Практика применения нормативно­правовых актов по бюджетному учету и отчетности в финансовых органах

Рассмотрим актуальные вопросы в рамках завершения финансового года и подготовки к годовой отчетности.

А. Н. КРИВЕНЕЦ, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Казначейства России

Одними из основных принципов формирования отчетности является обеспечение ее достоверности и полноты.

Отражение доходов

В отношении отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов России наряду со многими другими вопросы отражения полной и достоверной информации о доходах всегда являлись актуальными.

Если в части доходов бюджета, которые администрируют государственные органы, казенные учреждения соответствующего бюджета, вопросы зачастую не возникают, то отражение показателей по доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые администрируют федеральные государственные органы и учреждения, всегда требовало отдельного внимания.

Минфин России еще в 2012 году в письме от 5 июля 2012 г. № 02-06-07/2561 подробно разъяснил порядок отражения в бюджетном учете и отчетности поступлений тех доходов, которые, являясь федеральными налогами, распределяются в соответствии с установленными нормативами в бюджеты субъектов России и муниципальных образований.

Элемент бюджета у таких налогов в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации является 01 «Федеральный бюджет». В основном таким налогом является налог на доходы физических лиц.

По таким доходам федеральные органы бюджетную отчетность в субъекты России (муниципальные органы) не представляют.

Для отражения в бюджетном учете предусмотрены следующие записи:

в бюджетном учете финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

Дебет КИФ 1 202 11 510
«Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства»
Кредит КДБ 1 402 10 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет»
— поступления денежных средств.

Одновременно с этим в учете финансового органа как администратора доходов поступление отражается бухгалтерской записью:

Дебет КДБ 1 210 02 110
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет налоговым доходам»
Кредит КДБ 1 401 10 110
«Налоговые доходы».

Отражение в отчетности администрируемых доходов с элементом бюджета 01 «Федеральный бюджет» показано на рисунке 1.

12_1.png

В то же время существует и иная ситуация — когда федеральные государственные органы администрируют доходы бюджета субъекта России (муниципального образования) с элементами бюджета 02 «Бюджет субъекта Российской Федерации» и т. д.

В части таких доходов у федеральных государственных органов, их администрирующих, возникает обусловленная положениями Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, обязанность как вести бюджетный учет таких доходов, так и формировать и представлять бюджетную отчетность администратора доходов соответствующего бюджета.

Бюджетный учет финансового органа субъекта России (муниципального образования) поступлений доходов не отличается от приведенного выше. Это будут такие бухгалтерские записи:

Дебет КИФ 1 202 11 510
«Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства»
Кредит КДБ 1 402 10 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет».

При этом бюджетный учет администратора доходов осуществляется в полном объеме соответствующими администраторами — федеральными органами исполнительной власти.

Как следствие ключевым отличием в данном случае будет являться отражение в отчетности об исполнении соответствующего бюджета не только кассовых поступлений по доходам, но и отражение дебиторской и кредиторской задолженности по ним — а это уже баланс соответствующего публично-правового образования.

Отражение в учете и отчетности администрируемых федеральными органами исполнительной власти доходов с элементами бюджета 02–13 представлено на рисунке 2 (стр. 14).

12_2.png

На первый взгляд может показаться, что данные вопросы урегулированы и сложности по включению показателей по доходам в отчетность об исполнении бюджета у субъектов России (муниципальных образований) возникать не должны. Но, тем не менее, из года в год при приеме отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов России приходится решать в первую очередь организационные вопросы по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с соответствующими финансовыми органами о сроках, составе и качестве представляемых данных.

Федеральное казначейство вынуждено констатировать факт, что не у всех субъектов России и муниципальных образований должным образом налажена работа по организации представления отчетности администраторами доходов федерального уровня.

Поэтому рекомендуем до конца текущего года провести все необходимые организационные мероприятия и обеспечить формирование отчетности об исполнении бюджетов в полном объеме с учетом показателей администраторов доходов федерального уровня.

Инвентаризация объектов незавершенного строительства

Следующее направление деятельности, которому требуется уделить большое внимание в преддверии годового отчета, это инвентаризация объектов незавершенного строительства.

Аналогичная работа ведется на уровне федерального бюджета уже второй год и, судя по ее результатам, будет продолжаться и далее.

Кроме инвентаризации объектов незавершенного строительства на федеральном уровне задача с этого года распространилась в том числе на субъекты России и муниципальные образования.

Объектом инвентаризации будут являться показатели, отраженные на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения».

Представление результатов инвентаризации будет осуществляться в отдельной форме отчетности в составе отчетности за 2017 год, раскрывающей все вложения по каждому объекту.

В настоящее время субъектам России и муниципальным образованиям для предварительной проработки вопроса можно использовать Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190), в соответствии с которыми федеральные органы государственной власти и казенные учреждения представляют отчетность в Федеральное казначейство.

При этом следует обратить внимание, что после утверждения аналогичной формы отчетности для субъектов России (муниципальных образований) состав показателей для их раскрытия в годовом отчете будет уточнен (и, скорее всего, сокращен).

Почему данному вопросу уделяется пристальное внимание как со стороны контрольных органов, так и со стороны Правительства России? Ответ очевиден: это объем вложений, который составляет существенную долю как по расходам бюджета, так и непосредственно по основным средствам.

Возникают резонные вопросы: какие объекты отражены в составе незавершенного строительства, сроки их реализации (как планируемые, так и фактические), сколько таких объектов всего, когда они должны быть завершены и множество других.

Ответить на них и составить новую форму отчетности без проведения анализа показателей первичных документов, на основании которых отражены данные в бюджетном учете, попросту невозможно.

Именно поэтому оставшееся до представления годовой отчетности время необходимо использовать для проведения тщательной инвентаризации показателей вложений в недвижимое имущество.


Реклама