Учет, отчетность и кассовые операции: разъяснения Казначейства России
Особенности бюджетного и казначейского учета по кассовому исполнению и обслуживанию бюджета и операций со средствами учреждений вызывают множество вопросов у бухгалтеров. На них ответит Евгений Николаевич ВАСИЛЬЕВ, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства.
Учет бюджетных и денежных обязательств
С 2017 года органами Федерального казначейства будет осуществляться ведение бюджетного учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и учреждений, которым переданы полномочия получателя средств федерального бюджета (далее при совместном упоминании — получатели средств федерального бюджета). При этом ведение бюджетного учета будет осуществляться органами Федерального казначейства одновременно (в параллельном режиме) с получателями средств федерального бюджета.
Постановка органами Федерального казначейства на учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета будет осуществляться в порядке, установленном приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета».
Так, получателями средств федерального бюджета в целях постановки на учет в органе Федерального казначейства по месту своего обслуживания принятых (принимаемых) бюджетных и денежных (авансовых денежных) обязательств будут представляться следующие первичные учетные документы:
- Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101);
- Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102).
На основании указанных первичных учетных документов органами Федерального казначейства будут учитываться принимаемые бюджетные обязательства, принятые бюджетные обязательства, принятые денежные обязательства.
Дополнительно органами Федерального казначейства будут учитываться:
- авансовые денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- исполненные денежные обязательства — денежные обязательства, расчеты по которым завершены (см. рисунок 1).
В то же время отложенные бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета органами Федерального казначейства учитываться не будут.
В целях обеспечения нормативной регламентации порядка отражения в бюджетном учете органов Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств планируется внесение соответствующих изменений в приказы Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Кроме того, Минфином России планируется подготовка системных разъяснений для Федерального казначейства, в соответствии с которыми органами Федерального казначейства и будет осуществляться учет бюджетных и денежных обязательств в установленном выше порядке. Вместе с тем на 2017 год не планируется внесение изменений в порядок отражения в бюджетном учете получателями бюджетных средств бюджетных и денежных обязательств.
Отражение бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства в бюджетном учете планируется осуществлять с применением как счетов, используемых в настоящее время (счет 50201 «Принятые обязательства», 50202 «Принятые денежные обязательства», 50207 «Принимаемые обязательства»), так и вновь вводимых счетов: 50203 «Принятые авансовые денежные обязательства», 50204 «Авансовые денежные обязательства к исполнению», 50205 «Исполненные денежные обязательства». При этом счет 50209 «Отложенные обязательства» органами Федерального казначейства применяться не будет (рисунок 2).
Счет 50203 «Принятые авансовые денежные обязательства» предназначен для учета органами Федерального казначейства сумм обязательств, возникающих у контрагентов — юридических и физических лиц по уплаченным им получателями средств федерального бюджета авансовым платежам, предусмотренным условиями государственных контрактов, договоров.
Счет 50204 «Авансовые денежные обязательства к исполнению» предназначен для учета органами Федерального казначейства сумм денежных обязательств по уплате получателями средств федерального бюджета контрагентам — юридическим и физическим лицам авансовых платежей, предусмотренных условиями государственных контрактов, договоров.
Счет 50205 «Исполненные денежные обязательства» предназначен для учета органами Федерального казначейства сумм денежных обязательств, исполненных получателями средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Проект учетной модели бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства представлен в таблице 1.
Таблица 1
Ведение бюджетного учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства с 2017 года
№ п/п | Содержание операции | Документ | Дебет | Кредит |
1 | Доведение лимитов бюджетных обязательств на текущий год | Расходное расписание | 1 501 15 000 | 1 501 13 000 |
2 | Опубликовано извещение об осуществлении закупки | Сведения о бюджетном обязательстве | 1 501 13 000 | 1 502 17 000 |
3 | Заключение контракта | Сведения о бюджетном обязательстве | 1 502 17 000 | 1 502 11 000 |
4 | Принятие к учету обязательства по предоставлению авансового платежа | Сведения о денежном обязательстве | 1 502 13 000 | 1 502 14 000 |
5 | Перечислен авансовый платеж исполнителю по контракту | Платежное поручение | 1 502 14 000 | 1 502 15 000 |
6 | Заказчику представлен акт выполненных работ по контракту | Сведения о денежном обязательстве | ||
6.1 | Принятие к учету общей суммы денежного обязательства | 1 502 11 000 | 1 502 12 000 | |
6.2 | Зачет суммы ранее предоставленного авансового платежа | 1 502 12 000 | 1 502 13 000 | |
7 | Погашение суммы денежного обязательства | Платежное поручение | 1 502 12 000 | 1 502 15 000 |
На основании учетных данных по бюджетным и денежным обязательствам органами Федерального казначейства будет составляться Отчет о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Отчет о бюджетных и денежных обязательствах) по форме, проект которой представлен на рисунке 3.
Периодичность составления и представления данного отчета органами Федерального казначейства будет установлена месячная и годовая.
При этом для органов Федерального казначейства планируется установить два варианта составления и представления Отчета о бюджетных и денежных обязательствах:
1. Первичный отчет — отчет, составляемый органом Федерального казначейства на основании учетных данных по бюджетным и денежным обязательствам каждого получателя средств федерального бюджета, лицевые счета которому открыты в этом же органе Федерального казначейства. Данный отчет представляется органом Федерального казначейства каждому получателю бюджетных средств.
2. Сводный отчет — отчет, составляемый органом Федерального казначейства на основании учетных данных по бюджетным и денежным обязательствам всех получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которым открыты в этом же органе Федерального казначейства. Данный отчет представляется органом Федерального казначейства в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства для формирования сводных отчетов и их дальнейшего представления в Федеральное казначейство и главным распорядителям средств федерального бюджета.
Особенности отражения при реорганизации (упразднении)
Отражение в бюджетном (казначейском) учете органов Федерального казначейства операций по передаче (принятию) показателей лицевых счетов участников бюджетного процесса, бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (далее при совместном упоминании — клиенты) при их реорганизации (упразднении) или переводе на обслуживание из одного органа Федерального казначейства в другой осуществляется на основании актов приемки-передачи показателей лицевых счетов соответствующих форм, утвержденных приказами Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» и Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее — акт приемки-передачи).
В то же время при проведении органами Федерального казначейства операций по передаче и принятию учетных данных по лицевым счетам клиентов и их отражении в бюджетном (казначейском) учете возникают ситуации, при которых суммы по отдельным показателям лицевых счетов, которые отражены в аналитическом учете органа Федерального казначейства, не соответствуют суммам идентичных показателей, которые отражены в бюджетном (казначейском) учете, поскольку в бюджетном (казначейском) учете органа Федерального казначейства не подлежат отражению отдельные операции, проводимые при кассовом исполнении федерального бюджета, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведении операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, в соответствии с положениями письма Федерального казначейства от 6 июня 2013 г. № 42-7.4-05/2.2-333.
Учитывая данные особенности, в целях обеспечения корректного отражения в бюджетном (казначейском) учете учетных данных по лицевым счетам клиентов при их реорганизации (упразднении) органам Федерального казначейства, осуществляющим передачу учетных данных по лицевым счетам клиентов, необходимо направлять в соответствующие органы Федерального казначейства, осуществляющие принятие учетных данных по лицевым счетам клиентов, дополнительно к актам приемки-передачи информацию о показателях лицевых счетов клиентов и суммах по ним, подлежащих отражению в бюджетном (казначейском) учете.
Указанную информацию необходимо формировать органу Федерального казначейства, осуществляющему передачу учетных данных по лицевому счету клиента, в произвольной форме (на основании данных акта приемки-передачи и лицевого счета клиента) и письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) направлять в орган Федерального казначейства, осуществляющий принятие учетных данных по лицевому счету клиента.
Кроме того, в данной информации при наличии необходимости допускается указание дополнительных сведений и аналитических показателей, которые необходимы для корректного отражения учетных данных по лицевому счету клиента в бюджетном (казначейском) учете органа Федерального казначейства, осуществляющего принятие учетных данных по лицевому счету клиента.
При этом в рамках подготовки и внедрения новой учетной модели Федерального казначейства по казначейскому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и юридических лиц в соответствии с положениями приказа Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227 «Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года» планируется изменение порядка документального оформления и отражения в казначейском учете операций при передаче учетных данных клиентов органов Федерального казначейства при их реорганизации (упразднении) или переводе на обслуживание из одного органа Федерального казначейства в другой.
Ведомость учета внутренних расчетов (ф. 0504061)
Ведение аналитического учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, учитываемых органами Федерального казначейства на счетах бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов, осуществляется в Ведомости учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета (ф. 0504061) (далее — Ведомость), формируемой в порядке, установленном приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» с учетом следующих особенностей.
Формирование органами Федерального казначейства Ведомости должно осуществляться ежедневно отдельно по каждому счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов при наличии учетных данных по нему (за исключением случаев, когда в соответствии с разъяснениями Федерального казначейства формирование органами Федерального казначейства Ведомости по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов по отдельным операциям не осуществляется).
При завершении отчетного финансового года органы Федерального казначейства осуществляют формирование Ведомости за каждый день дополнительного периода отчетного финансового года при наличии учетных данных по счетам бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов. При этом операции по заключению счетов бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов подлежат отражению в отдельной Ведомости, сформированной за последний день дополнительного периода отчетного финансового года (за последний день отчетного финансового года).
В заголовочной части Ведомости указывается дата операционного дня, за который формируется Ведомость (далее — отчетная дата), с отражением в кодовой зоне даты в формате «день, месяц, год» («ДД.ММ.ГГГГ»).
Показатель Ведомости «Остаток на начало месяца» отражает остаток по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов на начало месяца отчетной даты нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Показатель Ведомости «Остаток на конец месяца» отражает остаток по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов на день, следующий за отчетной датой (на конец месяца), нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Показатель Ведомости «Остаток на начало месяца» должен соответствовать показателю «Остаток на конец месяца» Ведомости, сформированной за последний операционный день предыдущего месяца, по соответствующему счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов.
В табличной части Ведомости отражаются сведения по операциям, учтенным на счетах бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов, за операционные дни соответствующего месяца в разрезе первичных учетных документов с подведением промежуточных итогов за каждый операционный день.
Показатель строки «Итого за месяц» графы 6 «Сумма по документу» Ведомости должен равняться сумме показателей строк графы 6 «Сумма по документу» Ведомости с промежуточными итогами за каждый операционный день, учетные данные за который подлежат отражению в Ведомости.
Показатель Ведомости «Остаток на конец месяца» должен равняться сумме показателя Ведомости «Остаток на начало месяца» и показателя строки «Итого за месяц» графы 6 «Сумма по документу» Ведомости (рис. 4).
Формирование Ведомости с учетом указанных особенностей в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства» запланировано к реализации в составе версии 25.3 (дата выпуска в промышленную эксплуатацию — ноябрь 2016 года).