Расчеты между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением
Рассмотрим изменения в части расчетов между учреждением и учредителем, отраженные Минфином России в письме от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436 (далее — письмо № 02-06-07/19436).
Счета для расчетов
Вопросы учета и отчетности по расчетам между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением регулируют:
- Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н;
- Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н;
- Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н;
- Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.
Для расчетов по субсидиям на выполнение госзадания вместо счета 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» применяется счет 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг». Соответственно учредитель для расчетов по субсидии на госзадание применяет счет 0 302 41 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». Отметим, что в части субсидий на иные цели и субсидий на капитальное строительство счета учета не поменялись (см. рисунок 1).
В части финансового результата — идентичные изменения по субсидиям на госзадание: в счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» теперь отражается код КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» вместо применявшегося ранее кода КОСГУ 180 «Прочие доходы» (см. рисунок 2).
По учету остатков субсидий произошли довольно значительные изменения. Это прежде всего касается учреждения: если раньше неиспользованные остатки отражались на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», то сейчас учреждением эти остатки отражаются на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с аналитическим кодом по госзаданию 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», код аналитики по субсидии на иные цели и капстроительство не изменился — это 180 «Прочие доходы». Соответственно учредитель отражает остатки по субсидии на госзадание на счете 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», по субсидии на иные цели и капстроительство — на счете 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (см. рисунок 3).
Основные бухгалтерские записи по операциям с субсидиями между учреждениями и учредителем
Расчеты по предоставлению субсидий на выполнение госзадания
Начисление учреждением доходов по субсидии
Можно использовать два варианта отражения в учете расчетов по начислению субсидии.
Первый вариант — через использование доходов будущих периодов. Этот вариант используется в случае, если соглашение на получение субсидии заключается до начала года получения субсидии. Например, соглашение на предоставление субсидии на 2017 год заключается в 2016 году. В 2016 году делаются записи по счету 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг», а в 2017 году по факту наступления даты получения субсидии отражается перенос показателей со счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» на счет 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (см. рисунок 4).
Второй вариант: заключение соглашения на предоставление субсидии осуществляется в текущем году. Здесь все происходит на основании даты получения субсидии, которая определена соглашением (см. рисунок 5).
Начисление учредителем расходов по предоставлению субсидии
В части учредителя расходы на предоставление субсидии на госзадание начисляются только одним способом — в виде расходов текущего финансового года без использования счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». По наступлении даты перечисления субсидий в соответствии с соглашением учредитель начисляет расходы (см. рисунок 6).
Возврат субсидий на выполнение госзадания
Новая норма, которая была приведена в письме № 02-06-07/19436. Здесь что нового? Не нужно сторнировать ранее признанные доходы, а отдельной бухгалтерской записью отражается начисление задолженности учреждения по возврату субсидии (см. рисунок 7).
Обратите внимание, что возврат осуществляется только по факту недостижения показателей, которые были установлены для учреждения.
Идентичным образом сам учредитель также начисляет отдельной бухгалтерской записью у себя в учете доходы от возврата учреждением субсидии на выполнение госзадания, используя счет 1 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» (см. рисунок 8).
Обратите внимание, что с 2016 года Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н введен отдельный код бюджетной классификации, которого раньше не было. Это 113 ХХХХХХХ ХХХХ 130 с соответствующим кодом подвида доходов.
Расчет субсидии на иные цели
В части расчетов по субсидии на иные цели непосредственно сами расчеты, бухгалтерские записи, отражающие эти расчеты, не изменились. Как прежде, учредителем используется счет 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» для отражения перечисляемых в виде аванса средств учреждению, а затем на основании отчета принимаются расходы. У учреждения зеркальным образом: сначала получают средства и на основании отчета начисляют доходы.
Бухгалтерские записи по предоставлению субсидии на иные цели отражены на рисунке 9.
Неиспользованные остатки целевых субсидий
На определенном этапе может быть сформирован остаток неиспользованной субсидии. В части остатка как раз и произошло уточнение: если сформировался неиспользованный остаток целевой субсидии, то вначале первой бухгалтерской записью нужно этот остаток перевести со счета 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» на счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Для этого используется код аналитики 180 «Прочие доходы». Зеркальным образом учредитель также у себя в учете производит переквалификацию неиспользованного остатка учреждением субсидии со счета 0 206 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» на счет 0 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам». Такие записи должны происходить одномоментно и отражать перевод субсидии из одной категории в другую. При этом обращаем внимание, что перевод остатков на указанные счета осуществляется в году, следующем за годом предоставления субсидии (см. рисунок 10).
Что делать с остатком неиспользованной целевой субсидии? Допустимы два варианта. Первый. Учреждение, не перечисляя остаток в доход бюджета, подтверждает у своего учредителя потребность в использовании этих средств в следующем году. Это положение ранее было характерно для федеральных учреждений. На рисунке 11 приведены бухгалтерские записи, отражающие подтверждение потребности в целевых средствах, если они в доход бюджета не возвращались. Основанием должно быть подтверждение учредителем потребности в использовании остатка в следующем году.
Второй вариант — это непосредственно перечисление остатка в бюджет. После принятия решения о подтверждении потребности в этом остатке он перечисляется назад учреждению (см. рисунок 12).
Возврат субсидий при выявлении нецелевого использования
Новая норма, которая касается возврата целевых субсидий, если были выявлены нарушения порядка использования этих средств либо нарушения в части нецелевого использования. Например, учреждение получило субсидию, потратило, отчиталось учредителю, расчеты завершены. Но по результатам проверки учреждению предписано вернуть часть субсидии в бюджет. В этом случае не нужно делать никаких корректирующих записей по ранее принятым расходам. Нужно начислить доходы (см. рисунок 13).
При этом следует отметить, что в настоящее время не урегулирован вопрос, за счет каких источников перечислять данные средства.