Развитие системы госзакупок Воронежской области

Современное состояние экономики наряду с основополагающими принципами контрактной системы обуславливает необходимость формирования системы управления государственными (муниципальными) закупками регионов, направленной на повышение эффективности, открытости и прозрачности использования бюджетных средств.

 

В Воронежской области в рамках создания и развития регионального сегмента контрактной системы в сфере закупок за период внедрения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) проделана значительная работа. Были актуализированы действующие и разработаны новые нормативные правовые акты, регламентирующие основные элементы закупочного процесса в регионе (за 2014–2015 годы и первое полугодие 2016 года — свыше 70 документов).

В 2015 году Воронежская область заняла следующие лидирующие позиции: первое место в категории «Высокая прозрачность» по результатам национального рейтинга прозрачности закупок-2015; первое место в номинациях «Нормативная база региона» и «Исполнение контрактов» рейтинга эффективности и прозрачности закупок субъектов РФ, подведенного на XII Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».

Определены региональные органы управления контрактной системой. Функции по реализации государственной политики в сфере закупок на территории региона, а также уполномоченного органа по определению поставщиков для обеспечения государственных нужд возложены на Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее — Управление, уполномоченный орган). Кроме того, проведены обучение и профессиональная переподготовка кадров. Получили развитие процессы автоматизации закупок на территории региона посредством специализированной информационной системы, неотъемлемой частью которой является модуль, позволяющий осуществлять малые закупки (до 100 тысяч рублей) на конкурентной основе.

Совместные закупки — эффективность доказана

Одним из важнейших элементов системы управления госзакупками Воронежской области является разработанный и внедренный в 2015 году механизм оптимизации закупочного процесса, преду­сматривающий укрупнение лотов на закупку социально значимых товаров (продукты питания, лекарственные средства, товары медицинского назначения, ГСМ) благодаря проведению совместных торгов для нужд учреждений социальной сферы. Схема осуществления совместных закупок в регионе приведена на рисунке 1.

В 2015 году в рамках внедрения механизма оптимизации закупочной деятельности области Управлением было проведено 737 совместных закупок на общую сумму 2,65 млрд рублей, что составляет 9,85 % от общей суммы начальных цен контрактов, объявленных уполномоченным органом в отчетном периоде. Преимущественно совместные закупки проводились на поставку продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. По стоимости наибольший объем приходится на обеспечение потребностей учреждений в продуктах питания — 46,96 %, лекарственных средствах — 27,27 % и товарах медицинского назначения — 12,35 % (рисунок 2).

Высокая эффективность проведения совместных закупок подтверждается рядом индикаторов: коэффициентом участия поставщиков и экономией бюджетных средств, полученной по итогам конкурентных процедур. Сравнительный анализ показателей эффективности проведения совместных закупок и одиночных процедур на отдельные группы товаров в минувшем году позволяет отметить высокую заинтересованность поставщиков в участии в совместных процедурах, особенно на поставку продуктов питания: в среднем коэффициент участия в таких торгах — 14,98 единицы (рисунок 3).

В целом фактический индикатор предпринимательской активности в совместных закупках составил 6,85 единицы, что в 2,2 раза выше по сравнению со средним показателем, достигнутым по результатам проведения конкурентных процедур в 2015 году (3,09 единицы). Указанная тенденция обуславливает высокую экономию бюджетных средств при осуществлении подобных процедур, значение которой по итогам 2015 года сформировалось на уровне 14,01 % от начальной (максимальной) цены контракта, что превышает среднее снижение цены по закупкам для обеспечения государственных нужд региона в 2,1 раза (6,61 %). Представленные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего тиражирования данной практики применительно к другим объектам закупок.

В настоящее время мы прорабатываем вопрос формирования механизма оптимизации закупок идентичных товаров с применением автоматизированной информационной системы, функционирующей на территории области. Указанный механизм предусматривает меры, направленные на сокращение числа идентичных закупок посредством анализа государственных потребностей на этапе планирования, укрупнения лотов закупок на идентичные товары и проведения совместных процедур на выбранные группы.

Другими направлениями совершенствования системы управления закупками региона стали (рисунок 4):

  • формирование инструментов повышения доли участия отечественных поставщиков и товаропроизводителей в закупках;
  • разработка и внедрение механизма формирования начальных (максимальных) цен контрактов для обеспечения государственных нужд Воронежской области;
  • централизация закупок отдельных видов юридических лиц, осуществляемых в соответствии с Законом № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223?ФЗ).

Витрина закупок

Для выполнения программ импортозамещения и поддержки участия отечественных товаропроизводителей в государственных закупках с прошлого года в регионе реализуется идея создания информационной системы «Ресурсный портал Воронежской области», которая позволит выстроить процессы, стимулирующие увеличение товарооборота на территории региона и рост деловой активности субъектов предпринимательской деятельности. Этот портал предназначен для комплексной автоматизации деятельности хозяйствующих субъектов региона в рамках технологических процедур планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнения договоров и реализации инвестиционных проектов, включая возможности проведения маркетинговых исследований рынка товаров, работ, услуг, формирования интерактивной выставки и другое. Реализация указанной задачи позволит объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров (работ, услуг), предоставит бизнес-сообществу ряд сервисов, повышающих эффективность их деятельности.

Создание информационного ресурса предусматривает поэтапное внедрение отдельных элементов концепции «Ресурсный портал Воронежской области». В настоящее время на территории региона реализована одна из функциональных составляющих системы — «Витрина закупок Воронежской области», которая на единой платформе объединяет государственные, муниципальные и коммерческие закупки области. Функциональные возможности указанного ресурса позволяют поставщикам на бесплатной основе выполнять расширенный поиск по всем закупкам, объявленным в Воронежской области, осуществлять подписку на рассылку по интересующим закупкам с последующим получением подробной информации.

Ценообразование закупок

В рамках совершенствования системы ценообразования при осуществлении закупок в Воронежской области мы разработали методические рекомендации по применению методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Данный документ утвержден распоряжением правительства региона и содержит положения, уточняющие и развивающие методологию определения начальной цены контракта применительно к таким объектам закупок области, как лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты питания и другие.

Также успешно функционирует рабочая группа по вопросам закупки продуктов питания, деятельность которой направлена на установление актуальных начальных (максимальных) цен контрактов с учетом конъюнктуры рынка и уровня инфляции, повышение качества закупаемых продуктов для нужд региона и расширение добросовестной конкуренции.

Централизация закупок в рамках Закона № 223?ФЗ

Для формирования единой региональной политики в сфере закупок, регламентируемых нормами Закона № 223?ФЗ, а также повышения эффективности, открытости и прозрачности закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц в Воронежской области были реализованы мероприятия по централизации этого направления. Было разработано для применения соответствующими заказчиками области типовое положение о закупках товаров, работ, услуг; проведена оптимизация работы заказчиков с электронными площадками; сформированы показатели эффективности закупочной деятельности. Кроме того, реализуется функция по организации и проведению конкурентных закупок для отдельных видов юридических лиц региона.

В рамках централизации закупок отдельных видов юридических лиц области за четыре месяца 2016 года (с 1 апреля 2016 года по 1 августа 2016 года) было объявлено свыше 300 закупок на общую сумму более 220 млн рублей. По итогам завершившихся процедур условная экономия средств составила 7,31 % от начальной (максимальной) цены договора, что в 7,6 раза превышает аналогичный показатель, полученный в 2015 году при осуществлении заказчиками закупок самостоятельно. При этом централизация закупок в соответствии с Законом № 223?ФЗ подразумевает увеличение количества конкурентных процедур, что благоприятно влияет на формирование эффективной, открытой и прозрачной системы закупок региона в целом.

Однако наряду с региональными особенностями осуществления закупочной деятельности и их внутренним регулированием на территории субъекта РФ в практике проведения закупок возникают вопросы, требующие дополнительной законодательной регламентации на федеральном уровне. В этой связи мы подготовили предложение по совершенствованию законодательства о контрактной системе. Законодательную инициативу Управления по внесению изменений в Закон № 44?ФЗ о контрактной системе одобрила Воронежская областная дума. Наши предложения предусматривают:

  • установление признаков согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию между участниками закупок;
  • сокращение срока публикации извещения при проведении повторного электронного аукциона на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан при условии, что первоначально на участие в закупке не подано заявок;
  • предоставление заказчику возможности заключать государственный контракт с единственным поставщиком в случае недобросовестного исполнения своих обязательств предыдущим победителем конкурентной процедуры.

Предлагаемые изменения действующего законодательства о контрактной системе будут способствовать повышению эффективности осуществления закупок, своевременному удовлетворению государственных нужд и предотвращению возможных злоупотреблений потенциальных исполнителей государственных контрактов.

Эффективность созданной системы управления государственными закупками региона подтверждается рядом отраслевых рейтингов, формируемых с целью оценки субъектов РФ.


Реклама