Изучаем правовой статус контрактного управляющего

Практика показывает, что иногда должность и правовой статус контрактного управляющего, его значение и роль в контрактных правоотношениях вызывают затруднения и вопросы. В рамках статьи рассмотрим совокупный и системный анализ норм действующего законодательства с учетом последних изменений, а также позицию официальных органов. В частности, ответим на вопрос, кто может стать контрактным управляющим.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Анализ правовой базы

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

В соответствии с пунктами 1–3 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает ста миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, он назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), в свою очередь утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Также необходимо учитывать нормы статьи 195.1 Трудового кодекса. В соответствии с ними квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Во исполнение пункта 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ и статьи 195.1 Трудового кодекса разработаны и применяются профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, и профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок», утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.

Отметим, что статья 9 Закона № 44‑ФЗ также закрепляет принцип профессионализма заказчика. В соответствии с ней контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством.

В силу статьи 3 Закона № 44‑ФЗ контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся:

  • федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок,

и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено данным законом), в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Справочно.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ).

Позиция официальных органов

В письме Минфина России от 7 ноября 2017 г. № 24-01-09/73185 (далее — Письмо № 24-01-09/73185) финансисты разъясняют, что для осуществления деятельности контрактного управляющего заказчик по решению руководителя ведомственным приказом вносит изменения в должностной регламент, трудовой договор контрактного управляющего в установленном порядке. На такие действия дает право статья 22 Трудового кодекса, в соответствии с которой работодатель может, в том числе, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами.

Таким образом, контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Минфин России делает выводы, что положениями статьи 38 Закона № 44‑ФЗ, а также Трудовым кодексом не предусмотрены ограничения и запреты на назначение руководителя заказчика контрактным управляющим.

В случае неназначения контрактного управляющего из числа работников заказчика руководитель вправе самостоятельно исполнять обязанности, возложенные на контрактного управляющего, в том числе с использованием электронной цифровой подписи.

Отметим, что законодатель в нормах о контрактной системе, в частности в положениях Закона № 44‑ФЗ в сфере закупок, не предусматривает обязанности заказчика утверждать какие-либо документы, регламентирующие деятельность контрактного управляющего. Соответственно на заказчике (государственном или муниципальном) не лежит обязанность по изданию внутреннего локального акта, который регламентировал бы деятельность контрактного управляющего.

Однако при приеме на работу (службу) сотрудника, на которого на постоянной основе возлагаются обязанности контрактного управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчик обязан учитывать требования трудового законодательства или законодательства о соответствующем виде государственной или муниципальной службы. Отсюда следует вывод, что государственному или муниципальному заказчику необходимо определить функции и полномочия контрактного управляющего в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

  • разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
  • разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
  • осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • в случае необходимости организуют на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44‑ФЗ.

Также Минфин России в Письме № 24-01-09/73185 указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 107 Закона № 44‑ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Поэтому в случае нарушения положений статьи 38 Закона № 44‑ФЗ виновные лица будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Сделаем выводы

Из совокупного и системного анализа вышеприведенных норм, а также разъяснений Минфина России следует, что контрактным управляющим может быть только работник заказчика, на которого распространяются все нормы трудового законодательства. Законодатель освободил заказчика от обязанности по принятию внутреннего акта, который специально и отдельно регулировал бы деятельность контрактного управляющего, а его полномочия установлены нормами Закона № 44‑ФЗ.


Реклама