Отдельные моменты ведения учета

В данной статье в рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим вопросы читателей по бухгалтерскому (бюджетному) учету.


По каким аналитическим счетам учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и в каких случаях возможно отражение операций по увеличению (уменьшению) расчетов по ущербу (недостачам) в учете бюджетного (автономного) учреждения по кодам видов финансового обеспечения «4» — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, «5» — субсидии на иные цели?


Согласно статье 41 Бюджетного кодекса доходы от реализации федерального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий) признаются доходом федерального бюджета.

Таким образом, поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в бухгалтерском учете с кодом вида финансового обеспечения «2» — приносящая доход деятельность.

В то же время применяемая методология бухгалтерского учета не содержит каких-либо ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», в том числе с кодом финансового обеспечения «4» — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и с кодом финансового обеспечения «5» — субсидии на иные цели.


Какие невыясненные поступления необходимо отражать по счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» финансовому органу и на основании каких первичных документов следует вести аналитический учет?


Пунктом 199 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), установлено, что счет 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» предназначен для отражения расчетов по невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации уполномоченными администраторами доходов бюджета.

При этом по завершении финансового года расчеты по невыясненным поступлениям, требующим уточнения, отражаются по кредитовому остатку счета 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н)).

В то же время операции по поступлению (уточнению) в бюджет невыясненных сумм поступлений финансовыми органами и (или) Федеральным казначейством осуществляются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 402 10 000 «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет», показатели по которым по завершении кассового исполнения финансового года, отраженные на соответствующих счетах результата по кассовым операциям, закрываются на счет результата прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета.

В целях учета финансовыми органами, Федеральным казначейством указанных сумм невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих уточнению в следующем финансовом году, предназначен забалансовый счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» (п. 369 Инструкции № 157н).

Таким образом, на счете 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» формируются данные по невыясненным поступлениям только финансовыми органами и Федеральным казначейством к счету 0 402 10 000 «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет».


В соответствии с пунктом 86 Инструкции № 162н:

  • суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы, отражаются по дебету счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

В каких случаях необходимо применять корреспонденцию счетов:
Дебет 0 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 206 00 000, 0 208 00 000
«Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами»
а в каких
Дебет 0 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»?


Корреспонденция счетов: дебет счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» применяется для отражения сумм финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды, соглашений, а также по иным основаниям согласно законодательству Российской Федерации, не возвращенных контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

При этом суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек), отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».


В соответствии с пунктом 86 Инструкции № 162н суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, иные переплаты, в том числе государственные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются по дебету счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
При увольнении работника возникает необходимость в проведении перерасчета начисленной заработной платы за неотработанные дни отпуска, перерасчета подоходного налога и страховых взносов.
Какие операции в бюджетном учете учреждения необходимо отразить до отнесения задолженности работника на счет 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» в корреспонденции со счетом 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»?


В соответствии с пунктом 80 Инструкции № 162н отражение задолженности работника по заработной плате, возникающей при перерасчете ранее выплаченной ему заработной платы, в том числе в связи с увольнением работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, отражается по дебету счета 0 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и кредиту счета 0 206 11 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по оплате труда» методом «красное сторно».

Требования по возмещению ущерба, образовавшегося в связи с переплатой бывшему работнику заработной платы (в том числе переплатой бывшему работнику за неотработанные дни отпуска при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск), отражаются по дебету счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту 0 206 11 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по оплате труда».

При этом операции по корректировке ранее начисленных отпускных (заработной платы), подоходного налога и страховых взносов отражаются методом «красное сторно».


В соответствии с подпунктом 1.1.9 письма Минфина России от 30 декабря 2015 г. № 02-07-07/77754 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2015 год» (далее — Письмо № 02-07-07/77754) на
забалансовом счете 17 «Пос­­­тупления денежных средств на счета учреждения» отражаются поступления по КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов», на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражаются выбытия по КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов». Это противоречит пункту 367 Инструкции № 157н, в соответствии с которым счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» предназначен также для аналитического учета восстановления выплат, а это КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов».
По каким критериям осуществлять отнесение поступлений (выплат) денежных средств на 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» забалансовые счета?


В соответствии с пунктом 365 Инструкции № 157н на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» отражаются поступления денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также возврат излишне полученных доходов (доходов от авансов). При этом операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», отражаются со знаком «минус».

На забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражаются выбытия денежных средств (за исключением выбытий, отражение которых предусмотрено пунктом 365 Инструкции № 157н), а также возвраты расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года.

Аналитический учет по счетам 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» ведется по соответствующим классификационным кодам видов поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности средств бюджета (п. 366, 368 Инструкции № 157н).

Указанный порядок не противоречит пункту 1.1.9 Письма № 02-07-07/77754, в котором обращено внимание, что аналитический учет операций со средствами во временном распоряжении осуществляется по счетам 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 510) и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (КОСГУ 610).


В соответствии с пунктом 302 Инструкции № 157н на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы в случае, когда учреждение не создает соответствующего резерва предстоящих расходов, в том числе расходы на выплату отпускных.
Означает ли это, что учреждение вправе (в соответствии с положениями учетной политики) сформировать расходы будущих периодов на оплату отпусков, не формируя резервов предстоящих расходов на оплату отпусков?


В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н обязательства, не определенные по величине и (или) времени исполнения, в том числе обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, подлежат отражению на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В то же время для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

На счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные в том числе с выплатой отпускных, которые оплачены в текущем отчетном периоде, но фактически работник за них не отработал.

Учитывая изложенное, учреждению необходимо формировать резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, за которые работник фактически отработал.


Реклама