Потоп местного масштаба
Ущерб имуществу учреждения может быть нанесен стихией1. Однако нередки случаи, когда на месте виновника оказывается не ураган или потоп, а партнер, который безответственно подошел к своим обязанностям.
Ю. Л. АНОХИНА, консультант
Бюджетное учреждение «Центр» для развивающих занятий с детьми арендовало помещение у сторонней организации. Обязанности по содержанию имущества возложены на арендодателя. В них включены обслуживание водопроводных, электрических сетей, сетей теплоснабжения, противопожарная безопасность. В результате аварии в системе теплоснабжения, произошедшей по вине арендодателя, нанесен ущерб имуществу бюджетного учреждения, не отнесенному к категории особо ценного. Пострадали предметы мебели, учебные и игровые пособия, ковры, входящие в состав основных средств и учитываемые на счете 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения» и на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Арендодатель возместил причиненный ущерб и перечислил денежные средства на лицевой счет бюджетного учреждения.
Правовое поле
Общие основания ответственности за причинение вреда изложены в статье 1064 Гражданского кодекса. Так, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в ряде случаев обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Гражданским кодексом в этот перечень включены следующие моменты:
- ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности; лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (п. 4 ст. 931 ГК РФ);
- ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ);
- ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).
Гражданским кодексом предусмотрена также ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), за совместно причиненный вред (ст. 1080 ГК РФ).
Законодательством установлена норма, в соответствии с которой ответственность за возмещение вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, ложится на родителей (усыновителей) или опекунов (ст. 1073, 1074, 1075 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1076 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины у его причинителя. Эта норма относится к ситуациям, предусмотренным статьями 1070, 1079, 1095 Гражданского кодекса.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки. В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Также договором, заключенным сторонами (например, арендатором и арендодателем), может быть установлена обязанность причинителя вреда или иного лица выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения суммы вреда.
Имущество бюджетного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). То есть самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником, бюджетное учреждение не вправе (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №
В рассматриваемой ситуации с порчей имущества бюджетного учреждения вследствие аварии в системе теплоснабжения, произошедшей по вине арендодателя, было принято решение о возмещении вреда согласно положениям заключенного договора аренды. Однако не всегда ситуация разрешается сторонами с их обоюдного согласия. В случае невозможности ее урегулирования стороны могут обратиться в суд.
При этом следует учитывать, что при заключении договоров (государственных контрактов) учреждение вправе включить следующие пункты в договор аренды недвижимого имущества (зданий, помещений):
- арендодателем и арендатором составляется Акт (по одному экземпляру для каждой из сторон), который содержит сведения о техническом состоянии здания (помещения) на дату их передачи;
- арендодатель обязан создавать арендатору необходимые условия для использования арендуемого здания (помещения) в соответствии с целями, указанными в договоре (государственном контракте);
- в случае аварии или иных обстоятельств, произошедших не по вине арендатора, нанесших ущерб арендуемому зданию (помещению), имуществу арендатора, оказывать ему необходимое содействие в устранении нанесенного арендуемому зданию (помещению), имуществу арендатора ущерба.
Выявить и списать
Обнаружив признаки порчи имущества, не следует опускать руки с мыслью «все пропало». Так как бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом, необходимо установить порядок списания.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Закона № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».
Выделим основные этапы действий, необходимых в указанной ситуации:
- осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации. Установление причины порчи;
- принятие и оформление решения о возможности дальнейшего использования испорченного имущества, а также целесообразности его восстановления;
- подготовка и согласование списания испорченного имущества, находящегося в бюджетном учреждении.
С учетом изложенного, прежде всего надо провести инвентаризацию. Это мероприятие установит перечень поврежденного (утраченного) имущества. Кроме того, в пункте 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания № 49), приведен перечень ситуаций, при которых проведение инвентаризации является обязательной процедурой. В их числе и порча ценностей. Аналогичная позиция закреплена в пункте 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
При проведении инвентаризации учреждению следует руководствоваться Законом от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», Методическими указаниями № 49 и Инструкцией № 157н.
В соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н), по результатам инвентаризации оформляются Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Решение комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) о необходимости списания объектов основных средств, нематериальных активов, иных материальных ценностей (кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением) оформляется соответствующим первичным учетным документом — Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт о списании) с приложением копий Инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка), сформированных на дату составления Акта о списании. Документ утверждается руководителем и является основанием для отражения выбытия испорченного имущества в учете бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н):
Дебет 4 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана амортизация, начисленная на стоимость объекта основных средств, подвергшегося порче;
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана стоимость испорченного объекта основных средств.
Списание объектов стоимостью до 3000 рублей отражается уменьшением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Бухгалтерские записи, отражающие списание с учета пострадавших объектов, вносятся в Акт о списании в раздел «Отметка бухгалтерии о списании». В Инвентарной карточке, в разделе 3 «Движение объекта основных средств» производится отметка о выбытии объекта с указанием причины выбытия.
Выбытие объекта основных средств отражается по его балансовой стоимости (п. 12 Инструкции № 174н).
Определить ущерб
Следует учитывать, что балансовая стоимость не всегда равна размеру причиненного ущерба. Обязательные общие требования к учету расчетов по суммам потерь от порчи материальных ценностей и другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в размере ущерба, определены Инструкцией № 157н.
Согласно статье 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного в том числе порчей имущества, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Но порядок установления такой стоимости положениями Инструкции № 157н не закреплен. В то же время в пункте 109 Инструкции № 174н указано, что размер ущерба в бюджетном учреждении устанавливается по оценочной стоимости.
Вопрос об определении текущей восстановительной стоимости пострадавших объектов основных средств при определении суммы ущерба Минфин России рассмотрел в письме от 23 декабря 2016 г. № 02-07-10/77576. В нем ведомство разъяснило, что под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету. При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Договоры (контракты), заключенные бюджетным учреждением на проведение независимым экспертом технической экспертизы, на утилизацию объекта основных средств, а также на выполнение работ по независимой оценке рыночной стоимости, в установленных Законом от 29 июля 1998 г. № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» случаях должны быть оформлены с использованием процедур, предусмотренных Законами от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Решение об определении текущей восстановительной стоимости материальных ценностей, подтвержденной документально или определенной экспертным путем, может быть принято комиссией учреждения. При этом порядок определения размера ущерба должен быть закреплен в учетной политике учреждения.
Согласно Закону № 7‑ФЗ доходы от иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений являются собственными доходами учреждения. Таким образом, поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и отражаются записями согласно Инструкции № 174н:
Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению арендодателем;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в счет возмещения ущерба с одновременным отражением на забалансовом счете 17
Поступления денежных средств«.
Однако сумма ущерба может состоять не только из установленной стоимости испорченного имущества. Потребуется устранить последствия потопа, разобрать, вывезти и (или) утилизировать непригодные к дальнейшей эксплуатации пострадавшие основные средства. А также учесть при необходимости (в зависимости от величины ущерба) приостановку деятельности развивающего центра, то есть неполученные доходы (воздействие на финансово-хозяйственную деятельность).
Следует помнить, что производить действия с испорченным имуществом по списанию можно только после утверждения собственником акта на его списание. До начала демонтажа (разборки на узлы и детали), вывоза и (или) утилизации по факту подписания акта на списание пострадавшего имущества пострадавшие объекты основных средств принимаются к учету на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Так как на хранение принимается имущество учреждения, а не сторонней организации, то имеет место одностороннее оформление акта учреждением, то есть к учету оно принимается в условной оценке один объект — один рубль) (абз. 1, 2 п. 335 Инструкции № 157н, п. 12 Инструкции № 174н).
Поскольку в рассматриваемой ситуации обязанности по содержанию недвижимого (предоставленного в аренду) имущества возложены на арендодателя, он и обязан провести ремонт своего помещения, восстановить систему теплоснабжения.
А вот возможные действия с пострадавшим имуществом бюджетного учреждения могут пойти различными путями. Рассмотрим некоторые варианты.
1. Затраты на разбор, вывоз и (или) утилизацию имущества включаются в общую сумму ущерба, и арендодатель перечисляет денежные средства на лицевой счет учреждения:
Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению арендодателем;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в счет возмещения затрат на мероприятия с испорченным имуществом с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств».
2. Арендодатель по договоренности с бюджетным учреждением (договор (государственный контракт) о безвозмездном оказании работ, услуг с определением условий пожертвования) заключит договор со сторонней организацией на соответствующие услуги, оплатит их и копии договоров, актов выполненных работ, платежных документов представит в учреждение.
Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться, в частности, гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим учреждениям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.
Благотворительные пожертвования в соответствии с положениями статьи 5 Закона от 11 августа 1995 г. № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» могут осуществляться в том числе в форме безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами, доходы в виде результатов выполненных работ которых безвозмездно получены бюджетным учреждением.
В бухгалтерском (бюджетном) учете появится запись:
Дебет 2 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислен доход от безвозмездно выполненных услуг, осуществленных виновником порчи имущества, на основании представленных им документов;
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 205 81 226
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— начислены расходы по безвозмездно полученным услугам по вывозу и утилизации имущества, подвергшегося ущербу.
Обращаем внимание, что при отсутствии в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этим инструкциям.
Согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса определено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав в целях налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами налогоплательщика. Исключение составляют случаи, указанные в статье 251 Налогового кодекса.
Что касается налога на прибыль в этом случае, то при определении налоговой базы бюджетными учреждениями не учитываются полученные и использованные по назначению целевые благотворительные пожертвования, в том числе в форме безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг благотворителями (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, письма Минфина России от 10 декабря 2015 г. № 03-03-06/4/72349, от 29 октября 2013 г. № 03-03-06/4/46052).
3. Бюджетное учреждение самостоятельно проводит необходимые мероприятия, а виновник порчи имущества компенсирует расходы:
Дебет 2 401 20 200
«Расходы экономического субъекта»
Кредит 2 302 2Х 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам»
— приняты к учету работы, связанные с демонтажем, вывозом и (или) утилизацией испорченного имущества;
Дебет 2 302 2Х 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены работы, связанные с демонтажем, вывозом и (или) утилизацией испорченного имущества;
Дебет 2 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражена сумма затрат, подлежащая возмещению арендодателем;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 30 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
— поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в счет возмещения произведенных затрат с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств».
Если же согласие не достигнуто, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд. В этом случае ответчику, возможно, придется оплатить судебные расходы.
Налоги
Выбытие имущества в результате порчи не является его реализацией или безвозмездной передачей в целях налогообложения НДС. Поэтому на основании положений Налогового кодекса (ст. 39, 146) такая хозяйственная операция не является объектом для исчисления НДС.
Так как средства, полученные в возмещение ущерба, являются собственными доходами учреждения, возникает вопрос о включении этой выгоды в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 Налогового кодекса. Денежные средства, полученные бюджетным учреждением от коммерческой организации (арендодателя) в счет возмещения ущерба, в нем не поименованы. Следовательно, они признаются внереализационными доходами в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 250 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 12 сентября 2014 г. № 03-03-06/4/45766).
Если учреждение признает в налоговом учете доходы и расходы методом начисления, то указанный внереализационный доход включается в налоговую базу на дату признания суммы подлежащего возмещению ущерба арендодателем (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
При применении кассового метода этот доход признается на дату поступления имущества в счет возмещения ущерба от арендодателя (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Однако, как говорилось выше, в случае использования по назначению целевых благотворительных пожертвований налогооблагаемая база не возникает.
1 сноска