Вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации

Новиков Д.В.
С 1 января 2008 года вступили в силу Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н (далее — Указания № 74н). Как показывает практика, по данным указаниям у участников бюджетного процесса возникает немало вопросов. С учетом изложенного предлагаю в рамках схемы вопрос — ответ разобрать отдельные вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации, наиболее часто встречающиеся в последнее время.

Д.В. Новиков,
советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации


Доходы

ВОПРОС: Просим разъяснить порядок применения классификации доходов бюджетов при отражении средств, поступающих в доход федерального бюджета в виде оплаты экономических санкций, предусмотренных условиями государственных контрактов (например, несоблюдение сроков, установленных для выполнения работ или поставки товаров).

ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 74н перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, поступающих от исполнителя государственного контракта в виде неустойки за нарушение им срока исполнения контракта, следует отражать по коду 000 1 16 90010 01 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет» классификации доходов бюджетов с указанием кода ­соответствующего администратора поступлений в федеральный бюджет.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты

ВОПРОС: Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, устанавливается Минфином России.

Однако Указаниями № 74н не предусмотрены коды целевых статей для отражения расходов:
1) по обеспечению деятельности:
  • высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и его заместителей (главы местной администрации и его заместителей);
  • председателя законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа местного самоуправления);
  • руководителя контрольно-счетной палаты субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и его заместителей;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования);
2) по публичным нормативным обязательствам субъекта Российской Федерации;
3) по публичным нормативным обязательствам органов местного самоуправления.

Кроме того, не предусмотрен код вида расходов для отражения обеспечения деятельности (выполнения полномочий) органов местного самоуправления.

Просим дать разъяснения о применении кодов целевых статей и видов расходов в части вышеуказанных расходов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ОТВЕТ:
Для получения довольно полного ответа на поставленный вопрос необходимо ознакомиться с положениями раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний № 74н.

Так, пунктом 2.2. «Целевые статьи» указанного раздела установлено, что перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов (исключением являются перечни целевых статей бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий; указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии).

Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня целевых статей и их структуры в части государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления аналогичны порядку формирования и структуре целевых статей, применяемых на федеральном уровне.

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен быть задействован следующим образом:
  • код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
  • код подпрограммы (6, 7 знаки семи­значного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.
Одновременно пунктом 2.3. «Виды расходов» того же раздела Указаний № 74н установлено, что Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня видов расходов аналогичен порядку его формирования на федеральном уровне.

Перечень видов расходов (приложение 4 к Указаниям № 74н) содержит универсальные виды расходов (с 1 по 20), которые могут быть использованы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

Таким образом, указанные в вопросе положения статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, безусловно, получили развитие в Указаниях № 74н.

Кроме того, в целях исключения подобных вопросов Минфином России разработаны Рекомендации по формированию структуры бюджетов субъектов Российской Федерации и Бланк консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 2008 год.

Указанные методические материалы размещены на web-сервере Минфина России. Для ознакомления с этими материалами необходимо на сайте www1.minfin.ru в рубрике «Бюджет» воспользоваться ссылками «Финансовые взаимоотношения с регионами», «Методические материалы».

***
ВОПРОС: Просим дать рекомендации по вопросу применения в 2008 году показателей классификации расходов бюджетов при отражении операций со средствами резервных фондов органов местного самоуправления (порядок отражения планирования и расходования указанных средств).

Кроме того, просим дать аналогичные разъяснения по Указаниям, которые применялись в 2007 году, так как по этой теме возникли разногласия с контролирующим органом.


ОТВЕТ: Будем соблюдать хронологию и начнем с 2007 года.

Согласно Указаниям № 168н планирование ассигнований на образование резервных фондов органов местного самоуправления осуществляется по следующим показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
  • разделу 0100 «Общегосударственные вопросы»;
  • подразделу 0113 «Резервные фонды»;
  • целевой статье 0700000 «Резервные фонды»;
  • виду расходов 184 «Резервные фонды органов местного самоуправления».
Одновременно Указаниями № 168н установлено, что в случае принятия в установленном порядке решения об использовании средств резервного фонда органа местного самоуправления расходы подлежат отражению по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации исходя из отраслевой и ведомственной принадлежности получателей средств резервного фонда с сохранением указанных выше целевой статьи и вида расходов.

В 2008 году согласно Указаниям № 74н, в частности:
  • разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, приведенные в приложении 2 к Указаниям № 74н, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • перечни целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган (за исключением случаев, оговоренных в Указаниях № 74н, к которым тема планирования и расходования средств резервных фондов не относится).
Таким образом, согласно Указаниям № 74н порядок отражения операций по формированию и расходованию в 2008 году средств резервного фонда органа местного самоуправления в части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов аналогичен порядку, применявшемуся в 2007 году (с учетом проведенной реструктуризации):
  • планирование осуществляется в рамках раздела 0100 «Общегосударственные вопросы», подраздела 0112 «Резервные фонды»;
  • расходование — по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из отраслевой и ведомственной принадлежности получателей средств резервного фонда.
Целевые статьи и виды расходов, предназначенные для указанных целей, определяет соответствующий финансовый орган (необходимые для этого «Рекомендации по формированию структуры бюджетов субъектов Российской Федерации» размещены на web-сервере Министерства финансов Российской Федерации (см. ответ на предыдущий вопрос).

***
ВОПРОС: Просим дать разъяснение, по какому разделу, подразделу и статье классификации операций сектора государственного управления должны отражаться расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг работникам учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с разработанным порядком бюджетные учреждения, с которыми указанные работники состоят в трудовых отношениях, возмещают расходы организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на основании выставленных счетов-фактур и реестров граждан, имеющих право и получивших данную меру социальной поддержки.


ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы бюджетных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения на предоставление мер социальной поддержки их сотрудникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в части платы за жилые помещения и коммунальные услуги (возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги) подлежат отражению по соответствующим отраслевой направленности указанных выше учреждений разделам, подразделам, подстатье 212 «Прочие выплаты» классификации операций сектора государственного управления.

***
ВОПРОС: В расходах бюджетных учреждений предусмотрены средства на удешевление путевок в детские оздоровительные учреждения для детей работников государственных учреждений в размере 15 процентов стоимости путевки в рамках реализации областной целевой программы.

В соответствии с установленным программой порядком расходование этих средств бюджетными учреждениями осуществляется путем их перечисления детскому оздоровительному учреждению. Фонд социального страхования возмещает бюджетному учреждению 80 процентов стоимости путевки. Остальную сумму оплачивают родители.

По какой статье следует отражать расходы бюджетных учреждений по оплате 15 процентов стоимости путевки детскому оздоровительному учреждению?


ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы государственных бюджетных учреждений на удешевление путевок в детские оздоровительные учреждения для детей их работников в размере 15 процентов стоимости путевки (оплата учреждением 15 процентов стоимости путевки детскому оздоровительному учреждению), осуществляемые в рамках областной целевой программы, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления.

Однако если счет на оплату услуг выставлен на конкретного сотрудника учреждения, указанные расходы должны быть отражены по подстатье 212 «Прочие выплаты».

Национальная оборона и правоохранительная деятельность

ВОПРОС: Просим дать разъяснения о порядке применения классификации операций сектора государственного управления при отражении расходов на выплату:
  • ежемесячного пособия военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваемого в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. №  200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»;
  • единовременного пособия военнослужащим при заключении  контракта, выплачиваемого в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200.
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на выплату ежемесячного пособия военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также единовременного пособия военнослужащим при заключении контракта, выплачиваемых в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации», предусмотрены по подстатье 211 «Заработная плата».

***
ВОПРОС: В МВД России поступают для исполнения решения судебных органов об удовлетворении требований пенсионеров МВД России о перерасчете и взыскании доплат к пенсии за период с 1993 по 2000 год с учетом увеличения размера продовольственного пайка, за период с 1993 по 1996 год — в связи с изменениями минимального размера оплаты труда, за период с 1995 по 1998 год — с учетом увеличенных на 25 процентов должностных окладов (далее — иски пенсионного характера).

Погашение долгов по искам пенсионного характера производится МВД России по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение».

Вместе с тем при вынесении судами решений по указанной категории исков с МВД России одновременно взыскиваются государственная пошлина, расходы на услуги представителя и иные расходы, понесенные взыскателями в связи с разбирательством в суде. Таким образом возникают значительные дополнительные расходы — судебные издержки по искам пенсионного характера.

Учитывая нарастающие объемы исков пенсионного характера, просим дать разъяснения, на какой раздел и подраздел бюджетной классификации Российской Федерации должны относиться расходы по оплате судебных издержек, взыскиваемых судебными органами при рассмотрении исков данной категории? Можно ли отра­зить их по подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение», учитывая, что судебные издержки сопровождают иски пенсионного характера?


ОТВЕТ: Согласно требованиям Указаний № 74н расходы МВД России по оплате судебных издержек, взыскиваемых судебными органами при рассмотрении исков пенсионного характера, следует отражать в рамках раздела 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подраздела 0302 «Органы внутренних дел», поскольку указанные издержки не являются элементами пенсионного обеспечения.

Образование  

ВОПРОС: При прохождении студенческой практики вуз не всегда имеет возможность оплатить экскурсионные услуги предприятиям и организациям, включенным в план проведения практики, посредством заключения договоров возмездного оказания услуг. В связи с этим экскурсии оплачиваются через кассу наличными от имени физического лица (приобретаются билеты). В таком случае вуз не приобретает услуги у сторонней организации, а компенсирует произведенные студентами расходы. Учитывая, что студенты не состоят с вузом в трудовых отношениях, правомерно ли оплачивать такие расходы по подстатье 290 «Прочие расходы»?

ОТВЕТ:
Если посещение музеев, проведение тематических экскурсий соответствует образовательному профилю студентов и включено в план проведения практики, расходы учебного заведения по оплате соответствующих услуг в соответствии с требованиями Указаний № 74н подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги». Указанная подстатья применяется также для компенсации учебным заведением затрат студентов при самостоятельном приобретении ими соответствующих билетов, поскольку в данном случае студенты лишь выступают посредниками в расчетах учебного заведения с музеем или иным продавцом услуг, приобретение которых включено в план проведения практики.

Культура

ВОПРОС: Просим разъяснить порядок отражения расходов на приобретение и реставрацию произведений искусства.

ОТВЕТ:
Согласно требованиям Указаний № 74н расходы на приобретение и реставрацию произведений искусства следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» при условии, что произведения искусства приобретаются для музейного фонда, а реставрируемые произведения искусства включены в музейный фонд. В противном случае указанные расходы следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» и подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» соответственно.

***

ВОПРОС: В расшифровке расходных статей классификации операций сектора государственного управления, приведенной в Указаниях № 74н, отсутствует ряд позиций, которые непосредственно применяются учреждением культуры при осуществлении своих функций.

К ним относятся следующие позиции:
  • организация временных выставок по искусству и создание экспозиций (в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузо-разгрузочные работы, выполнение работ по обслуживанию коллекций художественных экспонатов в залах и запасниках, изготовление  предметов, носящих временный характер и являющихся подсобным материалом при организации экспозиций и выставок);
  • рекламные услуги;
  • изготовление плакатов, афиш;
  • гардеробное обслуживание;
  • услуги по оцифровке и изготовлению фотографий.
Просим разъяснить, на какие подстатьи относить вышеуказанные расходы?

ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на указанные выше цели подлежат отнесению на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:
  • расходы на оплату рекламных услуг, услуг по изготовлению плакатов и афиш, услуг по гардеробному обслуживанию, услуг по оцифровке и изготовлению фотографий в разрезе подстатей, детализирующих статью 220 «Оплата работ, услуг», могут быть классифицированы только как прочие, в связи с чем должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги»;
  • расходы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций (в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузо-разгрузочные работы, выполнение работ по обслуживанию коллекций художественных экспонатов в залах и запасниках, изготовление  предметов, носящих временный характер и являющихся подсобным материалом при организации экспозиций и выставок и прочие) следует относить на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления исходя из экономического содержания осуществляемых расходов. Так, например, расходы на выплаты по договору, предметом которого является организация временной выставки по искусству или создание экспозиции, — на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
***
ВОПРОС: На какую статью относить расходы на изготовление печатной (буклеты, альбомы), медийной и видеопродукции, осуществляемые в целях популяризации искусства?

ОТВЕТ:
В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на изготовление печатной (буклеты, альбомы), медийной и видеопродукции следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Общие вопросы

ВОПРОС: Просим дать разъяснение о возможности оплаты расходов по добровольному страхованию предоставленных в долгосрочное безвозмездное пользование и арендуемых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также находящихся в их ведении федеральных государственных учреждений по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления, которая предусматривает расходование средств на различные виды страхования, в том числе и имущественного.

ОТВЕТ:
Изначально следует отметить, что классификация операций сектора государственного управления является группировкой данных операций в зависимости от их экономического содержания. Указанные операции (в их расходной части) осуществляются как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников. При этом данная классификация лишь определяет порядок отнесения расходов бюджетных учреждений на соответствующие статьи и подстатьи, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели.

Одновременно необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательство Российской Федерации по заключению главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета и находящимися в их ведении федеральными бюджетными учреждениями договоров добровольного страхования арендуемых ими или предоставленных им в долгосрочное безвозмездное пользование объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, расходование средств федерального бюджета на добровольное страхование указанных объектов недвижимости представляется необоснованным.

***
ВОПРОС: Каков порядок отражения в 2008 году расходов на проведение работ по монтажу и наладке локальной вычислительной сети; инкассацию денежных средств; оценку рыночной стоимости объектов; аудиторские услуги; услуги БТИ?

ОТВЕТ:
Расходы на оплату договоров, предметами которых выступают монтаж и наладка локальной вычислительной сети, инкассация денежных средств, оценка рыночной стоимости объектов, аудиторские услуги, услуги БТИ, согласно требованиям Указаний № 74н подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления.

***
ВОПРОС: Приказом Минфина России № 74н расходы на оплату технологических нужд отнесены по подстатье 223 «Коммунальные услуги». Одновременно в статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» есть запись об отражении расходов, связанных с гидродинамической, гидрохимической и иного рода очисткой коммунальных систем. Получается, что в разных подстатьях по сути прописано одно и то же. Просим разъяснить, какую же статью необходимо применять для отражения указанных выше расходов?

ОТВЕТ:
Для правильного применения классификации операций сектора государственного управления при отражении расходов на указанные в вопросе цели необходимо в первую очередь принимать во внимание предмет договора, на основании которого бюджетное учреждение осуществляет расходы, поскольку именно он призван отразить экономическое содержание осуществляемой операции.

Так, согласно требованиям Указаний № 74н, если расходы на технологические нужды включены в состав договоров на оказание коммунальных услуг (например, отопление, водоснабжение) как одно из обязательств поставщика и соответственно затраты поставщика на эти цели участвуют в формировании стоимости указанных договоров, выплаты по таким договорам подлежат отражению по подстатье 223 «Коммунальные услуги».

Если же заключен договор, предметом которого является выполнение работ по восстановлению эффективности функционирования систем теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения в зданиях (сооружениях) бюджетного учреждения (путем гидродинамической, гидрохимической и иного рода очистки этих коммунальных систем), расходы на выплаты по данному договору подлежат отражению по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

***
ВОПРОС: Просим разъяснить, по какой статье классификации необходимо отражать расходы бюджетного учреждения на медицинское обслуживание работников и приобретение для них путевок на санаторно-курортное обслуживание?

ОТВЕТ:
Согласно требованиям Указаний № 74н расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное обслуживание, а также расходы на медицинское обслуживание работников отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги». Однако здесь следует отметить, что классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в данном секторе как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников, в зависимости от их экономического содержания, причем данная классификация лишь определяет порядок отнесения на соответствующие статьи и подстатьи в том числе и расходов бюджетных учреждений, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели. Таким образом, расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное обслуживание сотрудников и на медицинское обслуживание могут осуществляться учреждением за счет бюджетных средств только при наличии законодательного акта, устанавливающего соответствующее обязательство, либо за счет внебюджетных источников (в части использования средств чистой прибыли) в случае, если расходы на указанные цели предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации (отраслевого), регулирующими использование внебюджетных источников соответствующего учреждения).

***
ВОПРОС: В связи с вступлением в силу новой бюджетной классификации просим разъяснить, по каким статьям должны отражаться расходы на разработку проектно-сметной документации?

ОТВЕТ:
В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, а также на оплату договоров подряда на выполнение проектных и изы­скательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления.

***
ВОПРОС: Просим дать разъяснение, по каким статьям классификации отражать расходы по оплате услуг ввода информации во франкировальную машину?

ОТВЕТ:
Согласно требованиям Указаний № 74н расходы на выплаты по договору, предметом которого является оказание услуг по вводу информации во франкировальную машину, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

***
ВОПРОС: По какой подстатье классификации операций сектора государственного управления следует отражать расходы по оплате договоров с коммерческими организациями, осуществляющими экспресс-доставку грузов (бандеролей, пакетов, посылок)?

ОТВЕТ:
Однозначно можно сказать, что подстатья, по которой должны быть отражены расходы на экспресс-доставку грузов (бандеролей, пакетов, посылок), входит в состав подстатей, детализирующих статью 220 «Оплата работ, услуг» классификации операций сектора государственного управления.

Однако для более полного ответа на вопрос об отражении указанных расходов необходимо рассматривать совокупность условий каждого конкретного договора.

Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 3




Реклама