Избавляемся от ненужного
Мир меняется вокруг нас, мы меняемся вместе с миром[1]. Предметы (технологии) развиваются, а устаревшие подлежат утилизации.
Нормы законодательства
Согласно Закону от 24 июня 1998 г. № 89?ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
- I класс — чрезвычайно опасные отходы;
- II класс — высокоопасные отходы;
- III класс — умеренно опасные отходы;
- IV класс — малоопасные отходы;
- V класс — практически неопасные отходы.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
В процессе разборки (ликвидации) предметов возникают материалы, которые возможно употребить в дальнейшем с пользой, сохраняя при этом природные ресурсы. Например, лес, хлопок, цветные металлы и др.
Но утилизации отходов все равно не избежать. Как правило, в учреждениях государственного сектора утилизации подлежат неопасные отходы производства и потребления — списанные с балансового учета мебель, медицинская техника, автомобили, оргтехника и т. п. по причине технической невозможности их дальнейшего использования, непригодности к дальнейшей эксплуатации, морального устаревания.
Согласно нормам Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), в учреждении должна быть создана на постоянной основе комиссия по принятию и выбытию активов (далее — Комиссия), которая определяет целесообразность дальнейшего использования имущества при определенных обстоятельствах, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления необходимой документации на его списание (выбытие).
В частности, к функциям Комиссии относятся:
- установление целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
- в случае установления нецелесообразности дальнейшего применения (использования, эксплуатации) определение возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов ликвидируемого имущества;
- оформление акта обследования имущества; подготовка акта о списании (выбытии) имущества;
- получение разрешения на списание от органа, осуществляющего в отношении бюджетного учреждения функции учредителя (при необходимости).
Если в штате учреждения отсутствуют соответствующие специалисты необходимой квалификации, учреждение вправе заключить соответствующий договор в рамках действия норм Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и Законом от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Квалифицированная техническая экспертиза оргтехники включает в себя компетентную экспертизу указанного оборудования с помощью специальных приборов и тестов.
Отметим, что стоимость исходных основных средств не влияет на определение стоимости материалов, получаемых в результате разборки (утилизации).
Оформление операций по выбытию нефинансовых активов и принятию к учету материалов, возникших в процессе разборки, осуществляется согласно нормам Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н).
В случае отсутствии унифицированных форм первичных учетных документов учреждения государственного сектора применяют формы первичных учетных документов, разработанных самостоятельно в рамках сформированной учетной политики, с отражением обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции № 157н. Аналогичная норма также содержится в Законе от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ).
Отдельно следует обратить внимание на утилизацию комплектов, узлов, деталей оргтехники, медицинской техники, которую нельзя просто выбросить в мусорный контейнер согласно заключенному договору о вывозе твердых бытовых отходов.
Помимо загрязнения окружающей среды неразлагающиеся материалы, входящие в состав оргтехники (ее узлов, деталей), переходят под воздействием внешних условий в органические и растворимые соединения и становятся ядами, способными принести вред здоровью человека.
При этом согласно статье 22 Закона от 30 марта 1999 г. № 52?ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При утилизации компьютерной техники необходимо руководствоваться Методикой проведения работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники, утвержденной Гостелекомом России 19 октября 1999 года.
Методика разработана с целью оказания помощи организациям и предприятиям различных форм собственности в проведении работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из списанных средств вычислительной техники отечественного и зарубежного производства (персональных компьютеров, рабочих станций, серверов, универсальных ЭВМ, периферийных средств).
Электронные компоненты, содержащие драгоценные металлы, после переработки сдаются на аффинажный завод.
Планирование
Поскольку самостоятельно бюджетные учреждения не могут проводить утилизацию компьютерной техники, необходимо предусмотреть финансовое обеспечение таких расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности на плановый период согласно планово-предупредительным осмотрам компьютерной техники, дефектным ведомостям.
Из практики проведения проверок бюджетных учреждений известно, что соответствующие структурные подразделения учреждений игнорируют оформление дефектных ведомостей.
Дефектная ведомость — документ, сформированный по форме и в рамках утвержденной учетной политики учреждения, который кроме обязательных реквизитов согласно нормам Закона № 402?ФЗ, Инструкции № 157н должен содержать сведения о дефектах оргтехники по инвентарному номеру, описание самих дефектов (неисправностей), возможность ремонтов, целесообразность использования узлов, деталей после ликвидации объекта.
Утверждает дефектную ведомость руководитель организации или лицо, получившее соответствующие полномочия согласно приказу, доверенности.
Экологические нарушения
К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым в ходе проведения экологического надзора, в частности, относятся:
- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения в бальнеологических целях и для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Ответственность руководителя учреждения за указанные действия предусмотрена статьей 8.2 КоАП России и влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:
- принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения — хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
- передачи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
- в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оформление первичными учетными документами операций по списанию основных средств осуществляется согласно Методическим указаниям № 52н (Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)).
Справочно
При списании федерального имущества следует руководствоваться Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834.
Процесс утилизации объектов нефинансовых активов может предусматривать операции по принятию к бухгалтерскому (бюджетному) учету материалов, возникших при их ликвидации.
Внимание!
Бюджетное учреждение вправе распоряжаться доходами от реализации самостоятельно, а казенное учреждение — перечислить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 106 Инструкции № 157н материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств, должны быть приняты к бюджетному учету по фактической стоимости исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
При этом запасные части, иные материальные ценности, полученные после разбора объекта основных средств, учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» и могут использоваться по прямому назначению или быть реализованы.
Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), Книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043).
Например, от разборки деревянных конструкций возможно принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету дров для отопления котельной; при разборке оргтехники, мед-, автотехники — возможность высвобождения узлов, деталей, необходимых при ремонте подобной техники; списание постельного белья — принятие к учету ветоши и др.
Пример 1
Медицинским учреждением (в рамках проведения мероприятия по списанию) демонтирован медицинский диагностический прибор с балансовой стоимостью 53 000 рублей. Остаточная стоимость равна нулю (по объекту полностью начислена амортизация). Учетной политикой учреждения определен забалансовый учет имущества до его утилизации по стоимости, указанной в документах на утилизацию. При этом возникла возможность восстановления эксплуатационных качеств другого прибора с использованием детали «В». Комиссией по принятию и выбытию активов в учреждении принято решение о принятии к учету материального запаса детали «В» с текущей оценочной стоимостью в размере 7000 рублей.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 0 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списание основного средства на сумму начисленной амортизации в размере 53 000 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции № 157н): принят на забалансовый учет списанный прибор до момента его утилизации в сумме 53 000 рублей;
Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принята к учету деталь «В» на сумму 7000 рублей;
Дебет 0 109 ХХ 272, 0 401 20 272
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов», «Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— передана в эксплуатацию деталь «В» на сумму 7000 рублей с одновременным уменьшением забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» — списан прибор по факту его утилизации на сумму 53 000 рублей.
Пример 2
Театр в составе основных средств имеет сценическое оборудование, подлежащее списанию в составе ОЦДИ на сумму 120 000 рублей. Начисленная амортизация на дату списания составила 100 000 рублей. Комиссией учреждения по принятию и выбытию активов принято решение о частичной ликвидации и принятии к учету отдельных деталей в качестве основного средства на сумму 47 000 рублей.
Согласно заключенному договору на утилизацию театр принял обязательство на сумму 12 000 рублей.
Согласно пункту 27 Инструкции № 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 0 104 24 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 24 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— выбытие основного средства на сумму начисленной амортизации 100 000 рублей;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 24 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— списание основного средства на сумму остаточной стоимости ликвидируемого оборудования в сумме 20 000 (120 000 — 100 000) рублей;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— расчеты с учредителем на сумму выбытия основного средства методом «красное сторно» — 120 000 рублей.
Справочно
В момент формирования реестра ОЦДИ бухгалтером была сделана бухгалтерская запись: Дебет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами», Кредит 0 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» на сумму основного средства 120 000 рублей.
Напомним, что на счете 0 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» отражается показатель расчетов в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости данного имущества.
Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение»
— принято на забалансовый учет списанное оборудование до момента его утилизации в сумме 120 000 рублей;
Дебет 0 109 ХХ 226, 0 401 20 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг», «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены расходы на утилизацию в сумме 12 000 рублей;
Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена за утилизацию сумма 12 000 рублей.
Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
— списано оборудование по факту его утилизации на сумму 120 000 рублей;
Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принято к учету основное средство по факту частичной ликвидации (разукомплектации) на сумму 47 000 рублей.
Внимание!
Выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете в установленном порядке и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом (письмо Минэкономразвития России от 17 марта 2011 г. № Д08-930).
Налоговый учет
НДС
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы НДС, предъявленные учреждению при приобретении товаров (работ, услуг), не предназначенных для использования в облагаемых НДС операциях, учитываются в их стоимости.
Налог на прибыль
Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Согласно статье 249 Налогового кодекса определяются доходы от реализации; согласно статье 250 Налогового кодекса — внереализационные доходы.
При этом согласно пункту 13 статьи 250 Налогового кодекса внереализационными доходами признаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса).
Также в статье 251 Налогового кодекса закрытым перечнем указаны доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
Таким образом, стоимость материалов, полученных при разборке (демонтаже) и утилизации, включается в состав доходов при исчислении налога на прибыль в общеустановленном порядке.
[1] Слова принадлежат франкскому императору Лотару I.