Госзаказ: интересные моменты
Э.А. Кипарисов, юрист
Как известно, учреждения могут не заключать государственные (муниципальные) контракты в том случае, если сумма закупаемых товаров, работ, услуг не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей). При этом учреждения вправе закупать одноименные товары, работы, услуги в течение квартала без заключения государственного или муниципального контракта (ст. 71 БК РФ). Между тем, если цена сделки превышает 100 000 рублей, а государственный (муниципальный) контракт не заключен, договор признают недействительным (ст. 168 ГК РФ) как не соответствующий законодательству (постановления ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. по делу № КГ-А40/5680-06, Центрального округа от 20 августа 2007 г. по делу № А68-7112/06-381/3, Поволжского округа от 25 июля 2007 г. по делу № А12-20377/06-С9). Каждая из сторон обязана будет возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуральной форме (в том числе при пользовании имуществом, выполнении работ или предоставлении услуг) возместить его стоимость в деньгах (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Надо сказать, договор признают недействительным и в случаях, если:
- не был проведен открытый конкурс, нет доказательств того, что размещение заказа осуществлялось путем запроса котировок цен на товары или у единственного исполнителя (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 марта 2006 г. по делу № Ф04-997/2006(20583-А27-13), Восточно- Сибирского округа от 1 марта 2006 г. по делу № А78-5382/05-С1-3/5-Ф02-634/06-С2), Северо-Западного округа от 8 февраля 2006 г. по делу № А05-11739/05-13);
- в конкурсе участвовал только один участник (такой конкурс признают несостоявшимся (п. 5 ст. 447 ГК РФ, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2007 г. по делу № Ф04-2458/2007(33634-А03-30)), а также если контракт заключен и вовсе без проведения конкурса (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 г. по делу № А82-14604/2006-45);
- финансирование контракта не предусматривает расходования бюджетных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. по делу № Ф04-2600/2006(22330-А27-8), от 27 апреля 2006 г. по делу № Ф04-1796/2006(21933-А27-30));
- контракт не подписан представителем уполномоченного органа (учреждения) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу № А39-4096/2005-117/14).
Обратите внимание: если учреждение по ошибке заключило обычный договор (не государственный или муниципальный контракт) на сумму, превышающую законодательно установленный лимит, выход есть. Следует заключить дополнительное соглашение. В нем указать, что пункт договора, относящийся к цене контракта, излагается в новой редакции. Конечно, в договоре должно быть прописано, что объем, характер и стоимость работы, составляющей предмет договора, определяется сметной документацией и планом мероприятий, которые являются приложением к договору. Измененная цена должна соответствовать цене, указанной в локальной смете. При таких условиях договор не будет рассматриваться как государственный (муниципальный) контракт. Значит, санкции за несоблюдение законодательства о государственном заказе организациям не грозят (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. по делу № А10-2342/06-Ф02-7313/06-С2).
По правилам
Одним из самых распространенных способов размещения заказа являются торги (в форме конкурса или аукциона). Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными (ст. 449 ГК РФ). Поэтому очень важно оформить все правильно.Про извещения
В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения (п. 4 ст. 21 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон)):- форма торгов;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
- предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и объем работ, услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- срок, место и порядок представления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
- преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе устанавливать преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов в порядке и в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.
И если со всеми остальными данными и показателями проблем, как правило, не возникает, то с ценой контракта просто беда — ее все время забывают проставить. Как вы уже, наверное, догадались, служители Фемиды признают такие контракты недействительными (постановления Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. по делу № А10-202/07-Ф02-6540/07, Поволжского округа от 27 апреля 2007 г. по делу № А65-18066/2006-СГ3-28, Северо-Западного округа от 23 января 2007 г. по делу № А05-6327/2006-3).
Не предъявляйте требований
Кроме того, ошибки допускают и в оформлении конкурсной документации. И в 99 процентах случаев они связаны с новыми, еще не освоенными требованиями законодательства. Так, Закон от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ внес изменения в Закон № 94-ФЗ. Поправки касаются в том числе и требований к составу конкурсной документации. С весны 2007 года в нее нельзя включать (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы*), а также требования к деловой репутации, требования о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований предусмотрена Законом (п. 2.1 ст. 22 Закона). По смыслу указанной нормы не должны оцениваться и документы, подтверждающие заявленные участниками конкурса показатели, в противном случае участник конкурса, выполнивший требования, не отступив от условий конкурсной документации, будет поставлен в неравные (худшие) условия по сравнению с участником конкурса, приложившим такие документы к заявке на участие (решение арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2007 г. по делу № А40-11987/07-62-109, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2007 г. по делу № А05-6327/2006-3). Это является нарушением условий проведения конкурса, противоречит пункту 2 статьи 28 Закона, в соответствии с которым оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Не допускается использование не предусмотренных конкурсной документацией критериев оценки заявок на участие в конкурсе (п. 6 ст. 28 Закона). При выборе победителем конкурса организации, предложившей не предусмотренные условиями конкурса дополнительные услуги при наихудших условиях по цене, нарушаются цели законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, указанные в статье 1 Закона. В частности, цели эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.* Это сведения о производственном стаже, объеме продукции за предыдущий год, а также профессиональный уровень промышленно-производственного персонала (средний трудовой стаж, средний тарифный разряд), производительность труда по оцениваемому виду деятельности (выработка на одного производственного рабочего, на одного работающего).
О сроках
Договор считают заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (срок договора, объем работ, к примеру).В контракте не лишним будет указать то, что при определенных условиях сроки выполнения работ могут быть изменены (для этого одна из сторон должна будет обратиться к другой с предложением об изменении условий контракта) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 сентября 2007 г. по делу № А29-9555/2006-4э).
Заметим, претензии контрагентов к тому, что учреждение не произвело оплату при том, что поставка осуществлена за пределами срока поставки — несостоятельна (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 июня 2007 г. по делу № А28-7354/2006-389/17). Дело в том, что истечение срока действия контракта влечет прекращение обязанности поставщика по поставке товара, предусмотренного договором. Ведь бюджетные средства на обеспечение реализации государственного контракта закладывают в бюджете на определенный год, поэтому исполнение принятых по сделке обязательств должно осуществляться в соответствующем финансовом году. Судьи отвергают доводы о том, что наличие в контракте календарного плана поставок, разбитого по кварталам года и условия о действии контракта до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств является основанием для применения судом правил пункта 1 статьи 511 Гражданского кодекса. Не принимают во внимание арбитры и то, что заказчик не воспользовался правом на отказ от принятия поставленных с просрочкой товаров.
По правилам пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору (п. 3 ст. 425 ГК РФ). При этом, когда в договоре предусмотрен срок поставки товара и срок действия договора, то при просрочке передачи товара в согласованный в договоре срок за поставщиком, в соответствии со статьей 511 Гражданского кодекса, сохраняется обязанность восполнить недопоставку товаров в пределах срока действия договора поставки. Следовательно, по общему правилу истечение срока действия договора поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар. Другими словами, если условиями договора предусмотрено, что поставка осуществляется поквартально вплоть до четвертого квартала года, а сторонами не оговорен иной срок передачи товара, то у поставщика отпадает обязанность отгружать товар в том же четвертом квартале года.
Про ответственность
Если все существенные условия были согласованы, но одна из сторон их не соблюла, другая вправе потребовать либо выплаты неустойки (п. 9 ст. 9 Закона), либо расторжения контракта, и судьи ее поддержат (постановления ФАС Московского округа от 6 ноября 2007 г. по делу № КГ-А40/11353-07, Западно-Сибирского округа от 6 июня 2007 г. по делу № Ф04-3547/2007(34883-А81-38), Северо-Кавказского округа от 18 июля 2007 г. по делу № Ф08-3568/2007, Центрального округа от 2 ноября 2007 г. по делу № А64-7081/06-14, решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2007 г. по делу № А40-1012/07-56-10). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства.Для заказчика размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Закона).
Обратите внимание: при невыполнении требований, оговоренных в контракте, контрагенты вправе требовать и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Однако при определенных обстоятельствах в их выплате могут отказать. К примеру, если финансирование учреждения-должника производилось не в полном объеме (постановление ФАС Уральского округа от 7 февраля 2007 г. по делу № Ф09-396/07-С5). Арбитры ссылаются на письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 января 1997 г. № С1-3/ОП-10. Там сказано, что невыделение учреждению (полностью или частично) денежных средств, необходимых для оплаты учреждением в соответствии с договором переданных ему товаров, оказанных услуг, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и служить основанием для освобождения его от имущественной ответственности в виде взыскания неустойки, штрафа, пени. Такое освобождение возможно в случае, когда учреждение в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса представит доказательства принятия всех необходимых мер, направленных на выполнение обязательства, проявления необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Изменение бюджетных ассигнований
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения (если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.Если стороны не достигли соглашения о расторжении договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, то заинтересованная в расторжении договора сторона вправе потребовать по суду его расторжения при одновременном наличии следующих условий:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Внимание
Если в договоре аренды не определен срок, в течение которого арендатор может пользоваться объектом, договор считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом контрагента за месяц, а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Однако досрочное освобождение помещения не является основанием для прекращения обязательства по внесению арендных платежей (п. 13 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 г. № 66, постановление ФАС Центрального округа от 12 ноября 2007 г. по делу № А08-8204/06-3). То есть если договором предусмотрена обязанность арендатора уведомить арендодателя о досрочном расторжении договора за определенный срок до предполагаемой даты прекращения обязательства, то вне зависимости от даты фактического освобождения арендатором помещения его обязанность по оплате помещения прекращается только после истечения указанного срока (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 ноября 2007 г. по делу № А82-16770/2006-35).Внимание
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором (ст. 450 ГК РФ).Договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон только по решению суда и при существенном нарушении договора другой стороной, либо в иных случаях, предусмотренных договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Поэтому в контракте желательно указать такой пункт: «Заказчик вправе потребовать расторжения контракта в одностороннем порядке. О расторжении контракта заказчик уведомляет подрядчика за ___ дней до момента расторжения».
На заметку
Если в контракте не согласованы существенные условия, конкурс на заключение контрактов не проводился, деньги из бюджета не выделялись — все это само по себе не является безусловным основанием для неоплаты выполненных работ, если установлено, что подрядчик, исполнитель передал заказчику результат работ и последний пользуется им, что свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ. В таком случае следует исходить из того, что между сторонами существуют фактические отношения.Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 2