Внешкольные мероприятия. Квесты

Меняется время — меняются люди, меняется их досуг. Рассмотрим бухгалтерский (бюджетный) учет операций по организации мероприятий внеклассной воспитательной работы, включая квесты, их посещение школьниками начальных классов.

А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

Что такое квесты

Квест — это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий, в своем роде викторина с сюжетом.

Организации, предоставляющие услуги квестов для разных возрастных категорий, возникли в нашей стране относительно недавно и получили определенную популярность среди населения.

Отдельные программы квестов составлены так, что участвовать могут все без исключения, как взрослые с любым уровнем образования, знаний, так и дети.

Все, что нужно для прохождения такой игры, это смекалка, логика, находчивость, внимание к деталям и пространственное мышление.

Соответствующие организации предлагают исторические квесты, квесты по мотивам русских народных сказок, былин, а также на основе повестей и романов, включая школьную программу.

Такие мероприятия относятся к внешкольной (внеклассной) воспитательной работе школьных педагогов.

Организация внешкольной (внеклассной) воспитательной работы бюджетными образовательными учебными учреждениями предусматривает:

гражданское и патриотическое воспитание;

трудовое воспитание;

нравственное воспитание;

эстетическое воспитание;

пропаганду здорового образа жизни;

психолого-педагогическое сопровождение;

работу с родителями.

Внеклассная работа с учащимися начальных классов формирует и развивает способности и личность обучающегося, способствует развитию логического мышления, внимания, сообразительности, памяти, умения работать в коллективе.

Реализация дополнительной внеурочной деятельности требует другого подхода к организации образовательного процесса.

Дополнительная внешкольная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования направлении применять современные разработки и технологии для совершенствования изучения дисциплин обязательной программы.

Вместе с тем необходимо отметить, что на администрацию образовательного учреждения накладывается ответственность по обеспечению необходимой образовательной среды, оказывающей влияние на состояние здоровья обучающихся, особенно при проведении выездных мероприятий.

Руководитель образовательного учреждения, отвечая за безо­пасность участников образовательного процесса, должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Роспотребнадзора от 29 декабря 2010 г. № 189, иных нормативно-правовых актов, в том числе разработанных самостоятельно и регламентирующих внеурочную деятельность.

В мероприятия по организации безопасности образовательного процесса, профилактике детского травматизма могут входить следующие направления:

подготовка приказов о назначении ответственных за безо­пасность обучающихся при проведении массовых мероприятий — экскурсий, квестов и т. п., об организации дежурства педагогического состава и назначении дежурных администраторов, дежурных учителей;

контроль организации проведения массовых и выездных мероприятий;

формирование у обучающихся культуры поведения, предупреждающей получение травм;

проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений;

проведение лекций, бесед;

размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например по правилам дорожного движения;

проведение совместных мероприятий с представителями родительской общественности.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение внешкольных мероприятий бюджетными учреждениями осуществляется согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД).

При этом бухгалтерам следует внимательно следовать источникам финансового обеспечения, предусмотренным в ПФХД, при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете принятых обязательств и принятых денежных обязательств.

20_1.png

Внешкольные мероприятия могут отражаться в бухгалтерском (бюджетном) учете с аналитическим КВФО 2 «Приносящая доход деятельность» с учетом приносящей доход деятельности в рамках устава учреждения, а также добровольных пожертвований физических (в т. ч. родителей учащихся) и юридических лиц.

Напомним, что основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации установлены Законом от 11 августа 1995 г. № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Добровольные пожертвования, в том числе от родителей обучающихся, могут быть переданы как в наличной форме, так и по безналичному расчету, с обязательным отражением в первичных учетных документах.

20_2.png

Передача и прием наличных денежных средств от физических лиц могут быть осуществлены на основании письменного заявления с указанием целевого назначения представителем (уполномоченным лицом) родительского комитета (сообщества). Уполномоченное лицо передает добровольные пожертвования в бухгалтерию учебного учреждения.

Наличные денежные расчеты осуществляются согласно Указанию Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Перечисление денежных средств от юридических лиц производится на основании заключенного договора о пожертвовании. Не допускается использование добровольных пожертвований на иные цели, отличные от указанных, равно как и сами пожертвования не могут быть получены путем принуждения.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Общие правила учета в бюджетных учреждениях определены в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Кроме того, бюджетное учреждение, которое получает субсидии на выполнение государственных заданий, при отражении операций в учете должно руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Согласно указанным инструкциям для обособленного учета затрат бюджетное учреждение применяет счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с соответствующей аналитикой.

Вместе с тем для организации учета затрат по источнику финансового обеспечения пожертвований от физических и (или) юридических лиц применяется счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы бюджетного учреждения на проведение внешкольных мероприятий (квестов) следует отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

В случае финансового обеспечения по приносящей доход деятельности различных источников следует организовать раздельный учет, который необходим для формирования исходных данных управленческого учета.

Для эффективного управления образовательным учреждением необходима информация о доходах и расходах по видам деятельности, местам возникновения и центрам ответственности.

Обобщение сведений по доходам и расходам позволяет осуществлять контроль и анализ видов приносящей доход деятельности, что в результате отражается на принятии управленческих решений оперативного и стратегического характера.

Обратите внимание, что доходы образовательного учреждения в системе управленческого учета — это субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, доходы учреждения от реализации образовательных услуг сверх государственного (муниципального) задания, а также иная деятельность, разрешенная уставом.

Внимание!

Источники финансового обеспечения бюджетного образовательного учреждения имеют единственное предназначение — достижение цели, ради которой оно создано.

Принцип ведения раздельного бухгалтерского (бюджетного) учета, налогового, управленческого необходимо отразить в сформированной учетной политике учреждения.

Пример 1

МБОУ «Школа № 7» в рамках исполнения внеклассного мероприятия (посещение исторического квеста) осуществило расходы на сумму 10 500 рублей за группу школьников.

Приносящая доход деятельность на дату совершения операции составила 135 000 рублей, из них получены добровольные пожертвования физических лиц (взносы родителей) на осуществление указанного мероприятия — 10 500 рублей.

Учетной политикой учреждения предусмотрен раздельный управленческий учет в части полученных доходов.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 205 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 2 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход по уставной приносящей доход деятельности в сумме 124 500 (135 000 — 10 500) рублей, аналитика «Уставная приносящая доход деятельность»;

Дебет 2 205 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 2 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход от пожертвований физических лиц в сумме 10 500 рублей, аналитика «Добровольные пожертвования физических лиц»;

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 205 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— получены денежные средства от уставной приносящей доход деятельности в сумме 124 500 рублей, аналитика «Уставная приносящая доход деятельность», с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств»;

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 205 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— получены добровольные пожертвования от физических лиц в сумме 10 500 рублей, аналитика «Добровольные пожертвования физических лиц», с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств»;

Дебет 2 109 ХХ 226

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»

Кредит 2 302 226 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— начислены расходы на проведение квеста в сумме 10 500 рублей;

Дебет 2 302 226 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислено контрагенту за проведение мероприятия в сумме 10 500 рублей с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств».

Пример 2

Бюджетное образовательное учреждение заключило договор на изготовление информационного стенда «Ознакомление с квестами. Профилактика травматизма» на сумму 2 700 рублей согласно ПФХД по КВФО «2».

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 2 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— вложения на изготовление информационного стенда в сумме 2 700 рублей;

Дебет 2 101 38 310

«Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

— принят к учету информационный стенд на сумму 2 700 рублей;

Дебет 2 109 ХХ 271

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации основных средств, иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 101 38 410

«Уменьшение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»

— введение в эксплуатацию изготовленного стенда на сумму 2 700 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации»;

Дебет 2 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— расчеты по договору на сумму 2 700 рублей с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств».

Внутренний контроль

Необходимость осуществления внутреннего контроля учреждением своей финансово-хозяйственной деятельности определена статьей 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с данной статьей экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20_3.png

В результате анализа целенаправленности и эффективности расходов на проведение внешкольных мероприятий, включая по источнику финансового обеспечения добровольных пожертвований, можно обобщить следующие нарушения:

отсутствие оформления мероприятия первичными учетными документами;

отсутствие распорядительных документов на проведение такого мероприятия. Существенные нарушения при подготовке, утверждении и исполнении ряда нормативных и распорядительных документов бюджетного учреждения в части Бюджетного кодекса, Трудового кодекса, бухгалтерского учета;

наличие подписей лиц, не имеющих на то полномочий;

отсутствие сметы расходов мероприятия.

Перечень мероприятий по проведению внутреннего контроля может содержать наименование мероприятия, сроки его проведения, перечень ответственных структурных подразделений, должностных лиц.

В целях осуществления внутреннего финансового контроля бюджетные учреждения образования могут вести журналы внешкольных мероприятий с указанием наименования мероприятия, даты его проведения, ответственного лица за его проведение, список участников, сметы на проведение мероприятия.

Напомним, что форму регистров, не утвержденных унифицированными альбомами форм, учреждение утверждает в рамках своей учетной политики.

Затраты на проведение указанного мероприятия, такие как расходы на ГСМ (в случае использования автотранспорта образовательного учреждения), организация питания и др., также необходимо отражать в смете на проведение мероприятия по КВФО «2».

Следует отметить, что гражданско-правовые отношения образовательного учреждения и организации по предоставлению услуг досуга базируются на нормах Гражданского кодекса с заключением договора на проведение внешкольного мероприятия, включая квест, с соблюдением условий Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Понимая, что организации по предоставлению услуг квестов могут быть представителями малого и среднего предпринимательства, необходимо учитывать пункт 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства России от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее — Положение № 1352), в котором отмечено, что годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1352, должен составлять не менее 10 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.


Реклама