Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Какие сроки установлены для утверждения бюджетной отчетности?



Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, относятся к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом (ст. 1 БК РФ).

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой и включает в себя отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.

При этом годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Обратите внимание, что статья 15.11 КоАП России не рассматривает нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

В то же время нарушение порядка представления бюджетной отчетности определено статьей 15.15.6 КоАП России, которая устанавливает, что непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки (ст. 264.2 БК РФ).

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог


Как пересчитываются суммы начисленной амортизации при переоценке имущества казны?


В соответствии с пунктом 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми согласно законодательству соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Согласно пункту 94 Инструкции № 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее муниципальную казну.

При этом по объектам нефинансовых активов, включенных в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем.

Вместе с тем при проведении переоценки имущества казны в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно с пересчетом балансовой стоимости имущества казны осуществляется и пересчет начисленной последним правообладателем суммы амортизации.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог


Должны ли включаться в план-график закупок представительские расходы, осуществляемые за наличный расчет (приобретение кофе, чая, воды)?


Оплата обязательств, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) через подотчетных лиц, может осуществляться в наличной форме с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, равного 100 тыс. рублей.

Представительские расходы, осуществляемые за наличный расчет (приобретение кофе, чая, воды) через подотчетных лиц, производятся в соответствии с положениями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ). По своей сути это закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемые в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

Такие закупки должны быть учтены в плане-графике размещения заказов, хотя и не включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона № 44‑ФЗ) и в отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ).

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


Подскажите, пожалуйста, как отражать в бюджетном учете недостачу товаров, обращенных в федеральную собственность, в том числе находящихся на складах временного хранения?


В соответствии с пунктом 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, отнесенных за счет виновных лиц, отражаются следующей бухгалтерской записью:

Дебет 0 209 74 560

«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами».

Следует учитывать, что в случае утраты товаров, находящихся под таможенным контролем, со складов временного хранения, влекущей наложение санкций, в том числе административных штрафов, согласно пункту 78 Инструкции № 162н начисление доходов отражается записью:

Дебет 0 205 41 560

«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

Кредит 0 401 10 140

«Доходы от сумм принудительного изъятия».

По нашему мнению, особенности отражения в бюджетном учете недостач товаров, обращенных в федеральную собственность, в том числе находящихся на складах временного хранения, определяются актами учреждения в рамках формирования его учетной политики.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант


В нашей организации основными видами деятельности являются:

организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд;

организация и проведение официальных спортивных мероприятий (всероссийских, международных).

В государственном задании утверждено проведение чемпионатов России на территории базы. Для проведения соревнований привлекаются спортивные судьи, должности которых не предусмотрены штатным расписанием учреждения. Имеет ли право учреждение ввести в штатное расписание временные должности (на время проведения соревнований), или же обязано оформить спортивных судей по гражданско-правому договору?


В указанном случае возможно решение вопроса двумя путями:

1. Срочный трудовой договор;

2. Гражданско-правовой договор.

В случае когда характер предстоящей работы не позволяет заключить бессрочный трудовой договор и критерии совпадают с нормами трудового законодательства — заключается срочный трудовой договор (ч. 1, 2 ст. 59, ч. 2 ст. 58 ТК РФ).

В срочном трудовом договоре в числе обязательных условий указываются обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В приказе о приеме на работу по срочному трудовому договору необходимо указать конкретную дату окончания такого договора.

Принимая на работу судей с учетом изменения штатного расписания, следует учесть важный нюанс: фонд оплаты труда должен позволять ввести такую должность временного характера.

Кроме того, как следствие — внесение изменений в план ФХД.

Что касается гражданско-правового договора, то его предмет понятен.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор


Кто должен платить НДС при отчуждении выкупаемого в порядке приватизации федерального имущества, составляющего казну?


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно статье 143 Налогового кодекса при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.

На основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом НДС уплачивается налоговыми агентами — покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, покупатели федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации, являющиеся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В случае реализации указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивает орган, осуществляющий операции по реализации данного имущества.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор


Реклама