Новости города. Велопарковка
Средства передвижения могут быть различными. Самый простой, практичный в использовании, да и в эксплуатации, — велосипед. Этот вид транспорта получил широкую популярность и востребованность — на работу, в школу, институт, кружок по интересам. Совсем недавно возникли велопарковки, пункты выдачи напрокат спортивного инвентаря, включая велосипеды. И, как всегда, с появлением новых видов деятельности для учреждения возникают вопросы у финансиста, бухгалтера.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Существует много различных классов велосипедов, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и особенности с учетом той или иной местности. Спортивные, шоссейные, трековые и т. д.
Велосипед — один из альтернативных видов транспорта, с помощью которого передвигаются по городу, да и просто катаются в удовольствие.
Мегаполисы не отстают от времени — города развиваются вместе с нами, нашими потребностями.
Тенденция развития велоспорта и использования велосипедов в повседневной жизни обусловлена темпом жизни крупных городов, когда возникает необходимость избежать автомобильных пробок, маневренно доехать до места работы, провести досуг, заняться спортом с пользой для здоровья.
Государственные казенные и (или) бюджетные учреждения организуют велопарковки, удобное месторасположение которых подчас обусловлено транспортными узлами, школами и гимназиями.
В рамках развития велосипедного движения государственные учреждения с каждым годом увеличивают количество велопарковок с применением антивандальных материалов.
В основной своей массе велопарковки устанавливаются в местах хорошей проходимости городских жителей и гостей города. Помимо транспортных развязок это торговые и досуговые центры, учреждения досугового профиля, культуры, учебных заведений и др.
При этом количество веломест зависит от популярности проспектов, улиц города, транспортно-пересадочных узлов транспортных сообщений города.
В отдельных городах ведется работа над транспортной схемой города, включая создание условий для безопасного и комфортного использования велосипеда (велодорожки, разметка на тротуаре и т. д.).
Администрации городов предлагают использовать велосипеды в качестве массового вида транспорта, имеющего приоритетное значение для города (наряду с общественным транспортом).
Так что из себя представляет велопарковка? Парковка для велосипедов состоит из одной или нескольких стоек, размещенных на достаточном расстоянии друг от друга и закрепленных на общем установочном основании, прочно связанном с землей.
Велопарковки могут иметь различную конфигурацию. При их создании необходимо учитывать:
- удобство размещения, чтобы не создавать помех пассажиропотокам в местах движения общественного транспорта;
- наличие хорошо просматриваемой местности, вблизи камер видеонаблюдения, отсутствие крупномерных деревьев и кустарников и др.;
- вместимость — предполагаемое количество велосипедов в зависимости от мест использования и активности горожан.
Бухгалтерский учет
Для принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету велопарковок необходимо руководствоваться Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), Общероссийским классификатором основных фондов ОК
Согласно ОК
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Кроме того, согласно пункту 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции № 157н).
Производители предлагают различные модификации велопарковок. Заключая договор на приобретение, учреждение обязано руководствоваться Законами от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При отнесении расходов к определенному коду на установку велопарковки учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н).
В соответствии с Указаниями № 65н такие расходы относятся на код вида расходов (КВР) 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» по элементу 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
В соответствии с положениями Указаний № 65н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения норм эксплуатации (содержания) имущества, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Вместе с тем расходы на оплату работ по установке (благоустройству территории) следует отражать по соответствующим подстатьям КВР статьи 220 «Оплата работ, услуг» и статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых учреждением. Например, разработка проектной и сметной документации на проведение работ по благоустройству — подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, создание объектов благоустройства — статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Принимая объект нефинансовых активов (велопарковку), учреждению необходимо определить срок его полезного использования. При определении срока полезного использования велопарковки возникают важные моменты:
срок, в течение которого будет начисляться амортизация, а значит и срок, по окончании которого объект может быть списан;
возникновение амортизируемого имущества в целях налогообложения налогом на прибыль (в случае приобретения велопарковки по источнику финансового обеспечения приносящая доход деятельность).
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства России от 1 января 2002 г. № 1 (далее — Классификация).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Срок полезного использования основного средства определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Вновь созданные объекты благоустройства — сооружения, включая велопарковки, учитываются субъектом учета в составе основных средств на счете 0 101 03 000 «Сооружения».
Аналитический учет основных средств ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)), открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества (п. 54 Инструкции № 157н).
Установленный срок полезного использования велопарковки необходимо отразить в Инвентарной карточке (ф. 0504031).
Учет операций по поступлению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости.
Отметим, что согласно статье 39 Закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Пример 1
Казенное учреждение в рамках проекта расширения зон применения велосипеда (развитие велосипедного движения) заключило договор с фирмой «Велоспорт» на установку велопарковки на сумму 81 000 рублей. Предоплата по заключенному договору не предусмотрена. Одновременно заключен договор с фирмой «Экология» на вывоз грунта на сумму 10 000 рублей.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражены вложения в установку велопарковки на сумму 81 000 рублей;
Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— отражена оплата поставщику на сумму 81 000 рублей;
Дебет 1 101 13 310
«Увеличение стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— отражено принятие сооружения (велопарковки) в состав основных средств на сумму 81 000 рублей;
Дебет 1 109 ХХ 226, 1 401 20 226"Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг«, «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы по вывозу грунта на сумму 10 000 рублей;
Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— отражена оплата поставщику на сумму 10 000 рублей.
В случае передачи (получения) велопарковки, бывшей в употреблении, срок полезного использования, определенный к принятию в бухгалтерском (бюджетном) учете, будет равен разнице срока согласно Классификации и сроку, указанному передающей стороной в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение работ по установке велопарковок может осуществляться в зависимости от типа учреждения в рамках выполнения государственного задания (бюджетные учреждения) за счет бюджетных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (казенные учреждения), собственных средств от приносящей доход деятельности (как правило, бюджетные учреждения), целевого финансирования (бюджетные, казенные учреждения), в рамках договора пожертвования (бюджетные, казенные учреждения).
Расходы на установку велопарковок могут быть отнесены:
- казенным учреждением — в рамках утвержденных смет доходов и расходов согласно бюджетным ассигнованиям на обеспечение выполнения функций казенных учреждений. При этом согласно пункту 2 статьи 221 Бюджетного кодекса утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- бюджетным учреждением — в рамках выполнения государственного задания согласно плану финансово-хозяйственной деятельности (далее — План), утвержденного на текущий финансовый год и плановый период. При этом согласно пункту 9 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» в целях формирования показателей плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств:
- субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса;
- субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Как это работает?
Организация велопарковки (система) работает на современном уровне с использованием средств связи сети интернет, мобильной связи.
Оплата тарифа пользователем осуществляется через терминал, личный кабинет, где можно выбрать подходящий тариф по использованию велосипедов (день, сутки, неделя, месяц, сезон).
Как правило, короткие поездки до 30 минут уже включены в стоимость тарифа.
Оплаченный пользователями тариф позволяет разблокировать велосипед и начать его использование.
Возникает безналичный платеж с использованием банковской карты, выданной физическому лицу.
Согласно пункту 2.3 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. №
В этой связи в целях осуществления всех необходимых мероприятий, связанных с эквайрингом, учреждению необходимо заключить договор с кредитной организацией — банком-эквайером, предметом которого будет установка необходимого оборудования: POS-терминалов с процессинговым центром, импринтеров[1].
Бюджетный (бухгалтерский) учет операций по движению денежных средств по договору эквайринга осуществляется с использованием счета 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доход деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства России, законами субъекта России, нормативно-правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта России, муниципальными правовыми актами (п. 3, 3.1 ст. 161 БК РФ).
Пример 2
Казенное учреждение «Велотрек», выполняя свои функции согласно уставу, получило за отчетный период доход от предоставления напрокат велосипедов (по утвержденному тарифу) в сумме 600 000 рублей.
Учреждение не является администратором доходов соответствующего бюджета.
Бухгалтер отразит указанную хозяйственную операцию следующими записями:
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10130
— начислен доход от предоставления услуг велопарковки в сумме 600 000 рублей;
Дебет 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность перед бюджетом в сумме 600 000 рублей;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— перечислена сумма задолженности перед бюджетом 600 000 рублей.
Администратор доходов соответствующего бюджета на основании Извещения (ф. 0504805) отразит получение указанного дохода казенным учреждением следующими записями:
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
[1] Более подробно о нюансах хозяйственной операции, связанной с эквайрингом, читайте в статье «В ногу со временем», журнал «Бюджетный учет» № 2/2017. С.
Справочно
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности, а также имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.