Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
Вопрос: Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете стоимости выбытия объекта капитального строительства и земельного участка, изъятого для его строительства, при безвозмездной передаче в рамках межбюджетных отношений.
Ответ: Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.
Вместе с тем расходы, произведенные в рамках бюджетных инвестиций, в том числе затраты на выкуп земельного участка, приобретенного для строительства объекта капитального строительства (предусмотренного сводным сметным расчетом на строительство указанного объекта), формируют фактические вложения в объект капитального строительства.
Таким образом, если расходы по приобретению указанного земельного участка отличаются от оценки его кадастровой стоимости, земельный участок, приобретенный путем выкупа для целей реализации бюджетных инвестиций, следует принимать по кадастровой стоимости.
При этом превышение фактических расходов на изъятие земельного участка над кадастровой стоимостью земельного участка путем выкупа, по нашему мнению, следует относить на увеличение фактических вложений в объект капитального строительства, возводимый в рамках бюджетных инвестиций.
В бюджетном учете указанные операции следует отражать следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 13 330
«Увеличение вложений в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения»
— принятие к учету земельного участка по кадастровой стоимости на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, приобретенного путем выкупа;
Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 106 13 430
«Уменьшение вложений в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения»
— увеличение фактических вложений в объект строительства на сумму превышения фактических затрат на изъятие земельного участка путем выкупа кадастровой стоимости земельного участка.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Вопрос: Какой порядок отражения показателей кодов бюджетной классификации Российской Федерации в
Ответ: В соответствии с пунктом 235 Инструкции № 157н для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, предназначен счет 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».
В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Принимая во внимание характер средств, перечисляемых в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях, вышеуказанные выплаты по своей экономической сущности не являются расходами учреждения.
В соответствии с положениями раздела V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога), в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») классификации операций сектора государственного управления.
Таким образом, в
Операции с указанными средствами отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 00 00000 00 0000 510 2 210 05 560
«Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов»
Кредит 00 00 000000 0000 610 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (вид ФО 2; аналитический код вида источников (выбытия) 00 00 00000 00000 610; КОСГУ 610);
Дебет 00 00 000000 0000 510 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 00 00000 00 0000 610 2 210 05 660
«Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов»
— возврат на расчетный счет учреждения залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (вид ФО 2; аналитический код вида источников (поступления) 00 00 00000 00000 510; КОСГУ 510);
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Вопрос: В апреле 2016 года составлен акт приема-передачи движимого имущества (компьютера) по факту передачи его казенному учреждению. Амортизация в акте указана на дату его составления. Решение органа, наделенного полномочиями принимать решение о распоряжении областным имуществом, подписано в мае 2016 года. Кто должен доначислить амортизацию за апрель 2016 года (передающая или принимающая сторона) и какими документами это оформить?
Ответ: Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями) оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт о приеме-передаче (ф. 0504101)). В рамках формирования учетной политики учреждение вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) является первичным документом, на основании которого оформляются записи в учете учреждения, отражающие операции по приему-передаче движимого имущества. В то же время решение о движении имущества принимает орган, наделенный соответствующими полномочиями. Как следует из вопроса, акт был составлен в апреле, процедура передачи в этом месяце не произошла, да и решение подписано только в мае. То есть у принимающей стороны не было оснований принять к учету компьютер в апреле.
Таким образом, амортизацию за апрель 2016 года должна начислить и отразить в учете на основании Бухгалтерской справки (код формы 0504833) — первичного учетного документа, содержащего сведения об указанной операции, передающая сторона.
Сведения об амортизации, начисленной за апрель, учреждение, получившее компьютер, принимает к учету на основании Извещения (ф. 0504805), в котором отражены необходимые сведения об имуществе.
Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос: Каков порядок бухгалтерского учета автономным учреждением операций по перечислению части денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, в доход федерального бюджета?
Ответ: Согласно Указаниям № 65н, перечисление средств в бюджет осуществляется по коду видов расходов бюджета 853 «Уплата иных платежей» в увязке в целях бухгалтерского учета со статьей КОСГУ 290 «Прочие расходы».
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н), начисление обязательств по перечислению части денежных средств, полученных автономным учреждением от приносящей доход деятельности, в доход бюджета необходимо отражать следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 2 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 2 303 05 000
«Расчеты по прочим платежам в бюджет»
— начисление обязательств по перечислению части денежных средств в доход бюджета;
Дебет 2 303 05 000
«Расчеты по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— перечисление денежных средств в доход бюджета в счет исполнения принятых обязательств.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения начисление страховых взносов на суммы грантов, полученных физическими лицами и находящихся у учреждения во временном распоряжении?
Ответ: В соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями (РФФИ) с грантополучателями — физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантодателем, грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения.
Пунктом 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предусмотрен счет 030401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».
В связи с тем что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются и на определенных условиях в соответствии с соглашением подлежат перечислению по назначению (по указаниям грантодателя), указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении.
Согласно пункту 73 Инструкции № 183н осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается следующей записью:
Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 201 11 610, 3 201 34 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия средств из кассы учреждения».
Обратите внимание! В Инструкции № 183н не предусмотрено ведение учета по назначениям выплат (перечислений).
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. При этом актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета, в том числе забалансовые счета, для ведения синтетического и аналитического учета.
Автономное учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение дополнительного аналитического учета начислений страховых взносов на выплаты, производимые за счет средств, находящихся у учреждения во временном распоряжении, на забалансовых счетах.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор