Вопросы по налогам и госзакупкам
Организация выдала физическим лицам, которые не являются ее работниками, подарки стоимостью свыше 4 тыс. рублей. Соответственно данная организация не может удержать и перечислить НДФЛ. Данная организация в отношении указанных физических лиц подала в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ с признаком 2. Организация при этом не подала в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ с признаком 1, так как новой информации в них не будет.
Обязана ли организация представлять в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ с признаком 1, если она уже подала справку по форме 2-НДФЛ с признаком 2 и новой информации в первой содержаться не будет?
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
На основании пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 данной статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма 2-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@ (далее — Приказ № ММВ-7-11/485@).
В силу пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В Порядке по заполнению формы 2-НДФЛ, утвержденном Приказом № ММВ-7-11/485@, указывается, что в поле «признак» проставляется цифра 1 — если справка представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, и цифра 2 — если справка представляется в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса.
Таким образом, при наличии оснований справка по форме 2-НДФЛ с признаком 1 подается в налоговый орган вне зависимости от подачи справки по форме 2-НДФЛ с признаком 2 и ее содержания.
Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 7 марта 2014 г. № 20-15/021334 разъясняется, что в справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком 1, указываются общие суммы доходов и исчисленного налога, включающие доходы и исчисленную сумму налога, отраженную в справке с признаком 2, суммы удержанного и перечисленного налога, а также сумма налога, не удержанная налоговым агентом, которая ранее была отражена в справке с признаком 2. Представление справки с признаком 2 не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком 1.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм и позиции официальных органов, следует, что организация в любом случае должна представить справку по форме 2-НДФЛ с признаком 1, так как представление справки по форме 2-НДФЛ с признаком 2 не освобождает ее от обязанности подать справку по указанной форме с признаком 1.
Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственное казенное учреждение занимается оказанием платных услуг, что закреплено в его учредительном документе. За оказание таких услуг казенное учреждение получает доход. При этом такие услуги не включены в перечень государственных и муниципальных услуг.
Подлежит ли такой доход учреждения налогообложению налогом на прибыль организации?
В статье 6 Бюджетного кодекса регламентировано, что казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
Обратите внимание, что данная норма Налогового кодекса действует в редакции Закона от 24 ноября 2014 г. № 366?ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая применяется с 1 января 2015 года.
Таким образом, с 1 января 2015 года доход казенного учреждения от оказания платных услуг не облагается налогом на прибыль организации, если право заниматься такой деятельностью закреплено в учредительных документах такого учреждения. При этом не важно, включены ли такие услуги в перечень государственных или муниципальных.
Обратимся к рассмотрению позиции официальных органов по данному вопросу.
Так, в письме Минфина России от 12 мая 2015 г. № 03-03-06/4/27177 указывается, что, если в учредительном документе предусмотрено право казенного учреждения осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы казенного учреждения, полученные от оказания платных услуг, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
В рассматриваемой ситуации доход казенного учреждения не подлежит налогообложению налогом на прибыль организации, что соответствует позиции официальных органов по данному вопросу.
Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
Просим разъяснить вопрос применения НДС при реализации казенным учреждением имущества, составляющего муниципальную казну.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Вышеуказанный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации имущества, составляющего муниципальную казну, применяется в том числе при реализации указанного имущества казенным учреждением.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не облагаются НДС операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом от 22 июля 2008 г. № 159?ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, на основании подпункта 9.3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не облагается НДС передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Обязателен ли посадочный талон для документального подтверждения в целях налога на прибыль командировочных расходов на приобретение авиабилета?
В силу нормы статьи 252 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли организаций является авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами.
На основании пункта 84 приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может быть указана другая информация.
Учитывая, что посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс, документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только авиабилет, но и посадочный талон.
Приобретение авиабилета в документарной или бездокументарной форме само по себе не может служить документальным подтверждением факта использования услуги воздушной перевозки.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Как предоставляется имущественный вычет по НДФЛ, если работник обратился к работодателю не с первого месяца налогового периода?
Имущественные налоговые вычеты, предоставляемые физическим лицам, предусмотрены пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса.
Согласно положениям пункта 8 статьи 220 Налогового кодекса имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 данной статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю — налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на такие вычеты налоговым органом по установленной форме.
В соответствии со статьями 210 и 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 226 Налогового кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса, начисленным за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода.
Порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм НДФЛ установлен статьей 231 Налогового кодекса.
Возврат удержанных налоговым агентом сумм налога до получения от налогоплательщика письменного заявления о предоставлении имущественных налоговых вычетов и подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение указанных вычетов на основании статьи 231 Налогового кодекса невозможен, поскольку правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Вправе ли государственное бюджетное учреждение осуществлять закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности?
Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) (ч. 1 ст. 15 Закона № 44?ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 44?ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223?ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223?ФЗ и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона № 223?ФЗ за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор