Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету и налогам
Какими бухгалтерскими записями отразить в бюджетном учете перечисление и начисление взносов на капитальный ремонт?
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы по перечислению взносов на капитальный ремонт следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Начисление расходов по уплате собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта, формируемый в соответствии с положениями статьи 170 Жилищного кодекса, исходя из их экономического содержания, являющихся расходами неравномерно производимого ремонта основных средств отчетного периода, отражается в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
При этом субъекту учета в рамках формирования его учетной политики следует установить порядок признания расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового периода на основании первичных учетных документов (КС-2, КС-3, КС-6, актов о выполнении работ по ремонту).
Записи в учете будут следующими:
Дебет 1 401 50 225
«Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— начисление расходов на уплату ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— перечисление ежемесячного взноса на капитальный ремонт.
Списание расходов на сумму взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, при выбытии объектов учета следует отражать записью:
Дебет 1 401 20 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит 1 401 50 225
«Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества».
Обратите внимание, что списание сумм взносов, отражаемых на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов», в случае проведения за счет средств соответствующего фонда работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании информации (сведений), которая согласно положениям статей 177 и 183 Жилищного кодекса должна быть предоставлена банком, в котором открыт специальный счет, и владельцем специального счета либо региональным оператором по требованию (запросу) собственников помещений.
Отвечала А. А. КОМЛЕВА,
шеф-редактор журнала
«Бюджетный учет»,
действительный государственный советник 2 класса
Казенное учреждение оплатило платежным поручением принятые денежные обязательства. Была допущена ошибка в классификации — указаны иные целевая статья и раздел. На следующий день после самостоятельного обнаружения допущенной ошибки было составлено и представлено в финансовый орган уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. К моменту составления месячного отчета кассовый расход уточнен, ошибка исправлена.
Можно ли в таком случае привлечь учреждение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств?
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление бюджетных средств и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно положениям пункта 2.5.3 приказа Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» при ошибочном указании получателем бюджетных средств в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если указанная ошибка не влечет создания нового бюджетного обязательства, клиент вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809).
Так как исправления были внесены в кратчайший срок и не могли привести к ненадлежащему исполнению бюджета, расходы по платежным поручениям, в которые вносились исправительные записи в соответствии с Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), не могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Согласно части второй статьи 145 Трудового кодекса органы местного самоуправления с 1 января 2017 года должны определить предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Руководитель муниципального учреждения здравоохранения выполняет работу по совмещению профессий (должностей) и по внутреннему совместительству.
При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения учитывается ли фактически начисленная заработная плата при совмещении профессий (должностей) и при выполнении работы по совместительству?
С 1 января 2017 года положения статьи 145 Трудового кодекса распространяются в том числе на государственные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Проектом постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«[1] устанавливается порядок соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников соответствующих государственных учреждений, а также увязываются выплаты стимулирующего характера руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности соответствующих учреждений.
Согласно указанному порядку расчета (п. 2) соотношения среднемесячной заработной платы расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций производится по итогам календарного года.
При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель(и) руководителя и главный бухгалтер.
Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.
В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.
При работе заместителя руководителя, главного бухгалтера по совместительству при расчете соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.
При этом согласно части 4 статьи 145 Трудового кодекса условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
Между грантодателем и организацией-грантополучателем заключен договор о предоставлении гранта, по условиям которого грантодатель обязался предоставить грантополучателю грант в определенном размере. Согласно договору грантополучатель обязался представить в течение одного года после предоставления гранта следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения, статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, представляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности.
Согласно одному из пунктов договора предоставленный грант подлежит возврату в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, а также выявления в течение одного года со дня предоставления гранта нецелевого использования. Оговоренная сумма была перечислена грантополучателю. Письмом грантодатель уведомил грантополучателя о необходимости представления в срок документов, подтверждающих целевое расходование гранта. Письмом организация направила необходимые документы, подтверждающие целевое использование гранта. В связи с тем что организацией не была представлена статистическая информация в виде копий форм федерального статистического наблюдения, грантодатель направил в адрес организации требование о возврате суммы гранта. Правомерна ли позиция грантодателя?
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом. А грантодатель должен доказать наличие фактических оснований для возврата бюджетных средств.
Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 3393/10 согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса возврату в бюджет соответствующего уровня подлежат только субсидии, израсходованные нецелевым образом или не израсходованные в установленный срок, вследствие чего в договорах о предоставлении грантов не могут устанавливаться иные основания для возврата средств бюджета.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. № Ф04-20921/2015 по делу № А75-11786/2014.
Из вышеизложенного следует, что несвоевременное исполнение грантополучателем обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не является безусловным основанием для требования о возврате суммы гранта.
Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА,
руководитель ООО «Центр
методологии бухгалтерского
учета и налогообложения»
Как учесть расходы на поездки общественным транспортом в черте населенного пункта (автобус, трамвай, троллейбус, метро) в период пребывания работника в командировке в целях налога на прибыль?
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса.
Сотрудники направляются в командировки для выполнения отдельных поручений вне места постоянной работы, в котором они исполняют свои основные трудовые обязанности (ст. 166 ТК РФ).
Следовательно, работодатель вправе предусмотреть возмещение расходов на проезд городским транспортом (транспортом общего пользования) и закрепить соответствующие положения в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте (например, положении о командировках в организации).
В силу норм пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Командировочные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса при соблюдении критериев пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.
В том случае, если коллективным договором или другим локальным актом будет закреплено положение о возмещении расходов на проезд городским транспортом в черте города (населенного пункта) от места проживания в гостинице до месторасположения организации в период нахождения работника в командировке, то, по нашему мнению, подобные затраты могут учитываться в целях налогообложения прибыли как командировочные расходы в составе прочих расходов, если соблюдены критерии пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.
Аналогичную позицию высказали судьи в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29 декабря 2014 г. № Ф06-18541/2013 по делу № А55-6762/2014.
Отметим, обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
[1] На момент сдачи номера проект постановления находился на рассмотрении Правительства РФ.