Чистота с порога

Всем известная фраза: «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят» приобретает особый смысл в общественных местах. Одной из составляющих гигиенических требований к помещениям является поддержание чистоты, особенно при входе — визитной карточке любого учреждения, кинотеатра, медицинского центра и т. д. Чтобы пользоваться атрибутами, способствующими поддержанию чистоты, бухгалтер должен совершить определенные действия.

О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Что выбрать?

Помогают в поддержании чистоты современные предметы, в частности сменные коврики. Они удобны, практичны (имеют прорезиненное основание), с грязезащитными и влаговпитывающими свойствами. Их основная задача — задерживать песок, грязь и влагу с обуви людей, проходящих внутрь помещения, особенно это актуально на объектах повышенной посещаемости.

Наличие таких ковриков при входе в помещение позволяет существенно сэкономить трудозатраты и расходы, связанные с уборкой холла, вестибюля, приемной и т. п.

К организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, стационарным организациям отдыха и оздоровления детей и другим предъявляются особые требования по санитарному содержанию помещений («Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Роспотребнадзора России от 18 мая 2010 г. № 58, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.3155-13, утвержденные постановлением Роспотребнадзора России от 27 декабря 2013 г. № 73, и др.).

07_1.png

Также пунктом 2 статьи 25 Закона от 30 марта 1999 г. № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность работодателя по обеспечению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

На рынке велико разнообразие подобных услуг, но в основном они сводятся к следующему:

купля-продажа;

аренда, которая позволяет избежать дорогостоящей покупки синтетических покрытий;

передача в лизинг (финансовая аренда), дающая возможность с помощью рассрочки платежа приобрести ковер в собственность.

В каждом конкретном случае учреждению следует принимать решение исходя из целесообразности того или иного выбора.

При этом договор аренды несет с собой дополнительное преимущество: отпадает необходимость в дорогостоящем оборудовании для чистки, сушки ковров и квалифицированном персонале по его обслуживанию.

Заключение договоров (государственных контрактов), предметом которых является аренда (лизинг) сменных ковров, учреждением государственного сектора осуществляется согласно нормам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно предмету заключенного договора (государственного контракта) бухгалтер принимает к бухгалтерскому (бюджетному) учету либо имущество в составе основных средств, либо оказываемую услугу. Следует отметить, что замену ковров необходимо осуществлять по согласованному графику, являющемуся неотъемлемой частью договора. Поэтому при разработке плана-графика закупок (технического задания) следует это учитывать.

Также контрагенты по предложению услуг аренды (лизинга) грязезащитных ковров могут наносить на них логотип клининговой компании и (или) учреждения, что является привлекательным бонусом для участников данной хозяйственной операции.

Рассмотрим нюансы договоров аренды и лизинга в части бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.

Аренда

Согласно статье 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, предоставление услуги сменных ковров сводится к договору аренды имущества.

Обратите внимание, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

07_2.png

Поскольку договор аренды является возмездным (имущество предоставляется в аренду за плату), в нем необходимо указать условия о размере арендной платы и сроках ее внесения. Факт передачи предмета договора оформляется передаточным актом (актом приема-передачи объекта, иного документа, подтверждающего получение имущества и право его использования).

Согласно нормам Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101)) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями) в следующих случаях:

при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);

при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);

при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.

Поскольку при передаче сменных ковров не происходит смены собственника имущества, учреждение вправе оформлять указанную хозяйственную операцию с применением Акта (ф. 0504101) в рамках сформированной учетной политики.

В соответствии с пунктами 32, 332, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), имущество, полученное бюджетным учреждением по договору аренды, должно учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной собственником имущества, а в случаях неуказания собственником стоимости — в условной оценке: один объект — один рубль.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (п. 334 Инструкции № 157н).

Выбытие арендуемого учреждением имущества (ковров) с забалансового учета по основанию возврата имущества собственнику отражается в акте приема-передачи, подтверждающем принятие балансодержателем (собственником) объекта по стоимости, по которой он ранее был принят к забалансовому учету.

Учет расчетов с арендодателем в части арендных платежей ведется на счете 0 302 24 000 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» (п. 21 Инструкции № 157н), начисление расходов за предоставленные услуги — с использованием счетов 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н), 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (п. 295 Инструкции № 157н).

Аналитический код счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» определяется сформированной учетной политикой учреждения.

Расходы учреждения по уплате арендной платы за пользование сменными коврами (предоставление услуги сменных ковров) отражаются согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, с применением КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом» по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Пример 1

Учреждением заключен договор сервиса сменных ковров стандартного размера в количестве 10 штук два раза в неделю на сумму 19 120 рублей в месяц. Арендодатель находится на упрощенной системе налогообложения (УСНО). Цена ковров не указана. Оплата предоставленных услуг — в течение пяти рабочих дней по факту предоставления услуги.

Код вида финансового обеспечения бухгалтер укажет согласно источнику финансового обеспечения в рамках сметы казенного учреждения, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного, автономного учреждения и сделает следующие записи:

Увеличение забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование»

— на сумму 10 рублей по факту настила (получения) ковров (10 шт. × 1 руб.);

Дебет 0 109 ХХ 224, 0 401 20 224

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части арендной платы», «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»

Кредит 0 302 24 730

«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»

— начислены расходы за предоставленные услуги за месяц в сумме 19 120 рублей;

Дебет 0 302 24 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»

Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 224

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по арендной плате за пользование имуществом»

— перечислена оплата поставщику в сумме 19 120 рублей.

Уменьшение забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование»

— на сумму 10 рублей по завершении договора.

Финансовая аренда (лизинг)

Согласно статье 665 Гражданского кодекса по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Законом от 29 октября 1998 г. № 164‑ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164‑ФЗ).

Согласно статье 11 Закона № 164‑ФЗ предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. При этом право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме (право оперативного управления), если договором лизинга не установлено иное.

В состав лизинговых платежей, уплачиваемых лизингополучателем, включается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других установленных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Кроме того, в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга (п. 1, 2 ст. 28 Закона № 164‑ФЗ).

07_3.png

Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением, установлены статьей 9.1 Закона № 164‑ФЗ.

В отдельных случаях договоры лизинга заключаются на срок более года. Возникает вопрос: «Вправе ли казенные учреждения (органы власти) заключать договоры лизинга на срок более года?»

Казенные учреждения (органы власти) вправе заключать государственные (муниципальные) контракты, предметом которых является финансовая аренда (лизинг), на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных средств, с учетом условий, указанных в постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. № 1071, при заключении таких контрактов для федеральных нужд, а также при заключении контрактов для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (письмо ФАС России от 14 июля 2014 г. № АД/28082/14).

Если движимое имущество (ковры) учитывается на балансе лизингополучателя (учреждения), основные средства, являющиеся предметом лизинга, отражаются на счете 0 101 40 000 «Основные средства — предметы лизинга» (п. 37, 38 Инструкции № 157н).

Если движимое имущество (ковры) учитывается на балансе лизингодателя, полученное основное средство следует отразить на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В данном случае объект принимается к учету на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) лизингодателем (п. 333 Инструкции № 157н).

Пример 2

Учреждение приобретает по договору лизинга, заключенному сроком на один год, 20 штук сменных ковров на сумму 15 600 рублей, в том числе включая нанесение логотипа в сумме 4 200 рублей, с учетом ежемесячной арендной платы в размере 8 000 рублей.

Бухгалтер сделает записи исходя из следующего расчета ежемесячного платежа:

стоимость 20 штук ковров — 1 300 рублей (15 600 : 12);

стоимость использования, включая профилактические работы (замена, чистка, сушка), — 8 000 рублей:

Дебет 0 106 41 310

«Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Кредит 0 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— сформирована первоначальная стоимость ковров в сумме 15 600 рублей;

Дебет 0 109 ХХ 224, 0 401 20 224

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части арендной платы», «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»

Кредит 0 302 24 730

«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»

— начислена ежемесячная плата за пользование коврами в сумме 8 000 рублей;

Дебет 0 101 46 310

«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — предметов лизинга»

Кредит 0 106 41 410

«Уменьшение вложений в основные средства — предметы лизинга»

— приняты к бухгалтерскому (бюджетному) учету ковры в сумме 15 600 рублей;

Дебет 0 302 24 830, 0 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»«, «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 224

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по арендной плате за пользование имуществом»

— начислены ежемесячные платежи в сумме 9 300 рублей (1 300 +
+ 8 000);

Дебет 0 101 36 310

«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 101 46 410

«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — предметов лизинга»

— переход вещного права (оперативного управления) в сумме 15 600 рублей.

Пример наглядно показывает, что стоимость услуги по замене ковров не увеличивает стоимости ковров — учреждение оплачивает только смену ковров и уход за ними.

Налог на прибыль

В части налогового учета отметим лишь нюансы налогообложения указанной хозяйственной операции.

Включение затрат, связанных с уплатой арендных платежей, осуществляется на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в составе расходов по налогу на прибыль как арендные платежи за арендуемое имущество, относящиеся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг (также см. письмо Минфина России от 9 февраля 2017 г. № 03-03-06/1/7165).


Реклама