Ремонт закончить невозможно
На практике у заказчика нередко возникает необходимость увеличить стоимость заключенного контракта. Правомерность подписания дополнительного соглашения о повышении цены контракта рассмотрена в статье.
О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
В рамках проводимого ремонта бюджетного учреждения культуры выявлены скрытые работы, требующие дополнительной закупки строительных материалов (грунтовки, краски). Работы проводились в части финансового обеспечения выполнения государственного задания (КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»). Закупки товаров, работ осуществлялись согласно нормам Закона № 44‑ФЗ.
Возможно ли увеличить сумму договора более чем на 10 процентов, оформив его дополнительным соглашением?
Руководствуясь нормативно-правовыми актами, относящимися к указанному вопросу, следует учитывать требования:
Закона № 44‑ФЗ;
- планирования ведения финансово-хозяйственной деятельности (с учетом наличия филиальной сети) и бухгалтерского учета;
- налогообложения.
Понятийный аппарат проводимых ремонтных работ (перечень) для объектов социально-культурной сферы установлен Ведомственными строительными нормами ВСН
- основных работ, проводимых в ходе текущего ремонта;
- основных работ, проводимых в ходе капитального ремонта.
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов (письмо Минстроя России от 27 февраля 2018 г. № 7026-АС/08).
По Закону № 44‑ФЗ
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующего: такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10 процентов от цены контракта.
При этом пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Кроме того, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 2 ст. 8 Закона № 44‑ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, обязан сообщить об этом заказчику, так как возникает необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший обязанности сообщить заказчику о выявленной необходимости в проведении дополнительных работ и увеличении сметной стоимости, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
При этом, с учетом положений статьи 8, пункта 5 статьи 24 Закона № 44‑ФЗ, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта информации объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 г.).
План ФХД
Вместе с тем необходимо учитывать утвержденный план ФХД бюджетного учреждения, в котором закреплены показатели расходов с учетом источника финансового обеспечения. Увеличение стоимости договора влечет изменение (увеличение) показателя затрат на запланированные ремонтные работы. Таким образом, необходимо внести изменения в план ФХД с пониманием того, за счет какого источника финансового обеспечения будет возможно такое увеличение затрат.
В целях внесения изменений в план ФХД в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 № 81н (далее — требования № 81н), составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план ФХД, а также с показателями планов закупок. Решение о внесении изменений в план принимается руководителем учреждения (подразделения) (п. 19).
В случае внесения изменений в план ФХД структурным подразделением (филиалом без образования юридического лица), имеющим полномочия по ведению бухгалтерского учета, план ФХД (его изменения) утверждаются руководителем бюджетного учреждения (п. 23 Требований № 81н).
Отражение операций по ремонту основных средств в рамках финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в бухгалтерском учете осуществляется согласно нормам Инструкций № 157н, 174н, принятой учетной политикой учреждения.
Так, методом начисления затрат, связанных с ремонтом основных средств, могут быть начислены суммы:
- текущих затрат согласно заключенным договорам (государственным контрактам);
- фактически произведенных затрат за счет средств резерва на проведение ремонта.
Налогообложение
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходы на проведение ремонта нефинансовых активов в составе основных средств, участвующих (применяемых) в выполнении государственного (муниципального) задания, не включаются в базу по налогу на прибыль.
Расходы на проведение ремонта нефинансовых активов в составе основных средств, участвующих (применяемых) как в выполнении государственного (муниципального) задания, так и при осуществлении приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения и распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина России от 2 октября 2017 г. № 03-03-05/64008).
В случае если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
В случае если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения (ст. 324 НК РФ).
Внимание!
План ФХД с учетом изменений утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22 Требований № 81н).