1C: Поддержка реформирования бюджетного учета. Результаты и перспективы
Реформа бюджетного учета, начавшаяся в 2005 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, потребовала массового перевода бюджетных учреждений на автоматизированную обработку данных бухгалтерского учета. На помощь им пришла фирма «1С».
К.В. Сергеева,
руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы «1С»
Состояние дел на конец 2004 года было таково, что даже в Московской области до 40 процентов учреждений вело учет вручную. Необходимо было поставить не только компьютерную программу, обеспечивающую учет по новым правилам, но и соответствующую компьютерную технику, провести обучение не только работе с программой, а зачастую и элементарной компьютерной грамотности, и, конечно, самой теории нового бюджетного учета.
К этому времени фирма «1С» и организации сети «1С:Франчайзинг» уже имели 10-летний опыт работы в бюджетной сфере. Особо массовым стало применение решений для ведения учета, составления и консолидации бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений на платформе «1С:Предприятие 7.7». Это программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений», «1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств», «1С:Воинская часть», «1С:Свод отчетов». На конец 2004 года пользователями бюджетных решений на платформе «1С:Предприятие 7.7» являлось уже более 60 тыс. бюджетных учреждений. Было налажено регулярное обновление программ в связи с изменением законодательства — оперативно обновлялись формы первичных документов, отчетности и т. п., а также постоянно расширялись функциональные возможности программ. Росло число партнерских организаций, оказывающих услуги бюджетникам.
К 1 января 2005 года фирма «1С» выпустила соответствующие решения для автоматизации бюджетного учета по новым правилам. В связи с тем что новый порядок учета потребовал соответствующей подготовки бухгалтерских кадров, наличия компьютерной техники, в программных продуктах была реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (самостоятельных структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе с получением общих и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Для ускорения перехода на новый порядок бюджетного учета был реализован автоматический перенос справочной информации и остатков на счетах по состоянию на 1 января 2005 года из информационной базы предыдущей редакции в информационную базу новой редакции программы.
Вместе с выпуском новых программных продуктов и документации к ним фирмой «1С» была проведена масштабная методическая работа. Для оперативного ознакомления максимально широкой аудитории с изменениями в бюджетном учете и их реализацией в программных продуктах «1С» в декабре 2004 года фирмой «1С» и ее партнерами в 89 городах России был проведен общероссийский семинар «Бюджетный учет. Переход 2005», в котором приняли участие более 15 тыс. слушателей. В течение 2005 года проводились консалтинговые и обучающие семинары; публиковались разъяснения по применению нового Плана счетов и порядка бюджетного учета, по заполнению первичных документов, регистров учета, составлению бухгалтерской отчетности и их реализации в программных продуктах.
Для организации масштабной поддержки пользователей фирма «1С» обеспечила развитие соответствующей специализации и компетенций организаций сети «1С:Франчайзинг». Были организованы «Центры компетенции по бюджетному учету» — сертифицированные «1С» внедренческие организации, предоставляющие полный и качественный набор необходимых услуг, включая консалтинг по управлению процессами в бюджетном учете, базирующийся на опыте решения аналогичных задач в федеральных и региональных ведомствах и учреждениях.
Партнерская сеть «1С» провела масштабную работу по переводу бюджетных учреждений России на новый порядок бюджетного учета. Это установка программных продуктов, перенос информации из старых информационных баз, обучение не только работе с программой, но и новому порядку бюджетного учета, консультации по применению программ.
В 2006 году реформирование бюджетного учета было продолжено. С 5 мая 2006 года вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н. Этим приказом действие Инструкции № 25 было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 года, а также были внесены существенные изменения в План счетов бюджетного учета, что потребовало реорганизации информационных баз. Фирма «1С» заблаговременно, еще до вступления в действие указанной инструкции, выпустила новые редакции программных продуктов «1С» для бюджетного учета, поддерживающие изменения бюджетного законодательства. Для облегчения перехода на новый порядок учета был реализован автоматический перенос накопленной информации в новые информационные базы. В рамках усиления методической поддержки начался выпуск ежемесячного специализированного диска информационно-технологического сопровождения «1С:Предприятия» для бюджетных учреждений (ИТС).
Зарегистрированные пользователи получили новые редакции программ в обычном порядке обновления программ. Это дало заметную экономию средств для более чем 100 тыс. бюджетных учреждений России, которые применяли программные решения «1С» в 2005 году.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существенно возросло количество муниципальных образований, имеющих право самостоятельно исполнять бюджет. Соответственно возросла и потребность муниципальных образований в эффективной автоматизации бюджетного процесса. С учетом этого в феврале 2006 года фирма «1С» выпустила новый продукт «1С:Бюджет муниципального образования» — систему планирования, санкционирования, бюджетного учета, контроля и анализа исполнения бюджета.
Важнейшим мероприятием 2007 года для бухгалтеров бюджетных учреждений явилась переоценка основных фондов, которая проводилась по состоянию на 1 января 2007 года в первом полугодии 2007 года согласно приказу Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 г. № 306/120н/139. Фирма «1С» своевременно выпустила обновления программ, в которых было предусмотрено автоматизированное проведение переоценки основных фондов в соответствии с нормативными документами и методическими разъяснениями официальных органов. Подробные рекомендации по проведению переоценки, а также более 80 ответов на вопросы по учету нефинансовых активов и их переоценке были размещены в выпусках ИТС.
Другие изменения, внесенные в программу «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» в 2007 году:
- Реализован учет и возможность представления сведений для реестров государственных контрактов на бумажных и электронных носителях в форматах 2007.05, 2007.09.
- Реализован обмен с учреждениями Банка России с применением Унифицированных форматов электронных банковских сообщений для безналичных расчетов (УФЭБС).
- Реализована интеграция с «1С:Бюджет муниципального образования».
- Реализована интеграция с фискальными регистраторами.
- Реализована загрузка казначейских выписок по всем типам лицевых счетов.
- Реализовано получение сведений для определения объемов финансирования на выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от очередности рождения ребенка в семье.
- Усовершенствованы практически все документы и отчеты типовой конфигурации (более 200 объектов).
- Для составления отчетности за 2007 год согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н подготовлен новый комплект регламентированных отчетов.
- Бюджетная отчетность за 2006 год (провели 102 партнера «1С» в 76 городах России).
- Учет и переоценка нефинансовых активов в 2007 году на практических примерах (провели 55 партнеров в 40 городах России).
- Учет заработной платы в бюджетных учреждениях на практических примерах (провели 80 партнеров в 50 городах России).
- Учет государственных контрактов в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» (провели 34 партнера в 25 городах России).
- Бюджетная отчетность за 2007 год (провели 132 партнера в 90 городах России).
- реализован перевод остатков по счетам на новые коды бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н;
- реализована возможность представления информации о смете и об изменениях к смете как в бумажном виде по формам 0510017 и 0510018 (по КДФ) согласно Приложениям 10, 11 к приказу Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н, так и в электронном виде в формате 2008.01;
- печатные формы «Расходное уведомление», «Расходное расписание», «Реестр на финансирование», «Заявка на получение денег ОФК» приведены в редакции приказа Федерального казначейства от 9 ноября 2007 г. № 6н, приказов Минфина РФ от 12 ноября 2007 г. № 102н, от 18 октября 2007 г. № 91н;
- реализован обмен информацией по всем типам лицевых счетов в форматах Федерального казначейства 2007.07, 2007.09, 2007.11, 2008.01, 2008.03;
- реализован учет санкционирования расходов бюджетов согласно письму Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282.
В настоящее время программные продукты «1С» используются более чем в 120 тыс. бюджетных учреждений России как в масштабах главных распорядителей средств федерального бюджета, например МПР, Минобороны, Минпромэнерго, Минфин, Минсельхоз, ГАБТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Росавтодор, Росгидромет, Росимущество, Росздрав, Росстат, Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз, Росжелдор, ПФР и других, так и в масштабах субъектов Российской Федерации — Алтайский край, Республика Дагестан, г. Новосибирск, г. Красноярск, г. Санкт-Петербург, г. Томск и других.
Таким образом, развитие программных продуктов системы «1С:Предприятие» для бюджетного учета и усилия фирмы «1С» и сети «1С:Франчайзинг» по поддержке пользователей в условиях реформирования бюджетного учета позволили бюджетным учреждениям России поставить бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством и оперативно отслеживать текущие изменения методологии учета, снизить трудоемкость учета, исключить счетные ошибки, повысить качество учета и отчетности, оперативно контролировать исполнение смет и формировать достоверную бюджетную отчетность в короткие сроки.
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 4