Работа под охраной

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально­экономические, организационно­технические, санитарно­гигиенические, лечебно­профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В статье рассмотрим, как их организовать и отразить расходы в учете.

Ю. Л. АНОХИНА, консультант

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (полный перечень) закреплены статьей 212 Трудового кодекса.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).

Комплекс мер

В систему охраны труда входят следующие элементы:

  • организационные мероприятия (проведение инструктажей, курсов повышения квалификации, медосмотров и т. п.);
  • гигиена труда (микроклимат, виброакустические факторы, излучения различной природы действия и т. п.);
  • социально-экономические мероприятия (выдача молока и лечебно-профилактического питания, предоставление путевок в профилактории и т. п.);
  • реабилитационные;
  • документальное сопровождение (утверждение инструкций, положений, связанных с указанным вопросом).

Планирование

Методология систем менеджмента качества разработана и утверждена национальными стандартами в этой области и определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) (ISO 9000).

Для добровольного применения с 1 марта 2017 года в качестве межгосударственного стандарта приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 601-ст введен ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007». Кроме того, приняты иные межгосударственные стандарты. Например, ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования», введенный в действие приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 603-ст, ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безо­пасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенный в действие приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 600-ст, и другие.

58_1.png

Планирование мероприятий по охране труда включает непосредственно планирование с учетом отраслевых особенностей, плана работ учреждения, затраты на которые отражаются в смете доходов/расходов казенного учреждения, плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

План мероприятий по охране труда формируется на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год / плановый период. Однако необходимо учитывать, что работу по улучшению безопасности труда следует вести непрерывно.

План организационных мероприятий по улучшению условий и охраны труда может включать:

  • организацию обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников учреждения, разработку графика проведения обучения с учетом специфики отрасли;
  • разработку (актуализацию) положений (инструкций) по охране труда. Наличие в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
  • периодичность обеспечения работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, в соответствии с установленными нормами;
  • приобретение (создание) стендов, наглядных пособий по охране труда;
  • обеспечение (создание и (или) реконструкция) системами (установками), обеспечивающими тепловой режим и чистоту воздушной среды рабочих мест, зданий (помещений);
  • проведение необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • иные мероприятия по указанному вопросу.

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н (далее — Типовое положение).

Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм в соответствии со спецификой своей деятельности при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (письма Минтруда России от 31 октября 2016 г. № 15-1/10/В-8028, от 30 июня 2016 г. № 15-2/ООГ-2373).

Технические мероприятия, проводимые в рамках обеспечения охраны труда, могут включать:

  • реконструкцию (замену) технических средств, обеспечивающих защиту работников от поражения электротоком;
  • установку (реконструкцию) технических средств, позволяющих привести в норму показатели шумо-, виброзащиты, различных излучений, наносящих вред здоровью работников;
  • реконструкцию (замену) лифтов;
  • иные.

Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда согласно статье 226 Трудового кодекса может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Финансовое обеспечение мер профилактики (предупредительных мер) по охране труда возможно согласно смете доходов/расходов казенного учреждения, плану ФХД бюджетного (автономного) учреждения и может включать денежные средства:

  • бюджетов бюджетной системы;
  • на выполнение государственного задания, включая формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений;
  • субсидий на иные цели;
  • приносящей доход деятельности, включая возмещение по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н).

58_2.png

В соответствии с Правилами № 580н за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории России.

Информация, подтверждающая сведения о стране-производителе, указана на копии сертификатов (деклараций) соответствия средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 (письмо ФСС России от 20 февраля 2017 г. № 02-09-11/16-05-3685 (далее — Письмо № 02-09-11/16-05-3685)).

Перечень мероприятий, разрешенных к финансированию за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержится в пункте 3 Правил № 580н.

Справочно.

Приобретение материалов, персональных компьютеров для инженеров по охране труда и монтаж установок систем видеонаблюдения не подлежат финансированию за счет сумм страховых взносов (Письмо № 02-09-11/16-05-3685).

Пример 1

Бюджетным учреждением науки «Спектр» приобретены средства индивидуальной защиты (СИЗ), изготовленные на территории России из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Россия, в составе мягкого инвентаря материальных запасов. Источником финансового обеспечения указанных расходов являются средства от приносящей доход деятельности. Решение о финансовом обеспечении преду­предительных мер территориальным органом ФСС принято в установленном порядке, в связи с чем получено возмещение указанных затрат.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Дебет 2 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету СИЗ;

Дебет 2 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены СИЗ поставщику с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 2 209 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 2 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
— начислена компенсация согласно решению территориального органа ФСС России;

Дебет 2 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 2 209 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
— зачет компенсации согласно решению территориального органа ФСС России.

Разъяснения о возможности приобретать специальную одежду и обувь за счет страховых взносов от несчастных случаев на производстве отражены в письмах Минфина России от 16 февраля 2017 г. № 02-07-07/8786, от 29 декабря 2016 г. № 02-07-10/79030, от 23 декабря 2016 г. № 02-07-10/77807.

Особое внимание необходимо уделить мероприятиям, проводимым в рамках выполнения государственного задания, получения субсидий на иные цели, направленных на охрану труда (в частности, проведение профилактических ремонтов оборудования).

Согласно подпункту 1 «б (1)» пункта 19 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Положение № 640), в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются в том числе затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования.

Указанные затраты рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания государственных услуг (основные средства и нематериальные активы, амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства России от 1 января 2002 г. № 1, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых исходя из содержания оказываемых услуг (п. 21 Положения № 640).

Проведение профилактических (ремонтных) работ согласно плану мероприятий по охране труда по источнику финансового обеспечения субсидии на иную цель возможно в целях осуществления расходов, носящих непостоянный (разовый) характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению их реальной стоимости.

Справочно.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).

Пример 2

Бюджетному учреждению учредителем предоставлена целевая субсидия на приобретение оборудования в рамках проводимых мероприятий по охране труда.

Бухгалтер учредителя сделает следующие записи:

Дебет 1 501 13 241
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по текущему финансовому году»
Кредит 1 502 11 241
«Принятые обязательства по текущему финансовому году»
— приняты бюджетные обязательства на предоставление целевой субсидии;

Дебет 1 502 11 241
«Принятые обязательства по текущему финансовому году»
Кредит 1 502 12 241
«Принятые денежные обязательства по текущему финансовому году»
— приняты денежные обязательства по перечислению целевой субсидии;

Дебет 1 206 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 304 05 241
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
— перечисление целевой субсидии подведомственному бюджетному учреждению;

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 302 41 730
«Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
— приняты в состав расходов предоставленные подведомственному учреждению субсидии, направление расходов по которым подтверждено отчетом;

Дебет 1 302 41 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 206 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
— зачет обязательств согласно отчету о произведенных расходах.

Ответственность работодателя

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее — Порядок № 1/29). Указанный порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

58_3.png

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности (п. 3.5 Порядка № 1/29).

За нарушение требований охраны труда КоАП предусмотрены виды и меры ответственности (ст. 5.27.1).

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц — в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, работодатель может привлекаться к дисциплинарной ответственности согласно статье 192 Трудового кодекса.

В рамках проводимых мероприятий по охране труда работодатель обязан проводить расследования возникших несчастных случаев на производстве.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125‑ФЗ)).

События, квалифицирующиеся как несчастные случаи, которые подлежат расследованию, установлены статьей 227 Трудового кодекса.

Согласно статье 8 Закона № 125‑ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется:

  • в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (п. 5 ст. 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • в виде страховых выплат:
    • единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
    • ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
  • в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, при наличии прямых последствий страхового случая.

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев установлен статьей 229 Трудового кодекса.

В обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда также входит принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи. Порядок действий при возникновении таких ситуаций определен ГОСТ Р 22.3.03-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 329.

Права и обязанности работника

Согласно статьям 219, 220 Трудового кодекса работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. При этом работник обязан соблюдать требования охраны труда, а именно:

применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья.

Налог на прибыль

Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда для целей налога на прибыль характеризуется экономическим содержанием проводимой учреждением финансово-хозяйственной операции.

58_4.png

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу.

Например, приобретение кондиционеров и (или) обогревателей может уменьшать налогооблагаемую прибыль, если они обеспечивают нормальные условия труда, предусмотренные законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом, если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со статьями 256–257 Налогового кодекса, их стоимость включается в базу по налогу на прибыль через механизм амортизации (письмо Минфина России от 3 октября 2012 г. № 03-03-06/2/112).

В случае использования результатов работ, услуг по охране труда как в основной деятельности, так и в приносящей доход расходы на оплату работ, услуг правомерно учитывать при формировании базы по налогу на прибыль пропорционально доле доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме доходов.


Реклама