Учреждение под защитой

Одним из направлений деятельности руководителя учреждения государственного сектора является обеспечение безопасности (защищенности) объекта. Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений — организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта, здравоохранения, транспортной инфраструктуры и т. п. являются объектами и местами большого скопления людей, защищенность которых лежит на плечах не только правоохранительных органов, но и руководителей таких учреждений.

Основные меры защиты включают в себя:

  • препятствие неправомерному вторжению злоумышленников;
  • своевременное пресечение попыток теракта;
  • своевременное выявление нарушителей общественного (в т. ч. внутреннего) порядка;
  • минимизация действий злоумышленников с целью предотвращения их неправомерных действий.

Руководители указанных организаций должны обеспечить не только сбор информации, способствующей предотвращению действий, влекущих угрозу здоровью и жизни людей, но и обеспечить санкционированный допуск людей, автотранспорта с помощью технических средств безопасности.

Инженерно-техническое обеспечение. Паспорт безопасности объекта

К инженерно-техническим средствам защиты могут относиться:

  • ограждение прилегающей территории, ее освещение, охранная сигнализация;
  • охранная сигнализация, пожарная сигнализация, охранно-пожарная сигнализация;
  • оснащенные специальной техникой контрольно-пропускные пункты для входа людей, проезда автотранспорта;
  • наличие средств радио- и телефонной связи;
  • иные подобные инженерно-технические средства.

Согласно нормам Закона от 6 марта 2006 г. № 35?ФЗ «О противодействии терроризму» профилактика терроризма — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Согласно поручению заместителя председателя Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № РД-П4-1303 министерства и ведомства обязаны провести анализ ситуации с антитеррористической защищенностью подведомственных объектов (территорий), в связи с чем объекты (территории) массового скопления людей должны иметь в наличии паспорт антитеррористической защищенности с указанием даты подготовки и актуальности (согласованный с соответствующими органами).

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий).

В паспорте антитеррористической защищенности отражаются характеристика объекта, включая характеристику опасных участках на территории объекта; категория объекта; показатели риска биологических, социальных чрезвычайных ситуаций; состояние системы его инженерно-технической защиты, защиты пожарной безопасности, а также мероприятия по предотвращению возможной указанной угрозы.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) представляет собой документ (совокупность документов) на предмет детальной информации о состоянии объекта (территории), его (ее) защищенности в момент возможных кризисных ситуаций безопасности (техногенной безопасности) людей, его (ее) территориального расположения, профиля деятельности.

Финансовое обеспечение

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 5 октября 2009 года, актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий.

В связи с этим расходы на финансовое обеспечение указанных мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Бюджетные учреждения вправе предусматривать статьи расходов в рамках сформированного плана финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период по источникам финансового обеспечения, имеющимся в учреждении (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, приносящая доход деятельность, субсидии на иную цель).

Бухгалтерский учет

Обеспечение защищенности объекта (территории) возможно путем приобретения средств индивидуальной защиты, инженерно-технических средств.

В рамках Законов от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» учреждения государственного сектора вправе приобретать в собственность (на праве оперативного управления) или заключать договор аренды металлодетекторов арочных, ручных, интроскопов. При этом передача имущества (оборудования) в пользование по договору аренды возможна с установкой (монтажом)/демонтажем, настройкой по желанию заказчика.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы, связанные:

  • с приобретением основного средства (металлодетектора), необходимо относить на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • с монтажом, установкой — на статью КОСГУ 226«Прочие работы, услуги».

Пример 1

Бюджетное учреждение спорта в рамках выполнения государственного задания приобрело по договору поставки арочный металлодетектор по цене 180 000 рублей. Предоплата по условиям заключенного договора не предусмотрена.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование первоначальной (фактической) стоимости металлодетектора на сумму 180 000 рублей;

Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принят к учету металлодетектор на основании первичных учетных документов на сумму 180 000 рублей;

Дебет 4 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата контрагенту поставленного оборудования на сумму 180 000 рублей с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».

Согласно пункту 86 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100 процентов стоимости амортизируемого объекта.

Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов.

Для обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).

При принятии к учету основных средств (инженерно-технических средств защищенности) применяются формы первичных учетных документов согласно Методическим указаниям об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Приказ № 52н):

  • Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Пример 2

Используем исходные данные примера 1 с учетом реализации металлолома (подлежащего списанию ранее установленного оборудования).

Остаточная стоимость ранее установленного оборудования составляет 3 000 рублей. Сумма начисленной амортизации прежнего оборудования — 67 000 рублей.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности оборудование, требующее демонтажа, принято к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов по решению постоянно действующей комиссии по принятию и выбытию активов в качестве металлолома по текущей оценочной стоимости в размере 25 000 рублей.

Бухгалтер добавит следующие записи:

Дебет 4 104 24 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 24 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация с бухгалтерского (бюджетного) учета в сумме 67 000 рублей;

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 24 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость демонтированного оборудования в сумме 3 000 рублей;

Дебет 2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принят к учету металлолом, подлежащий реализации, на сумму 25 000 рублей;

Дебет 2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от операции по реализации металлолома на сумму 25 000 рублей;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— зачислены денежные средства от реализации металлолома на сумму 25 000 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств»;

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 105 36 340
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списана стоимость реализованного металлолома в сумме 25 000 рублей.

Пример 3

Бюджетное учреждение культуры заключило договор поставки ручного металлодетектора на сумму 87 000 рублей. В договор включены условия взаимозачета реализации поставщику металлолома, образовавшегося в результате демонтажа подлежащего списанию металлодетектора. Финансовое обеспечение указанной операции — приносящая доход деятельность. Текущая оценочная стоимость металлолома — 16 000 рублей.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование первоначальной (фактической) стоимости металлодетектора на сумму 87 000 рублей;

Дебет 2 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принят к учету металлодетектор на сумму 87 000 рублей;

Дебет 2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принят к учету металлолом на сумму 16 000 рублей;

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списана стоимость металлолома при реализации в сумме 16 000 рублей;

Дебет 2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от операции по реализации металлолома на сумму 16 000 рублей;

Дебет 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— взаимозачет с поставщиком на сумму 16 000 рублей;

Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата контрагенту поставленного оборудования на сумму 71 000 рублей с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».

Пример 4

Используем исходные данные примера 1 с учетом полученного дохода от реализации металлолома в сумме оценочной стоимости 24 000 рублей. Финансовое обеспечение приобретения металлодетектора будет производиться из двух источников — субсидии на выполнение государственного задания и приносящей доход деятельности. Использование металлодетектора будет осуществлено при выполнении государственного задания.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование первоначальной (фактической) стоимости металлодетектора на сумму 156 000 рублей (180 000 — 24 000).

Одновременно:

Дебет 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование первоначальной (фактической) стоимости металлодетектора на сумму 24 000 рублей;

Дебет 2 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;

Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
— перевод вложений по КВФО «2» на КВФО «4» на сумму 24 000 рублей;

Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принят к учету металлодетектор на основании первичных учетных документов на сумму 180 000 рублей;

Дебет 4 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата контрагенту поставленного оборудования на сумму 156 000 рублей;

Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата контрагенту поставленного оборудования на сумму 24 000 рублей с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».

Обратите внимание, что реализация металлолома является приносящей доход деятельностью.

Согласно статье 9.2 Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также аналогичной норме Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ) бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

При наличии указанной записи в соответствующем разделе устава бюджетного учреждения полученные денежные средства от реализации металлолома остаются в распоряжении бюджетного учреждения при включении сумм дохода в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

При наличии указанной записи в соответствующем разделе устава казенного учреждения полученные денежные средства от реализации металлолома необходимо направить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).

Налогообложение

НДС

Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса.

По основным средствам, которые приобретаются за счет субсидий на выполнение государственного задания и не предназначены для использования в деятельности учреждения, облагаемой НДС, суммы НДС, предъявленные контрагентами, учреждение не вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, НДС включается в стоимость приобретаемого имущества (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

НДС, предъявленный поставщиком и иными контрагентами в случае использования приобретаемого имущества в деятельности учреждения, облагаемой НДС, учреждение вправе принять к вычету при соблюдении условий, указанных в пункте 2 статьи 171, пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса.

В случае использования приобретаемого имущества в деятельности учреждения, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, суммы «входного» НДС подлежат распределению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 25 статьи 149 Налогового кодекса реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС.

Налог на прибыль

Налог на прибыль относительно приносящей доход деятельности (реализации активов (металлолома)) регулируется главой 25 Налогового кодекса.

Согласно пункту 10 статьи 9.2 Закона № 7?ФЗ бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 248 и пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса доход от реализации учреждением металлолома подлежит обложению налогом на прибыль. Вместе с тем указанные доходы могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с его реализацией.


Реклама