Оценка профессионального уровня
Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции, дана в соответствующем профессиональном стандарте. Вместе с тем он не дает профессиональную оценку квалификации. Для этого нужна независимая оценка. Действия работодателя, бухгалтера, работника при такой процедуре рассмотрим в статье.
Н. П. Нестеренко, консультант
Правила проведения оценки
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с законодательством.
Отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, регулируются Законом от 3 июля 2016 г. № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон № 238‑ФЗ).
Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда.
Согласно статье 196 Трудового кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (НОК) для собственных нужд определяет работодатель. При этом направление работников на прохождение НОК он обеспечивает на условиях и в порядке, которые прописаны в коллективном или трудовом договоре, соглашениях, с учетом мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ). Направление работников на прохождение НОК осуществляется с их письменного согласия.
НОК осуществляется специальными Центрами оценки профессиональной квалификации, аккредитованными в Национальном совете по профессиональной квалификации.
Центр оценки квалификаций (ЦОК) — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Информация о наличии аккредитации ЦОК размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.
Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки утверждены постановлением Правительства России от 16 ноября 2016 г. № 1204 (далее — Постановление № 1204).
НОК проводится в форме профессионального экзамена. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.
Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (п. 14, 15 Постановления № 1204).
Планирование. Бухгалтерский (бюджетный) учет
Инициаторами проведения НОК могут быть как работник, так и работодатель. Оплата услуг ЦОК, таким образом, проводится за счет средств работника или работодателя соответственно (п. 2 ст. 4 Закона № 238‑ФЗ).
Расходы, понесенные учреждением на проведение НОК, осуществляются согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения, смете доходов/расходов казенного учреждения.
Финансовое обеспечение указанных расходов может осуществляться:
- за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным (автономным) учреждением, в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных казенному учреждению на осуществление им финансово-хозяйственной деятельности;
- за счет средств от приносящей доход деятельности для бюджетных (автономных) учреждений, включая благотворительную помощь, безвозмездные поступления (иные).
При отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по расходам учреждений в зависимости от их статуса, связанным с прохождением НОК, необходимо руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), а также инструкциями в зависимости от типа учреждения:
- Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н;
- Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н;
- Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н;
- Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.
Расходы, направленные на проведение НОК, отражаются на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или 401 20 «Расходы текущего финансового года» по соответствующему КВФО, с учетом сформированной учетной политики учреждения.
Аналитический учет расходов по указанной операции финансово-хозяйственной деятельности необходимо осуществлять в разрезе видов профессий (специальностей) по каждому работнику отдельно согласно сформированной учетной политике учреждения.
Отнесение указанных расходов в соответствии с Указаниями № 65н необходимо отражать с использованием КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Документальное оформление операций по расходам на прохождение НОК необходимо осуществлять согласно нормам Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Действия работника
При направлении работодателем работника для прохождения НОК в ЦОК заключается соответствующий договор.
В целях прохождения оценки в ЦОК направляются:
- заявление;
- копия (скан) паспорта;
- иные документы, необходимые для прохождения независимой оценки по соответствующей квалификации.
Необходимые для прохождения НОК документы работник направляет лично.
При проведении профессионального экзамена на нем вправе присутствовать представители Минтруда России, совета по профессиональным квалификациям.
ЦОК в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении, о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена (п. 9 Постановления № 1204).
Адреса мест проведения профессионального экзамена указываются на официальных сайтах ЦОК.
По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации соискателю. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
Внимание!
Результат экзамена на прохождение НОК не дает права:
- работнику требовать повышения в должности в случае успешной сдачи;
- работодателю уволить работника в случае неудовлетворительной сдачи.
В случае несогласия работника (работодателя) с результатами экзамена они в течение 30 календарных дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям (п. 6 ст. 4 Закона № 238‑ФЗ).
Полученное свидетельство о квалификации (при успешно сданном экзамене прохождения НОК) может быть применено работником в следующих случаях:
- предъявлено при поступлении на работу, в том числе соискателем на замещение вакантной должности;
- в части повышения мотивационной среды работника;
- с целью включения работодателем в кадровый резерв работников соответствующей квалификации;
- подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям при отсутствии профильного образования, при наличии определенного стажа работы;
- в части повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
В случае неудовлетворительной сдачи экзамена работник получает заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями.
Гарантии
При направлении работодателем работника на прохождение НОК с отрывом от работы за ним сохраняются:
- место работы (должность);
- средняя заработная плата по основному месту работы;
- возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Работникам, направляемым на прохождение НОК с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя) (ст. 187 ТК РФ).
Как правило, порядок направления работников на прохождение НОК закрепляется в коллективном договоре (с указанием перечня профессий и специальностей) либо в трудовом договоре.
Налогообложение
При определении размера налоговой базы в целях обложения НДФЛ (п. 3 ст. 210 НК РФ) работник имеет право на получение налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение НОК своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством, — в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера — в сумме фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период (подп. 6 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса).
Для получения работником (налогоплательщиком) налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение НОК, необходимо сформировать пакет документов (копий), включая:
- договор с ЦОК на проведение НОК;
- первичные учетные документы, подтверждающие оплату осуществленных расходов (чеки, слип-чеки, выписки со счетов коммерческих организаций (банков));
- выписки из реестра центров оценки квалификаций;
- свидетельство о квалификации;
- Справку о доходах физического лица (ф.
2-НДФЛ) за соответствующий период; - Налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (ф.
3-НДФЛ).
Таким образом, если прохождение НОК осуществляется на основании заключенного договора об оказании услуг с ЦОК (работодателем), уплаченные суммы учреждением не признаются доходом работника и не облагаются НДФЛ. При прохождении НОК по своей инициативе (уплаченные суммы работником самостоятельно) работник вправе получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов (но не более 120 000 руб. в совокупности с другими видами социальных вычетов за соответствующий налоговый период).
Справочно.
Приказом ФНС России от 25 октября 2017 г. № ММВ-7-11/822@ утверждена измененная форма
Действия работодателя
При направлении работодателем работника на прохождение НОК работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).
Вместе с тем направление работника на прохождение НОК по инициативе работодателя возможно как по основной специальности работника, так и в части работы по совместительству. Например, врач-стоматолог — по совместительству врач — стоматолог-ортодонт; бухгалтер — по совместительству экономист.
Налогообложение
Предусмотренные на прохождение НОК расходы в целях налогового учета относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 264 НК РФ).
Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 указанной статьи.
ПРИМЕР
По инициативе работодателя (бюджетного учреждения) бухгалтер направлен на прохождение НОК с отрывом от работы. Договор заключен с ЦОК в сумме 19 000 рублей (источник финансового обеспечения — приносящая доход деятельность). ЦОК расположен в одной местности с учреждением. За время прохождения НОК средний заработок составил 14 500 рублей. Начисления на выплаты по оплате труда производятся в установленном порядке.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 2 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены услуги прохождения НОК в сумме 19 000 руб.;
Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства по расчетам с ЦОК в сумме 19 000 руб.;
Дебет 2 109 ХХ 211
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части заработной платы»
Кредит 2 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислено работнику исходя из среднего заработка 14 500 руб.;
Дебет 2 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено работнику на банковскую карту 14 500 руб.;
Дебет 2 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— начислен НДФЛ с выплат среднего заработка в сумме 1 885 руб. (14 500 × 13 %);
Дебет 2 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислен НДФЛ в бюджет в сумме 1 885 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств» на сумму 16 385 руб. (14 500 + 1 885).
Отметим, что согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 238‑ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Например, оценка квалификации в ином порядке установлена для следующих специальностей:
- медицинских работников (Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н);
- научных работников (Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 538);
- педагогических работников (Закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- творческих работников (Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, утвержденные письмом Минкультуры России от 8 февраля 2010 г. № 7790-44/04-ПХ);
- иных работников, особенности регулирования труда которых определены Трудовым кодексом.
Внимание!
Подробные ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Закона № 238‑ФЗ даны в информации Минтруда России от 21 апреля 2017 г.