судьи? Например, в решении Омского УФАС России от 11 июня 2013 г. № 03-10.1/169-2013 орган контроля в области государственного и муниципального заказа установил, что в нарушение принципа самостоятельности бюджетов комиссия заказчика — администрации муниципального образования — в аукционной документации открытого аукциона в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрела, что финансирование данного заказа будет осуществляться одновременно за счет средств районного бюджета и бюджета сельского поселения. Суд указал, что в силу статьи 31 Бюджетного кодекса недопустимо исполнение расходных обязательств одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Из анализа вышеизложенного и положений статьи 15 Бюджетного кодекса о том, что бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района, следует вывод, что бюджет городского округа с внутригородским делением и бюджет входящего в него внутригородского района являются самостоятельными бюджетами. Следовательно, положение контракта муниципального казенного учреждения (заказчика), созданного внутригородским районом на выполнение работ, согласно которому финансирование работ будет осуществляться одновременно за счет бюджета городского округа и бюджета внутригородского района, не соответствует законодательству.