Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
Просим разъяснить порядок применения в номере счета бухгалтерского учета кода подвида доходов при отражении операций по начислению доходов от реализации нефинансовых активов, в том числе товаров, готовой продукции.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), при формировании номера счета бухгалтерского учета в 15–17 разрядах номера счета отражается аналитический код вида поступлений от доходов, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации — аналитической группе подвида доходов бюджетов (18–20 разряд кода классификации доходов бюджета).
В 24–26 разрядах номера счета отражаются коды классификации операций сектора государственного управления.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий соответствуют аналитической группе подвида доходов бюджетов 400 — «Выбытие нефинансовых активов».
При этом указанная группа детализируется статьями 410–440.
Таким образом, при начислении доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, в том числе от реализации товаров, готовой продукции, в 15–17 разрядах номера счета отражаются соответствующие статьи аналитической группы подвида доходов 400 — «Выбытие нефинансовых активов».
Например, при начислении доходов:
- от реализации основных средств в 15–17 разрядах номера счета отражается статья аналитической группы подвида доходов 410 «Уменьшение стоимости основных средств»:
Дебет (410) 2 209 83 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»
Кредит (410) 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»;
- при реализации материальных запасов, в том числе товаров, готовой продукции, в 15–17 разрядах номера счета отражается статья аналитической группы подвида доходов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»:
Дебет 440 2 205 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 440 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг».
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА,
методолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Какие основания необходимы для списания с забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» данных о предоставленной единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданским служащим?
В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 (далее — Постановление № 63), гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение представить в федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществивший перечисление единовременной выплаты (далее — уполномоченный орган), выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты.
В целях систематизации информации по использованию предоставленных единовременных субсидий на приобретение жилых помещений федеральными государственными служащими в соответствии с Постановлением № 63 (далее — единовременная жилищная субсидия) информацию о предоставлении единовременных жилищных субсидий, по нашему мнению, целесообразно отражать на дополнительном забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья», установленного в рамках формирования учетной политики субъекта учета (уполномоченного органа, уполномоченного территориального органа).
Списание с забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» данных о предоставлении субсидии необходимо осуществлять на основании представленных государственным гражданским служащим документов, предусмотренных пунктом 30 Постановления № 63, а также иных документов, подтверждающих использование предоставленной единовременной жилищной субсидии на приобретение (постройку) объекта, по которому предоставляется выписка из ЕГРП.
Состав документов, дополнительно представляемых к выписке из ЕГРП в целях подтверждения использования указанной субсидии по назначению, определяется гражданским служащим самостоятельно, например: документы, подтверждающие оплату за счет единовременной выплаты, или письменное подтверждение гражданского служащего об использовании средств по назначению.
Кроме того, списание данных о предоставленной субсидии с забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» осуществляется в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 43 Закона от 27 июля 2004 г. № 79?ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в случае исключения гражданского служащего из реестра гражданских служащих в связи с его смертью (гибелью), признанием безвестно отсутствующим или объявленным умершим).
Обратите внимание, что документы, подтверждающие использование единовременной жилищной субсидии по назначению, в соответствии с пунктом 30 Постановления № 63 представляются гражданским служащим в уполномоченный орган (уполномоченный территориальный орган), осуществивший перечисление единовременной выплаты, в том числе когда служебный контракт гражданского служащего с уполномоченным органом (уполномоченным территориальным органом) на момент представления документов расторгнут.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА,
методолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Имущество, полученное в муниципальную собственность безвозмездно, не имеет первоначальной стоимости. Возможно ли принять объект на учет в казну по кадастровой стоимости?
Пункт 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), указывает, что передача (получение) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Принимая во внимание упомянутую в вопросе кадастровую стоимость, полагаем, что речь идет об объекте недвижимости.
Согласно статье 3 Закона от 3 июля 2016 г. № 237?ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством. Она устанавливается на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию (п. 36 Инструкции № 157н).
Согласно пункту 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством).
Если речь идет о земельном участке или ином объекте непроизведенных активов, то его первоначальной стоимостью признаются фактические вложения учреждения в их приобретение. Исключением являются объекты, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, а также земельные участки, находящиеся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом от 29 июля 1998 г. № 135?ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Для установления кадастровой стоимости земельного участка Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Оценка осуществляется указанной службой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В пункте 142 Инструкции № 157н прямо указано, что земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости.
Таким образом, возможно принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету в состав имущества муниципальной казны безвозмездно полученного объекта, не имеющего первоначальной стоимости, по кадастровой стоимости.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Согласно Инструкции № 157н земельные участки в годовой отчетности отражаются по кадастровой стоимости на 1 января следующего года. Распространяются ли данные правила на земельные участки, находящиеся в казне?
В пункте 28 Инструкции № 157н указано, что изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, в годовой отчетности земельные участки отражаются по кадастровой стоимости на 1 января следующего года.
Для объектов имущества казны иных правил законодательством не предусмотрено.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт
журнала «Бюджетный учет»
Операции по выбытию (продажа, приватизация) объектов недвижимости, составляющих имущество казны, в бюджетном учете отражаются на основании выписки из реестра муниципальной собственности, распоряжения о продаже и приватизации недвижимого имущества с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности. Каким унифицированным документом оформляется указанная хозяйственная операция?
Справочно:
в программном продукте по бухгалтерскому (бюджетному) учету предусмотрено оформление выбытия (реализации) следующими первичными учетными документами:
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
- Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
В соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н), основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию нефинансовых активов является Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт о списании (ф. 0504104)). Документ оформляется на один или несколько объектов нефинансовых активов по одной группе государственного (муниципального) имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное). На объекты недвижимого имущества Акт о списании (ф. 0504104) оформляется с указанием информации, содержащейся в кадастровом паспорте объекта недвижимости. После принятия оформленного Акта о списании (ф. 0504104), утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов, в разделе «Отметка бухгалтерии о списании».
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
При передаче из (в) состав имущества казны составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101). В случае передачи функций по учету имущества казны централизованной бухгалтерии подписывается ли данный акт главным бухгалтером централизованной бухгалтерии?
Акт (ф. 0504101) является первичным учетным документом. Законодательством не установлены правила и порядок наделения правом подписи первичных учетных документов иных лиц учреждения, централизованной бухгалтерии (ЦБ).
Перечень полномочий по ведению бухгалтерского учета, передаваемых централизованной бухгалтерии, а также иные условия ее взаимодействия с обслуживаемым учреждением прописываются в соглашении (договоре) о передаче учреждением ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии. В письмах Минфина России от 11 марта 2016 г. № 02-07-05/13954, от 18 февраля 2016 г. № 02-07-05/9219 даны разъяснения, какие факторы следует учесть при заключении такого соглашения. Кроме прочего должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.
Согласно пункту 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы — обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
В случае исполнения полномочий по ведению бухгалтерского учета ЦБ документы, которые в соответствии с законодательством должны содержать подпись главного бухгалтера (бухгалтера-специалиста), подписываются руководителем ЦБ либо уполномоченным им на то лицом — главным бухгалтером ЦБ, бухгалтером-специалистом ЦБ, ответственным за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета соответствующего учреждения.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель обслуживаемого учреждения, отразив его в соглашении (договоре) о передаче учреждением ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии.
Таким образом, в случае передачи функций по учету имущества казны ЦБ право подписи Акта (ф. 0504101) главным бухгалтером централизованной бухгалтерии устанавливается руководителем обслуживаемого учреждения и иными лицами, уполномоченными на то руководителем учреждения.
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
Полномочия по учету имущества казны передаются в централизованную бухгалтерию. При осуществлении операций с имуществом казны формируется Уведомление о передаче и выбытии имущества из (в) состава имущества казны. Насколько правомерно применение данного документа как первичного или необходимо применение Акта (ф. 0504101)?
Методическими указаниями № 52н установлено, что при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе операций с объектами, входящими в состав имущества казны, оформляется Акт (ф. 0504101). Также правомерно применение акта иной формы, например Уведомления о передаче и выбытии имущества из (в) состава имущества казны, закрепленной локальным актом. Обязательным условием является наличие в документе обязательных реквизитов первичного учетного документа, закрепленных частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ):
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
При безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта (ф. 0504101) либо иного первичного учетного документа, закрепленного локальным актом учреждения.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Какой счет применять при отражении доходов, полученных как возмещение стоимости питания работников в детском саду — 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» или 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»?
Трудовым законодательством предусмотрено право работодателя взять на себя обязательство по обеспечению работников бесплатным или частично оплачиваемым питанием (ст. 41 ТК РФ). Так как социально-трудовые отношения в организации регулируются коллективным договором (ст. 40 ТК РФ), следует отразить порядок возмещения стоимости питания в этом документе.
Согласно положениям пункта 220 Инструкции № 157н для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством, предназначен счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Сумма указанного возмещения является доходом учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Отвечала Н. П. НЕСТЕРЕНКО, бухгалтер МКДОУ № 45
«Светлячок»
Принимаются ли к учету решения суда и на каком счете они отражаются, или к учету принимаются только исполнительные листы?
В статье 12 Закона от 2 октября 2007 г. № 229?ФЗ «Об исполнительном производстве» приведен перечень видов исполнительных документов. Кроме исполнительных листов к ним, среди прочего, отнесены:
- судебные приказы;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, полученные судебные решения являются полноценным исполнительным документом и основанием для постановки на учет.
Согласно Инструкции № 157н для учета начисленной задолженности по решениям суда применяется счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
Необходимо ли вносить изменения в планы ФХД в части источников на сумму поступившей дебиторской задолженности прошлых лет? И по какой строчке необходимо отразить данные поступления: в строке 310 «Поступление финансовых активов за счет увеличения остатков средств» или в строке 320 «Поступление финансовых активов за счет прочих поступлений»? Данная ситуация не урегулирована нормативным актом.
Согласно Требованиям к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Требования), План финансово-хозяйственной деятельности (далее — План) бюджетного учреждения содержит плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) в соответствующих разрезах.
При предоставлении учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016) (далее — Сведения).
При этом согласно пункту 19 Требований в целях внесения изменений в План и (или) Сведения в соответствии с указанными Требованиями составляются новые План и (или) Сведения, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в План и (или) Сведения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно нормам статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»:
- не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (п. 17);
- не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет (п. 18).
Отражение дебиторской задолженности прошлых лет в строках Плана бюджетное учреждение вправе согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления» в соответствии с учредительными документами оказывает по договору возмездные бухгалтерские услуги. Доходы, полученные от указанной деятельности, перечисляются на единый счет бюджета района. Должно ли учреждение применять счет 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»?
Учреждения данной организационно-правовой формы согласно статье 6 Бюджетного кодекса являются получателями бюджетных средств. При этом согласно уставной деятельности учреждение выполняет платные услуги, и возможные поступления от приносящей доход деятельности подлежат сдаче в доход соответствующего бюджета Российской Федерации.
Согласно пункту 134 Инструкции № 157н счет 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 40 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, для формирования стоимости изготавливаемой продукции, выполняемых работ, услуг, реализуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за плату, применяются следующие группировочные счета:
0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
0 109 90 000 «Издержки обращения».
Поскольку поступления денежных средств от приносящей доход деятельности являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, их фактическая себестоимость отражается на указанных счетах в соответствии с учетной политикой, сформированной учреждением.
Таким образом, необходимо формировать в бухгалтерском учете соответствующих государственных (муниципальных) учреждений фактическую себестоимость их готовой продукции, работ и услуг и отражать на одном из указанных выше счетов.
Порядок формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг необходимо отразить в рамках сформированной учетной политики учреждения.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Бюджетное учреждение культуры принимает готовую продукцию от физических лиц (поделки) под реализацию, при этом бюджетные обязательства по возмещению физическим лицам стоимости продукции начисляются только по факту реализации данной продукции. Правильно ли начислять бюджетные обязательства данным образом?
Согласно пункту 3 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
С учетом изложенного в первую очередь необходимо понимать предмет договора, согласно которому оно осуществляет реализацию поделок:
- купля-продажа;
- комиссия по реализации.
По договору купли-продажи поделки принимаются к бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе товара с применением счета 0 105 08 000 «Товары».
Согласно пункту 125 Инструкции № 157н товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (торговой скидки).
В указанном случае бухгалтерские записи операций с материальными ценностями, приобретенными учреждением для продажи, необходимо осуществлять согласно нормам Инструкции № 174н в зависимости от статуса учреждения.
По договору комиссии учреждение принимает товар (поделки) на ответственное хранение, на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» по ценам, указанным в первичных учетных документах (товарной накладной) контрагента. При этом вознаграждение комиссионера (бюджетного учреждения) подлежит начислению в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
В каком Журнале операций следует отражать расходы по формированию расходов будущих периодов по заработной плате (счет 40150), резерву предстоящих расходов (счет 40160) и дальнейшему их списанию при начислении ежегодных оплачиваемых отпусков?
Согласно пункту 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.
В положении о документообороте, являющемся составной частью сформированной учетной политики учреждения, предусматривается отражение фактов хозяйственной деятельности с применением определенного регистра.
Согласно нормам Методических указаний № 52н Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям составляется учреждением на основании свода Расчетно-платежных ведомостей (ф. 0504401) (Расчетных ведомостей (ф. 0504402)) с приложением первичных документов: Табелей учета использования рабочего времени (ф. 0504421), приказов (выписок) о зачислении, увольнении, перемещении, отпусках (для штатных сотрудников); документов, подтверждающих право на получение государственных пособий, пенсий, выплат, компенсаций.
При этом согласно нормам Инструкции № 157н субъект учета вправе отражать принятые к учету первичные учетные документы (сводные) в регистрах, предусмотренных в рамках формирования своей учетной политики.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Необходимо ли формировать Акт (ф. 0504101) при передаче (приеме) имущества в безвозмездное пользование, или достаточно акта приема-передачи в произвольной форме для отражения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (например, безвозмездное пользование телефонами, кабинетами)?
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 402?ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений утверждены Методическими указаниями № 52н.
Согласно Методическим указаниям № 52н при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями оформляется Акт (ф. 0504101). Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Что является событием после отчетной даты — год, квартал или месяц? Какой датой отражать событие в учете, если акт выполненных работ выставлен заказчиком, например, 30 мая, а учреждением подписан 6 июня?
Прежде чем давать ответ на поставленный вопрос, необходимо понять, что является событием после отчетной даты и отражением факта хозяйственной операции.
Согласно пункту 3 Инструкции № 157н данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие события являются событием после отчетной даты.
Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки).
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н учреждения в учетной политике утверждают:
- порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
- порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.
Для обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции № 157н).
Кроме того, согласно пункту 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения.
Согласно пункту 11 Инструкции № 157н проверенные первичные учетные документы (к которым относится акт выполненных работ) систематизируются в хронологическом порядке по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа.
Основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по договору (государственному контракту) о работах, услугах, о чем в подтверждение этого оформляется акт выполненных работ, услуг, подписанный двумя сторонами.
Условиями договора (государственного контракта) определяется срок подписания указанных актов по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Например, в договоре (государственном контракте) может быть отражено: «Работы (услуги) считаются выполненными со дня подписания Акта выполненных работ (услуг) последней из сторон» и (или) «Заказчик обязуется оплатить выполненную работу (услуги) в течение 10 календарных дней после подписания акта».
Датой документа является дата его подписания или утверждения, для акта — дата события («Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003»).
Таким образом, если даты подписания акта выполненных работ (услуг) обеими сторонами различаются, моментом выполнения обязательств договора (государственного контракта) будет считаться момент подписания его последней стороной.
Отметим, что законодательно унифицированная форма акта не установлена. Поэтому форму акта выполненных работ, услуг необходимо закрепить в рамках сформированной учетной политики бюджетного учреждения с отражением в нем всех обязательных реквизитов первичного документа, перечисленных в статье 9 Закона № 402?ФЗ.
Согласно статье 15 Закона № 402?ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Проект приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее — Проект стандарта) к событиям после отчетной даты относит (п. 3 Проекта стандарта):
- события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, в том числе:
а) объявление в установленном порядке банкротом дебитора, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
б) завершение после отчетной даты судебного производства, в результате которого подтверждается наличие на отчетную дату актива и (или) обязательства;
в) завершение после отчетной даты процесса оформления изменений существенных условий сделки, который был инициирован в отчетном периоде;
г) получение от страховой организации документа, устанавливающего или уточняющего размер страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;
д) получение информации, указывающей на обесценение активов на отчетную дату или на необходимость корректировки убытка от обесценения активов, признанного на отчетную дату;
е) обнаружение ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период до даты подписания отчетности;
ж) иные события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, и (или) указывают на обстоятельства, существовавшие на отчетную дату;
- события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, в том числе:
а) изменение после отчетной даты кадастровых оценок нефинансовых активов;
б) принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) субъекта учета, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
в) существенное поступление или выбытие активов;
г) пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;
д) публичные объявления об изменениях политики, планов и намерений органа, осуществляющего полномочия учредителя, которые могут оказать влияние на полномочия и функции субъекта учета;
е) изменение величины активов и (или) обязательств, произошедшее в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;
ж) изменения законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение государственных программ и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых может существенно повлиять на величину активов, обязательств, доходов и расходов субъекта учета;
з) начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты;
и) иные события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, и (или) указывают на обстоятельства, возникшие после отчетной даты.
Событие, которое свидетельствует об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, отражается путем (п. 6 Проекта стандарта):
а) выполнения записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующем за отчетным, в общем порядке;
б) раскрытия информации об указанном событии в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежат описание события и оценка последствий его наступления в денежном выражении. Если оценка в денежном выражении не является возможной, факт и причины этого также подлежат раскрытию в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 2 Проекта стандарта факты хозяйственной жизни признаются в бухгалтерском учете в момент их возникновения. Поступление после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, которые возникли в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты.
Следовательно, по нашему мнению, ситуация, описанная в вопросе, не является событием после отчетной даты.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор