Обеспечение исполнения контракта автономным учреждением

В статье проанализированы нормы действующего законодательства, а также позиции официальных органов — Минфина и Минэкономразвития России по вопросу о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта автономным учреждением.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Проблемы проведения закупок, заключения и исполнения контрактов остаются одними из наиболее острых в сфере деятельности бюджетных и автономных учреждений. В частности, весьма актуальным является вопрос о распространении положений статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ) об обеспечении исполнения контракта на автономные учреждения.

Что говорят законы

Согласно определению, закрепленному в пунктах 1 и 2 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления преду­смотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Особенности закупок с участием автономных учреждений регламентированы нормами статьи 15 Закона № 44‑ФЗ. Законодательство закрепляет за учреждениями статус заказчика и обязанность осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44‑ФЗ, в следующих случаях:

  • закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (п. 4 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ);
  • государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (п. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ).

При этом следует обратить внимание, что в первой ситуации к закупкам не применяются нормы Закона № 44‑ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов, а именно — пункт 1 статьи 1, а также пункт 4 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением ситуаций, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

На основании пункта 2 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в следующих случаях:

  • определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей) (параграф 3 гл. 3 Закона № 44‑ФЗ);
  • проведения запроса предложений:
    • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки сборных спортивных команд России по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия сборных спортивных команд России в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (подп. 2 п. 2 ст. 83 Закона № 44‑ФЗ);
    • при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (подп. 7 п. 2 ст. 83 Закона № 44‑ФЗ);
    • при осуществлении закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном законодательством (подп. 9 п. 2 ст. 83 Закона № 44‑ФЗ);
    • при осуществлении закупок услуг российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов по защите интересов России в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитражах (подп. 10 п. 2 ст. 83 Закона № 44‑ФЗ);
  • проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В ситуациях, учтенных:
    • подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта);
    • подпунктами 4–11, 13–15, 17, 20–23, 26, 28–34, 40–42, 44–48 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ (если контрактами, заключаемыми в соответствии с подпунктами 47–48, не предусмотрена выплата аванса);
    • подпунктами 51, 52 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.
      При этом в силу пункта 8 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ положения данного закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях:
  • заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
  • осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  • заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

В соответствии с частью 10 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ особенности предусмотренного данной статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Законом от 29 декабря 2012 г. № 275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Таким образом, из буквального анализа вышеприведенных положений не следует однозначного ответа о том, необходимо ли автономному учреждению предоставлять обеспечение исполнения контракта. Однако Минфин России в письме от 28 сентября 2017 г. № 24-03-07/63446 разъяснил, что если учреждение является автономным, то положения пункта 8 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ на него не распространяются. Указанное учреждение обязано будет предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и если такое требование будет установлено в документации о закупке.

Аналогичная позиция выражена в письмах Минэкономразвития России от 2 декабря 2015 г. № Д28и-3559, от 14 мая 2014 г. № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Напомним, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, если данный орган в соответствии с законодательством наделен полномочиями разъяснять применение положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства России от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства.

В результате

Изучив приведенные выше нормы законодательства, а также позицию официальных органов, приходим к выводу, что положения подпункта 1 пункта 8 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ не распространяются на государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения. Следовательно, для контрактов, заключаемых с такими учреждениями, императивное требование об обеспечении, установленное в пункте 1 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ, обязательно, если только в отношении этих контрактов не действуют иные исключения.


Реклама